{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как правильно использовать CRM

Цель статьи – лайфаки, как сегодня говорят, по максимально эффективному использованию CRM для предпринимателей.

Под предпринимателем в этой статье я подразумеваю всех людей, которые зарплату платят себе сами. От фрилансеров до собственников огромных компаний.

Мои лайфаки основаны на личном опыте пользователя, администратора, внедренца, руководителя и собственника компании. Первое мое знакомство с CRM состоялось в далеком 2005 году: моя конторка тогда торговала софтом, и от одного банка поступила заявка на покупку и внедрение SalesLogix.

Потом мы много лет продавали, внедряли и сами использовали модули CRM в продуктах 1С, Паруса, Галактики. Позже перешли на Amocrm, Битрикс и Creatio.

Оставим за рамками статьи вопросы «Что такое CRM?» и «Нужна ли она вообще?». Для кого-то ответы на эти вопросы очевидны, а тем, кто не знает ответов, эта статья, возможно, поможет определиться.

Стартаперам, мастерам и специалистам

Всем тем, кто продает товары или услуги пока на не регулярной основе, тем, кто платит зарплату только себе.

Какой самый важный актив любого бизнеса? Его клиенты. Клиентская база – самое главное на старте. Будь у Вас хоть самая классная идея, команда, технология. Не будет клиентов – не будет ничего.

Каждый контакт, каждый лид на вес золота. Регистрация и вечное хранение контактов – первая и самая важная задача CRM.

Вы можете забыть записать номер предполагаемого клиента, забыть, в каком чате он обращался к Вам, потерять его визитку. CRM не забывает ничего и никогда. В моем личном бизнесе именно старые, бывшие клиенты часто помогали вытащить бизнес в трудные времена.

Вам необходимо организовать с помощью CRM так, чтобы каждый контакт предполагаемого или реального клиента, где бы он ни состоялся: по телефону, в почте, в мессенджере, в социалках или на форуме – четко фиксировался и хранился в СRМ.

Предпринимателям, которые уже платят 1-2 сотрудникам

В Вашем бизнесе появилось делегирование. Делегирование - это грамотное, экономически выгодное распределение ресурсов. Прежде всего времени.

Вам необходимо организовать Таsк-менеджер в СRМ. Это позволит понимать и Вам, и Вашим сотрудникам, что, когда, кто должен делать.

Собственник – руководитель.

Вы вышли из операционки, у Вас несколько сотрудников, но пока ни одного руководителя. Вы планировщик и решала. Ваша основная задача – замеры. Измерять все, что только можно: от количества лидов до остатков товара на складах.

Не измеряем – значит, не управляем.

Для учета, измерения показателей, организации процесса работы, собственно, и создана CRM.

Предприниматель со свитой

Вы уже не управляете напрямую линейным персоналом, у Вас для этого уже есть руководители.

Руководители стоят дорого. Зарплатный фонд растет.

С помощью CRM Вы можете освободить дорогое время сотрудников за счет автоматизации. Например, это автоуведомления для клиентов и сотрудников, генерация документов по шаблонам, сбор обратной связи от клиентов и т.д.

Вы вышли из бизнеса, у бизнеса есть директор

Ну как вышли? Да, Вы не рулите руководителями, не особо контролируете, не планируете. Но всегда будут вопросы, которые можете решить только Вы. Причем помимо вопросов, на которые можно ответить «Я подумаю и скажу», будут вопросы, ответы на которые надо будет дать здесь и сейчас.

Отчетность по всем метрикам в режиме реального времени. Отчетность, которая позволяет принять нужное решение. Вот задача Вашей СRМ на этом этапе.

Спасибо тем, кто дочитал до конца

Теперь Вы знаете, как на каждом этапе Вы можете использовать Вашу СRМ максимально эффективно. Надеюсь, это было полезно и поможет Вам в развитии Вашего бизнеса.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Максим Давыдов
Цель статьи – лайфаки

Лайфхаков, как таковых не увидел, лишь то, зачем разной должности нужна crm

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step
Автор

Ну наверное я не совсем понимаю что такое лайфаки. В любом случае спасибо за обратную связь.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Прозоров

"Лайфаков", равно как и лайфхаков, тоже не увидел.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step
Автор

Мне самому стыдно за эту статью.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Tech

"Каждый контакт, каждый лид на вес золота. Регистрация и вечное хранение контактов – первая и самая важная задача CRM." (с)

Добавлю:
Первый шаг к ЦРМ - таблица в Экселе, Access или даже запись в тетрадке.
Уже это - база данных, с которой можно работать.
///
"Вы вышли из бизнеса, у бизнеса есть директор" (с)
"Предприниматель со свитой " (с)

Тут, таки, не ЦРМ, а ERP уже активно клюет в темечко.
///
А вообще мне как-то свезло встречать руководителей, что вваливают мешки денег в ИТ-системы, но сами ими не пользуются.

Как тот Якокка, который "я работаю с людьми, не компьютерами"...

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step
Автор

Мы на базе внедрения и разработке IT решений уже давно разделили руководителей на 2 типа
1 кто сам горит IT и 2 кто делает это потому что приперло
А вот кто из них лучше, даже не знаю, платят вроде одинаково, мотивация? так у вторых она чаще выше - типа если я чего решил, так выпью обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

А как вы определяет это?
Сотрудники же сами не признаются, что их воротит от работы.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step
Автор

Определяем что? тип руководителя? У нас есть бриф знакомство там есть правильные вопросы

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда