В.В. Давыдов — личности надо «выделаться»

Василий Васильевич Давыдов родился 31 августа 1930 года. Символично: накануне учебного года. Школе он отдал всю энергию своего творчества, все жизненные силы. Ради школы, учителей и детей в марте 1998 г. он поехал в сибирский город Когалым, где прервалась его жизнь…

В.В. Давыдов — личности надо «выделаться»

В. В. Давыдов родился в 1930 году в Москве в рабочей семье: его отец был металлургом, а мать — работницей текстильного комбината. По окончании с золотой медалью школы рабочей молодежи в 1948 году он поступил на отделение психологии философского факультета Московского университета, хотя все могло сложиться иначе. В. В. Давыдов по рекомендации академика И. П.Бардина собирался, как и его отец, стать металлургом и получать высшее образование в Московском институте стали и сплавов, но случайная встреча заставила его принципиально изменить планы. Учебу в университете Давыдов совмещал с работой преподавателем психологии и логики в средних школах Москвы.

Научная встреча Давыдова с Элькониным(ранее Давыдов слушал его лекции по детской психологии) состоялась в 1958 году, когда Давыдов в качестве редактора готовил к изданию книгу Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте». Эльконин пригласил Давыдова в свою лабораторию. С 1959 года начинается период работы Давыдова в лаборатории психологии детей младшего школьного возраста Института общей и педагогической психологии АПН РСФСР, который в 1970 году вошел в структуру Академии педагогических наук СССР, а с 1992 года преобразовался в Психологический институт РАО.

Это — начало творческого взаимодействия молодого психолога В. В. Давыдова и сформировавшегося ученого, ученика и последователя Л. С. Выготского Д. Б. Эльконина. Им удалось создать особое образовательное учреждение, на базе которого проводилось исследование возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками: в 1959/60 учебном году в московской 91-й школе (впоследствии получившей статус экспериментальной) началось обучение по новым программам. В 1961 году Эльконин передал Давыдову лабораторию, которую тот и возглавлял до конца жизни. По мнению современных психологов, именно в этот период начала складываться научная школа Давыдова.

В результате исследований удалось установить существование значительно больших, чем это считалось ранее, познавательных возможностей детей младшего школьного возраста. Эти первые результаты были положены в основу принципиально иного подхода к пониманию содержания и методов обучения, получившего название развивающего обучения.

Московский планетарий. Школьники у солнечных часов https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/2019/09/10/11ql9q0ojquarhsw_1024.jpg
Московский планетарий. Школьники у солнечных часов https://735606.selcdn.ru/thumbnails/photos/2019/09/10/11ql9q0ojquarhsw_1024.jpg

Некоторые факты биографии

Как всякий настоящий Учитель, Давыдовзадумывался не только о конкретных проблемах обучения предметным знаниям. В немалой степени его волновали и вопросы становления человеческой личности.

Свое понимание личности Давыдов выразил короткой формулой: для меня личность — это человек со значительным творческим потенциалом. В основе творчества, по мнению Давыдова, лежит воображение, которое развивается в процессе художественной деятельности. Давыдов специально подчеркивал, что лишь приобщение человека к миру искусства создает базу творческих проявлений во всех сферах жизни. Занятие науками может быть успешным при развитом воображении, которое является основой свободной творческой личности.

Название одной из хрестоматийных статей Давыдова «Личности надо „выделаться“» давно стало крылатым выражением в психологии. Он писал:

Наверное, смысл человеческой жизни и заключается в том, что смерть наступает лишь как печальный итог развития организма, а личность, воплощенная в результатах ее деятельности, может жить еще многие годы, а иногда и вечно… Не секрет, что и сегодня мудрость человеческих рук живет в мире современной культуры в виде всевозможных предметов, способов действий с вещами, в самой форме общения наших современников… Личность тем и отличается от прозябающего «частичного индивида»… что, выразив себя в мире, продолжает жить в своем творении и после биологической смерти человека.

https://tunnel.ru/media/images/2018-03/post/116105/2.jpg
https://tunnel.ru/media/images/2018-03/post/116105/2.jpg

На время написания статьи следует ввести «сухой закон»

Вспоминает Владимир Товиевич Кудрявцев, сын знаменитого психолога профессора Т. В.Кудрявцева:

«Василий Васильевич, задорный, энергичный, во взмокшей синей рубашке шагает по подмосковному перрону нам навстречу — идет, как шел и по жизни — самостийно, «на свой необычный манер». Так пел любимый им Владимир Высоцкий. Кстати, Высоцкого, Любимова, Хмельницкого, других таганковцев Василий Васильевич неплохо знал, как знала половина интеллектуальной и художественной Москвы Василия Васильевича. С одними его познакомил философ Валентин Иванович Толстых, с другими, например с Юрием Петровичем Любимовым, он встречался у своего друга-философа Эвальда Васильевича Ильенкова, в его легендарной квартире в Камергерском переулке. Достаточно сказать, что соседом Ильенкова был Михаил Аркадьевич Светлов, который, по рассказам Давыдова, предварял свои визиты стуком в стену. А с Высоцким Давыдов одно время частенько пересекался на подмосковных дачах тогдашних знаменитостей.

Именно этим душным и дымным летом я впервые в жизни оказался в Театре на Таганке. Мы смотрели «Десять дней, которые потрясли мир», спектакль, который вообще начинался на улице. Впрочем, вернемся на перрон. Раздается характерный голос — звучный, звонкий и уверенный. Да! Василий Васильевич готов тут же, не отходя от станции, приступить к работе!

https://tunnel.ru/media/images/2018-03/post/116105/1.jpg
https://tunnel.ru/media/images/2018-03/post/116105/1.jpg

Дело в том, что возглавлявший тогда журнал «Вопросы психологии» Анатолий Александрович Смирнов поручил им написать передовицу по партийно-правительственным решениям относительно совершенствования образования молодежи. Учитывая всю ответственность поручения, А. А. Смирнов, уже в качестве директора Института общей и педагогической психологии, разрешил друзьям не посещать работу и даже порекомендовал уединиться у нас на даче, чтобы спокойно донести до советских психологов исторические задачи, которые ставит перед наукой партия.

Правда, при этом он оговорил жесткое условие: на время написания статьи следует ввести «сухой закон», который после этого можно нарушать на протяжении двух дней, засчитываемых авторам как рабочие. Как очевидец, свидетельствую: условие авторы соблюли самым пунктуальным образом. […]

Через много лет я прочитал эту статью. Статья была написана столь умно и хитро, что создавалось впечатление, будто партия, правительство и лично т. Брежнев при выработке своих решений с самого начала руководствовались идеями ее авторов. А лейтмотив передовицы состоял в том, что наипервейшим условием исполнения высоких предначертаний является разносторонняя психологизация образования — с опорой на наиболее перспективное из того, что наработали к тому времени советские психологи".

Интересно? Еще можно почитать

1) Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.

Решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живёт. В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные качества личности.

Этоти еще 51 материалов VIKENT.RU по теме Творческое развитие детей

3) Видео: #развитие личности ДЕТЕЙ: интеллектуальный / творческий кружок = ?

4) Уникальный контент: НОВЫЕ ТЕМЫ & создание НОВЫХ жанров

Регистрация Новичков на бесплатный онлайн-курс VIKENT.RU + Правила, почему Вас могут удалить: https://vikent. ru/w0/

Источники

Начать дискуссию