{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Король умер, да здравствует новый король: сколько теперь стоит клиент на маркетплейсах и в собственном интернет-магазине

Почему у многих брендов до сих пор нет собственного онлайн-магазина и налаженного D2C канала продаж? Ощутимый порог вхождения, нехватка персонала на онлайн в условиях кадрового дефицита, высокая цена привлечения клиента. Даже компании, у которых есть брендовая онлайн-витрина, часто делают ставку на маркетплейсы: работать с ними понятнее, проще и дешевле.

Узнали в этих вариантах себя и свой бизнес? Тогда вам полезно будет узнать, что некоторые из этих аргументов — спорные, а другие попросту устарели: клиент на маркетплейсе — больше не самый простой и дешёвый.
В этой статье мы поделимся своим опытом и разберёмся, как поменялась ситуация на маркетплейсах, сколько стоит привлечь клиента в свой интернет-магазин и какие каналы выбирать брендам.

Приходи в наш ТГ канал за идеями для своего брендового интернет-магазина и за обнимашками!

Помни, главное - это команда)

МАТЕМАТИКА ИНТЕРНЕТ0

Допустим, вы — владелец компании, ваша цель — продавать в собственном интернет-магазине на сумму не менее 100 миллионов рублей в год, и вы готовы сделать всё по уму, а не для галочки. Качественный интернет-магазин — рассчитанный на серьёзные нагрузки и на базе современного стека технологий, а не Tilda — обойдется вам минимум в 5 миллионов рублей и 5 месяцев разработки. Его развитие — ещё в 70% от изначальной стоимости. Итого — примерно 7 миллионов в первый год и не менее 3,5 млн рублей ежегодно в дальнейшем на поддержание и обновление. Отдел электронной коммерции — это 3-6 месяцев поиска сотрудников (с учётом кадровой ситуации в стране), 10-15 человек в штате и ежемесячные не менее чем 1,5 млн рублей зарплатного фонда. Затраты на персонал и IT-платформу в первый год или два будут не меньше 30-35 % от выручки, а дальше — от 15 до 25 %. Минимум полгода интернет-магазин будет только потреблять ваши деньги, ничего не принося взамен, и гарантий на будущее вам дать никто не сможет.

Стоит ли овчинка выделки? Мы уверены, что да.

Во-первых, не обязательно делать всё долго, дорого и самим. Грамотный аутсорсинг — хорошая альтернатива: на рынке есть предложения компаний с уже собранной командой, готовым стеком технологий и даже гарантиями; такие медиаторы помогут вам запуститься быстрее и дешевле без потери в качестве. Во-вторых, у собственного брендового магазина есть косвенные преимущества, о которых мы подробнее поговорим дальше. В-третьих, дороговизна привлечения клиента — понятие относительное: в новых реалиях развития маркетплейсов сравнение стоит провести заново.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ

Клиент на маркетплейсе дешевле, чем в любом другом канале — так мы привыкли думать. Раньше идеальная схема работы с маркетплейсом выглядела просто: заводишь товар, прорабатываешь карточки товаров, работаешь с отзывами клиентов, попадаешь в топ выдачи и держишься на органическом трафике.

Проделав этот нехитрый путь, бренды до сих пор получают доступ к самой ягодной поляне во всём лесу: согласно статистике посещаемости сайтов в России, на Ozon, Wildberries и Яндекс приходится до 80% интернет-пользователей России. 60% всех продавцов выбирают Wildberries своей площадкой для работы, ещё 25% продают на Ozon. Маркетплейсы могут достучаться до покупателей из любого демографического сегмента: миллениалы закажут себе обед из “Яндекс.Лавки”, а бабушки за 70 — подарок внучке в другом городе. Клиенты маркетплейсов платят за место под солнцем перед миллионами потребителей, и в этом гигантам российского рынка равных нет.

Но в последнее время кратный прирост селлеров и новых продуктов привёл к серьёзному росту конкуренции на платформах. Первая страница поисковой выдачи превратилась в лакомый кусок замкнутого круга: попасть туда, не продавая по 500 тысяч товаров в месяц, невозможно, но и продавать в таких объемах, не попав на первую страницу, не выйдет.

Более того, в так называемом “топе” появились рекламные места — их продают и Wildberries, и Ozon, и Lamoda. Мы в Unybrands работаем с маркетплейсами меньше, чем с брендовыми магазинами, но наш опыт говорит о том, что скоро первая страница станет полностью платной, и органической выдачи в привычном понимании не останется. И мы в своём мнении не одиноки.

Маркетплейсы — сильные площадки с мощной аудиторией, и если раньше они зарабатывали на брендах за счёт комиссии и логистики, то теперь ещё и за счёт размещения. Ситуация выглядит следующим образом: на площадки льётся немыслимый трафик, но средний чек и маржинальность постепенно падают, и бренды вынуждены бороться за 5-6 рублей маржи. И если вы — не Coca-Cola, то привычная схема работы с маркетплейсами перестаёт быть актуальной.

При этом маркетплейсы не поднимают показатель LTV вам — они работают на свой жизненный цикл клиента, но за ваш счёт (акции, скидки, реклама). Те же Wildberries запретили размещать в карточках товаров любую информацию, уводящую покупателя с их сайта на ваш или в Телеграм-бот. Остаётся только надеяться, что политика маркетплейсов сменится, но рассчитывать на это мы бы не стали — как минимум потому, что маркетплейсам трудно внедрить необходимый инструментарий.

Главная претензия предпринимателей к ведущим российским площадкам — рост затрат. Если коротко, то бизнесы отдают уже 40-50% цены товара в пользу маркетплейсов, но те не несут никакой ответственности: лес рубят, щепки летят, и оплачивают их владельцы бизнеса.

Бизнес, работающий с маркетплейсами, не контролирует логистику и не может улучшить сервис для своих клиентов, но гарантированно принимает на себя имиджевый удар. Далеко не все клиенты понимают, как устроена работа бизнеса с маркетплейсом, и любой просроченный или испорченный товар — угроза вашей репутации, а не претензия отделам Ozon, отвечающим за фулфилмент.

Наши маркетплейсы проходят тот же путь, что и зарубежные гиганты — Amazon, Aliexpress, Alibaba. В какой-то момент и наши площадки переполнятся настолько, что бренды не смогут выделиться из массы селлеров, и потребители начнут искать выгодные предложения и сервис “на стороне”.

ЗАТРАТЫ НА D2C И МАРКЕТПЛЕЙСЫ

Да, маркетплейсы становятся ощутимо дороже. Но самое важное открытие — более детальное: по нашим наблюдениям, затраты на рекламу на маркетплейсах и в управляемых нами брендовых магазинах практически сравнялись.

В 2022-м году наши маркетинговые затраты на маркетплейсах в среднем составляли от 2 до 4% от общего оборота. В этом году для поддержания той же динамики роста мы тратим на рекламу уже 6 - 15%, и это цифры для уже присутствующих на платформах брендов. Причины мы озвучили выше — усиление конкуренции, рост общего веса рекламы и высокие операционные затраты на обработку заказов на маркетплейсах. По сути, рекламные затраты стали обязательной скрытой комиссией.

Что касается D2C-канала Unybrands, на маркетинговое продвижение брендовых магазинов своих клиентов мы тратим те же суммы, что и год назад — от 7 до 23% от стоимости товара. В среднем затраты держатся на уровне 15%, в первую очередь за счёт повторных продаж. Эта цифра актуальна для брендов, ориентированных на рост выше рынка — многие тратят и по 5%, но серьезного роста при таких вложениях ждать не приходится.

Ещё 2 года назад поверить в такой расклад было трудно, но сегодня затраты на собственный брендовый магазин сопоставимы с затратами на маркетплейсы. И если раньше туда шли те, кто не хотел переплачивать за рекламу, то теперь этим бизнесам платить в любом случае придётся.

Маркетинговые вложения сравнялись по модулю, но их реальная ценность всё же отличается. И счёт не в пользу маркетплейсов: рекламный бюджет на маркетплейсах просто покупает вам место повыше в каталоге, а с маркетинговым продвижением в собственном интернет-магазине вы получаете прямые продажи и бонус в виде узнаваемости бренда. И это не говоря о понимании продукта, построении комьюнити, трансляции ценностей и заботе о репутации.

ОМНИКАНАЛЬНОСТЬ И ЛОЯЛЬНОСТЬ

Хорошая новость для бизнеса в том, что выбирать между маркетплейсами и D2C моделью не нужно: на наш взгляд, оптимальная стратегия подразумевает омниканальность, лояльность и единую ценовую политику.

Диверсификация рисков — одна из скрижалей опытных предпринимателей: об этом расскажет любой продавец, построивший бизнес на продажах в Instagram и оказавшийся не у дел в 2022-м году. Задача бизнеса — быть везде, где есть ваш клиент, но делать это грамотно.

Наша стратегия — формирование сообщества. Добиваться этой цели при помощи D2C канала намного проще, потому что в нашем распоряжении больше инструментов: программы лояльности, реферальные программы, SMM, CRM маркетинг. На маркетплейсах аналогичных механизмов нет: технически очень трудно дать возможность миллионам селлеров связываться с площадкой и предоставлять адекватную обратную связь. Справедливости ради отмечу, что у Ozon программа лояльности для магазинов всё-таки есть, но пользы от неё мало.

Вложения в маркетинг для повышения узнаваемости бренда приносят продажи по всем каналам. В качестве примера — наш собственный кейс. После выхода рекламной интеграции с крупным блогером, опубликовавшим ссылку на сайт бренда, мы продали напрямую 2500 пар очков, но вдобавок получили 800 продаж на Wildberries (сверх обычно получаемых). В течение недели мы зафиксировали на маркетплейсе ещё 400 дополнительных покупок сверх нормы, плюс порядка 700 до конца месяца через D2C в рамках этой интеграции. Итого — 3200 продаж через собственный интернет-магазин, куда вела реклама, и 1200 — через маркетплейс. А 5 тысяч человек, подписавшихся на соцсети по итогам рекламы, остаются с нами и продолжают покупать через оба канала.

Мы не знаем, продали бы мы эти 1200 пар, не будь Wildberries. Зато знаем, что люди покупают там, где им удобнее — а значит, мы должны их там ждать. И параллельно работать над популярностью бренда: большинство покупок тех же очков до сих пор совершается по прямым брендовым запросам, т.е. люди заведомо знают, что именно они хотят купить.

Но одного присутствия на крупных маркетплейсах и собственного интернет-магазина мало: важно уважать свою аудиторию и соблюдать ценовую политику на всех своих площадках. Когда Ozon поставил за свой счёт скидку на наш товар, мы не просто просели на 40% по выручке, но и упустили потенциальных и существующих клиентов: люди были недовольны, что на официальном сайте куртки стоили дороже, чем на маркетплейсе, разочаровывались и оставляли негативные отзывы.

На собственном сайте у вас есть возможность оказать клиенту больше внимания: гарантировать качественную доставку и её сроки, предложить накопительную скидку после нескольких предыдущих покупок или бонус за подписку на рассылку/соцсети. Никто не ждёт открытку или красивую упаковку с заказом на Wildberries, а вот с доставкой кашемирового свитера из бутика — почему бы и нет?

ВЫВОДЫ

Итак, горькая голая правда: маркетплейсы — больше не панацея. Это отличный инструмент, дающий доступ к колоссальной аудитории. Маркетплейсы вынуждены поднимать цены из-за высоких операционных затрат и постоянных инвестиций в инфраструктуру. В США, где платформы уже прошли тот же путь, присутствие на Amazon в среднем обходится предпринимателям в 47-57 % от стоимости товара — а значит, и нам пора включать в свою юнит-экономику похожие цифры.

По нашему опыту, затраты на продвижение в маркетплейсах сравнялись с вложениями в полноценный маркетинг на собственной онлайн-платформе и составляют теперь до 16% цены товара вместо 1-4%, как было раньше.

D2C канал маркетинга — уже не самый дорогой в относительных цифрах, но самый эффективный. В первую очередь потому, что он работает в сингулярности со всеми остальными и приводит клиентов на все платформы сразу. Но на своей площадке вы контролируете сервис, логистику, а значит, и репутацию, а заодно получаете быструю обратную связь и статистику для улучшения продукта. А раз маркетинговые затраты двух каналов сопоставимы, зачем покупать клиентов маркетплейсам, если можно купить их себе? Лояльный клиент найдет вас там, где ему будет удобно.

Поэтому мы в Unybrands считаем, что бизнесам стоит делать ставку на омниканальную стратегию развития: обеспечивать своё присутствие на всех платформах, где есть их клиент, будь то традиционная розница, маркетплейсы или собственный интернет-магазин.

Главный приоритет развития бизнеса в онлайн-пространстве — построение лояльного комьюнити бренда. Бесперебойный опыт покупок и хорошие впечатления от всех точек касания — залог вашей репутации. Уровень сервиса и индивидуальный подход — способ выделиться на фоне конкурентов.

Не уверены, способен ли на это ваш имеющийся магазин, или опасаетесь серьёзных вложений для его открытия? Приходите на консультацию в Unybrands: мы бесплатно проведём аудит вашего бизнеса и расскажем про возможные точки роста.

Приходи к нам в канал за новыми идеями для развития своего бренда:

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Вячеслав

Есть кейсы с эффективными методами борьбы с демпингом на маркетплейсах? Постоянные акции, распродажи. Сейчас уже китайцы начали напрямую продавать. Нужно лишь подождать месяц и получить товар чуть ли не на 40-50% дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Алла Смородинова
Автор

Менять стратегию развития бренда. Кстати, скоро на РБК выйдет моё интервью на эту тему. Пришлю ссылочку)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав

Хорошо. Давайте.

Ответить
Развернуть ветку
Эмиль Жибаров

Понравилась идея о грамотном аутсорсинге для быстрого и бюджетного запуска

Ответить
Развернуть ветку
Алла Смородинова
Автор

Дай Бог здоровья) И жену шикарную)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алла Смородинова
Автор

Не, у нас бесплатно, Андрей)

Ответить
Развернуть ветку
Алла Смородинова
Автор

А стоимость такого сайта как мы делаем примерно 20 млн. Учитывая все технологии…. Но, это тол ко спецы понимают) Так что, можем не углубляться туда)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда