75 сильных вопросов Д. Клаттербака для руководителей и собственников бизнеса

Сильные вопросы – это те вопросы, которые побуждают собеседника осознать некую происходящую ситуацию или проблему и самому предложить ее решение. Сам термин был введен профессором Дэвидом Клаттербаком, одним из пионеров коучинга и менторинга, в его книге – руководстве, которая так и называется: «Сильные вопросы для коучей и менторов».

Д. Клаттербак. Источник: «Яндекс. Картинки».
Д. Клаттербак. Источник: «Яндекс. Картинки».

Каждый руководитель – коуч своего коллектива

Коучинг – партнерство с Клиентами, стимулирующее мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала.

Кодекс этики коуча Международной Федерации коучинга ICF.

Не то же ли самое должен делать каждый, кто руководит коллективом?

Любой нормальный начальник так или иначе стимулирует мыслительные и творческие процессы своих подчиненных (хорошо, когда он это делает без использования нецензурной лексики и других подобных приемов 😊) , вдохновляет на раскрытие профессионального потенциала, впрочем в некоторых случаях, личного, в том числе.

Особенно это актуально в России, где корпоративный коучинг находится на стадии зарождения, где редко какая компания может позволить себе нанять коуча, да и если он будет, то не факт, что сотрудники станут с ним охотно работать. Понятно же, с каким недоверием большинство людей в нашей стране относится к коучингу.

Знание принципов «сильных вопросов» явно упрощает руководителю выстроить эффективные и гармоничные во всех смыслах отношения с коллективом.

Когда и как использовать «сильные вопросы»?

Мы используем «сильные вопросы» в ситуациях, когда необходимо получить от сотрудника предложения по решению какой-либо проблемы или на стадии разработки проекта – в последнем случае получается небольшая стратегическая сессия и она может быть проведена даже с одним представителем компании, который как раз будет заниматься в дальнейшем этим проектом.

Перед тем как задать вопрос, необходимо спросить у самого себя?

  • Зачем я хочу задать этот вопрос? (В чём моя мотивация? Вопрос задается, чтобы помочь собеседнику в осмыслении ситуации или, допустим, я хочу удовлетворить свое любопытство?
  • Человек готов принять мой вызов? (Я уже имею в наличии достаточно фактов?)
  • Когда будет нужный момент, чтобы задать вопрос? (Не прерывайте мысли людей – дайте им сначала подойти к концу своих размышлений).

При формулировке вопроса главное – не критиковать собеседника, ведь как только мы слышим критику в свой адрес, тут же вступаем «в оборону».

Иногда самые сильные вопросы могут быть заданы с опорой на собственные слова клиента. До того, как сформулировать свой сильный вопрос самостоятельно, обратите внимание на то, что клиент только что сказал. Так, утверждение: «Я чувствую, что все плывет по течению» может породить вопрос: «Что с вами происходит, когда вы плывете по течению?» или «Когда вы думаете о том, чтобы плыть по течению, куда переносит вас ваше воображение»?

Д. Клаттербак: «Сильные вопросы для коучей и менторов».

prairie – формула сильных вопросов

Для построения ваших собственных сильных вопросов, Д. Клаттербак рекомендует использовать формулу prairie – аббревиатура, согласно которой вопрос должен быть:

  • P = personal / личный (он кажется созданным специально для этого клиента, момента, проблемы)
  • R = resonant / резонирующий (он ударяет сильным эмоциональным аккордом
  • A/I = acute and incive / острый и проницательный (он относится напрямую к сути проблемы)
  • R = reverberat / «долгоиграющий» (клиент будет возвращаться к нему в своих последующих размышлениях)
  • I = innocent / невинный (в нем нет практически ничего от ожиданий коуча или наставника)
  • E = explicit / четкий (он выражен несколькими простыми словами).

Д. Клаттербак выделяет 75 ситуаций, когда эффективны сильные вопросы:

  1. Подотчетность
  2. Агрессивность
  3. Настойчивость
  4. Предположения
  5. Аутентичность/ Этика
  6. Изменение поведения
  7. Скука
  8. Границы
  9. Выгорание
  10. Управление карьерой
  11. Приверженность
  12. Коммуникации
  13. Конфликт
  14. Заключение контракта
  15. Стратегии копирования
  16. Преодоление неопределенности
  17. Мужество
  18. Творчество / Инновации
  19. Критическое мышление
  20. Принятие решений
  21. Делегирование
  22. Трудный выбор
  23. Сложные разговоры
  24. Сложные отношения
  25. Завершение разговора в коучинге / в менторинге – если вы не коуч, использовать в завершении встречи
  26. Завершение отношений коучинга / менторинге – если вы не коуч, так и использоватьв завершении отношений
  27. Обращение к реальности
  28. Обратная связь (предоставление и получение)
  29. Гибкость
  30. Фокус (его нехватка)
  31. Цели, постановка целей и предназначения – профориентирование в нашем случае
  32. Счастье (печаль)
  33. Идентичность / Понимание себя
  34. Выявление потребности в развитии
  35. Выявление проблем
  36. Влияние на окружающих
  37. Инициатива
  38. Инновации
  39. Интуиция
  40. Умение отпустить
  41. Предназначение в жизни
  42. Слушание
  43. Управление эмоциями
  44. Управление другими людьми
  45. Мотивация
  46. Налаживание контактов
  47. Новая роль
  48. Перфекционизм
  49. Производительность / Результативность
  50. Личные ценности
  51. Личное благополучие
  52. Политика
  53. Власть
  54. Подготовка к сессиям коучинга / менторинге – переговоры, стратегическая сессия в нашем случае
  55. Представительность / Авторитетность
  56. Промедление
  57. Повторяющееся поведение
  58. Управление репутаций
  59. Устойчивость
  60. Самоосознанность
  61. Уверенность в себе / Самооценка / Вера в себя
  62. Самообман
  63. Неудачи
  64. Начало разговора коучинга / менторинга – собеседование – например, в нашем случае
  65. Сильные стороны
  66. Стресс
  67. Принятие ответственности
  68. Управление временем
  69. Доверие
  70. Понимание других людей
  71. Понимание того, как другие люди воспринимают вас
  72. Ценности
  73. Слабые стороны
  74. Благополучия
  75. Баланс «работа – личная жизнь».

Примеры вопросов

Все приведенные ниже вопросы из руководства Д. Клаттербака отлично адаптируются из темы коучинга на взаимодействие в роли начальник / подчиненный.

01 / Подотчетность

  • Что останавливает вас от того, чтобы полностью взять на себя ответственность?

02 / Агрессивность

  • Как бы вы отреагировали, если бы кто-то другой относился к Вам также, как Вы относитесь к окружающим?

03 / Настойчивость

  • Какие пять пунктов Вы действительно намерены реализовать на этой встрече?

04 / Предположения

  • При каких обстоятельствах может оказаться правила противоположное предположение?

05 / Аутентичность/ Этика

  • Что мешает вам уйти?

06 / Изменение поведения

  • Как вы саботируете самого себя?

07 / Скука

  • Чего вы с нетерпением ждете, когда приходите на работу?

08 / Границы

Тема вопроса может касаться напрямую вас самого и тогда вопрос следует задать себе, например:

  • Когда и каким образом мои чувства к клиенту (сотруднику) могли бы стать неуместными (или наоборот?) Какова моя стратегия работы с этим?

В случае, если вопрос границ касается подчиненного:

  • Как, на ваш взгляд, другие могут интерпретировать такое поведение? Как вас можно понять неправильно?

09 / Выгорание

  • Как вы могли бы работать изобретательнее, а не упорнее?

10 / Управление карьерой

  • Какой могла бы стать самая лучшая работа для вас через два года?

11 / Приверженность

  • За что вы готовы взять на себя ответственность здесь и сейчас?

12 / Коммуникации

  • Если бы вы слушали себя, насколько бы убедительны вы были?

13 / Конфликт

  • За что вы бы взяли на себя вину в этой ситуации?

14 / Заключение контракта

  • Какой результат этих отношений наименее удовлетворительно?

15 / Стратегии копирования

  • Кто для вас «достаточно хороший» образец для подражания?

16 / Преодоление неопределенности

  • О чем вы поймете через год, что знали уже сегодня?

17 / Мужество

  • Что вы сделали сегодня, чтобы преодолеть один из ваших стразов?

18 / Творчество / Инновации

  • Что не сработало в прошлом? Что бы вы могли сделать, чтобы превратить это в жизнеспособное решение сейчас?

19 / Критическое мышление

  • Каковы здесь шансы на успех?

20 / Принятие решений

  • Какие факты вы, возможно, переоценили / недооценили?

21 / Делегирование

  • Чтобы произошло, если бы вы больше верили в свою команду?

22 / Трудный выбор

  • Что бы вы сделали, ни будь X, ни будь Y?

23 / Сложные разговоры

  • Какие предположения вы можете сделать об их мотивах?

24 / Сложные отношения

  • Как вы думаете, насколько сложно другому человеку (ему / ей / мне) увидеть вас таким, какой вы есть?

25 / Завершение разговора в коучинге / в менторинге – если вы не коуч, использовать в завершении встречи

  • Что для вас изменилось в результате нашего разговора?

26 / Завершение отношений коучинга / менторинге – если вы не коуч, так и использовать – в завершении отношений

  • За что мы благодарны (оба за период сотрудничества друг с другом)?

27 / Обращение к реальности

  • Что бы увидел сторонний наблюдатель, глядя на эту ситуацию?

28 / Обратная связь (предоставление и получение)

  • Какие сообщения другие люди боятся или стесняются говорить вам?

29 / Гибкость

  • Насколько вам важно точно знать, чего от вас ждут?

30 / Фокус (его нехватка)

  • Каковы пять самых важных результатов вашей работы?

31 / Цели, постановка целей и предназначения

Предназначение

  • Чего вы хотите от вашей работы?

Цели

  • Как вы конкретно узнаете, что вы достигли цели? Насколько это соответствует модели SMART?

32 / Счастье (печаль)

  • Что у вас есть такого, за что вы благодарны?

33 / Идентичность / Понимание себя

  • Что вы хотите от этой ситуации?

34 / Выявление потребности в развитии

  • Когда ваши сильные стороны становятся слабыми?

35 / Выявление проблем

  • Какие негативные для вас ситуации повторяются снова и снова?

36 / Влияние на окружающих

  • Что вы можете сделать, чтобы вашему руководителю (мне) было проще услышать вас?

37 Инициатива

  • Что бы вы могли сделать, не дожидаясь, что может показать ваши истинные способности?

38 / Инновации

  • Что вы делаете в своей работе такого, чего не может сделать никто кроме вас?

39 / Интуиция

  • Что говорит вам ваша интуиция?

40 / Умение отпустить

  • Если вам сложно расстаться с «хорошими вещами», кому бы вы могли их «подарить»

41 / Предназначение в жизни

  • Какую лучшую эпитафию вы можете пожелать себе? Лично я бы с этим вопросом был осторожнее, в некоторых случаях ваш «визави» может уйти в запой или поехать крышей.

42 / Слушание

  • Чего вы не хотите слушать из того, что произносится?

43 / Управление эмоциями

  • Каких эмоций вы пытаетесь избежать?

44 / Управление другими людьми

  • Вы уважаете их достаточно, чтобы они уважали их?

45 / Мотивация

  • Что в вашей жизни действительно мотивирует вас?

46 / Налаживаний контактов

  • Что бы сподвигло их познакомить вас со своими личными контактами?

47 / Новая роль

  • Где вы будете искать нужную вам поддержку?

48 / Перфекционизм

  • Когда наиболее / наименее важно сделать дело абсолютно правильно?

49 / Производительность / Результативность

  • Чему вы позволяете случаться с вами, что делает вас менее эффективным, чем вы хотели бы?

50 / Личные ценности

  • Насколько вы чувствуете, что ваши личные ценности совпадают с ценностями организации, в которой вы работаете?

51 / Личное благополучие

  • Кто контролирует вашу жизнь? Что бы вы могли предпринять, чтобы обрести больше контроля над ней?

52 / Политика

  • Кто является ключевыми игроками в этой ситуации?

53 / Власть

  • Какой властью вы обладаете в этой (конкретной) ситуации?

54 / Подготовка к сессиям коучинга / менторинга – переговоры, стратегическая сессия в нашем случае

  • Что делает это важным для вас сейчас?

55 / Представительность / Авторитетность

  • Что бы могло дать вам большею уверенность среди людей, занимающих более высокие должности, чем вы?

56 / Промедление

  • Чье разрешение вам нужно, чтобы начать работу? (Часто осознания, что людям необходимо только их собственное разрешение, может быть достаточно для старта!)

57 / Повторяющееся поведение

  • Какие ошибки на ваш взгляд вы продолжаете повторять?

58 / Управление репутаций

  • За что вы хотели бы, чтобы вас уважали другие?

59 / Устойчивость

  • Чего вы не хотите бояться?

60 / Самоосознанность

  • Что нового вы узнали о себе за последнее время?

61 / Уверенность в себе / Самооценка / Вера в себя

  • Какую поддержку вы могли бы попросить у коллег?

62 / Самообман

  • Какую ложь вы говорите себе относительно этого?

63 / Неудачи

  • Как бы вы могли обрести внутренне спокойствие в вашей нынешней ситуации?

64 / Начало разговора коучинга / менторинга – собеседование – например, в нашем случае

  • Какими именно (конкретными) навыками вы должны обладать, чтобы знать, что делать?

65 / Сильные стороны

  • Каков ваш уникальный вклад? (В наше общее дело)

66 / Стресс

  • Когда вы испытываете стресс, что с вами происходит физически?

67 / Принятие ответственности

  • От какой отвественности вам хотелось бы уйти?

68 / Управление временем

  • Каковы самые важные части вашей работы? Какая доля Вашего времени и энергии уходит на них?

69 / Доверие

  • Какие характеристики в других людях сподвигают вас доверять им? И не доверять?

70 / Понимание других людей

  • Что бы вам было приятно услышать от окружающих? Что им мешает?

71 / Понимание того, как другие люди воспринимают вас

  • Насколько искренне вас интересует мнение других людей?

72 / Ценности

  • Ваши три неизменные ценности?

73 / Слабые стороны

  • Что, как вы замечаете, вам делать сложнее, чем другим людям?

74 / Благополучие

  • Как ваше личное благополучие соотносится с благополучием компании?

75 / Баланс «работа – личная жизнь»

  • Как вы награждаете себя?

И в завершение....

Коучинг – это навык, который вырабатывается у клиента вследствие работы с коучем. Т. е. если вы занимаетесь коучингом определенный период времени, то вы уже способны задавать людям сильные вопросы. И если вы их задаете своим подчиненным, то они в свою очередь могут задавать вопросы подобным образом друг другу, клиентам компании, ну и приготовьтесь – вам самому также.

Нельзя сказать, такая привычка вырабатывается быстро. Я, как коуч ICF, сталкивался с тем, что клиент освоил самокоучинг в течение полугода, при том что наши встречи проходили каждую неделю. В моей практике – это был самый быстрый период времени освоения клиентом самокоучинга.

Когда же нет времени самостоятельно изучать коучинг, конечно, лучше пригласить в компанию специалиста для себя и своих ключевых подчиненных. Тем более, что рынок профессиональных коучей в России растет, услуги уже не столь дорого стоят и работу можно построить в онлайн-формате.

Больше про коучинг читайте в моем Telegram-канале: Мягков. Коучинг каждый день!

88
6 комментариев

Интересно очень. Работаю в коллективе, где начальник -как друг. 😅 Вроде есть какие-то личные границы, но едва заметные. Из минусов таких отношений начальник /подчинённый, могу выделить один и огромный: проблемы не решаются, потому что не анализируются, а только обсуждаются ...В связи с чем, кажется иногда , что топчешься на одном месте. Вроде, не можешь взять всю ответственность на себя, но и делать вид, что начальник прав и ему видней - не получается ...

2
Ответить

Каким в этом случае тебе видится решение?)

2
Ответить

Навыки коуча порой становятся необходимы, когда Вы уверенно хотите перейти на другой уровень своего жизненного восприятия. Мне очень запал "сильный вопрос" из пункта 56. Промедление. Чьё разрешение Вам нужно, чтобы начать работу?.. А вот и действительно задумываешься, что теряешь драгоценное время на промедление. Бери и делай! 👍

1
Ответить

Точно так!

1
Ответить

Стыдоба. Это самые обычные вопросы, которым вас научат в любой школе коучинга. Но если их правильно спозиционировать - можно продать как книжку, ага.

Ответить