Кейсы чат-ботов: автоматизация записи на встречу

Кейсы чат-ботов: автоматизация записи на встречу

В 2020 году мы помогли нашему клиенту (студии кухонь) выстроить 3-ступенчатый отдел продаж

Структура отдела продаж выглядела так:

  • Лид-менеджеры (прием и квалификация заявок, назначение встреч в салоне)
  • Менеджеры-эксперты (проведение встреч, продажи)
  • Аккаунт-менеджеры (отправка в производство, ведение проекта до установки, допродажи).

И все круто стало работать: менеджеры работают в CRM, общаются с клиентами в WhatsApp из карточки сделки, ведут продажи и видят свои успехи, но...

Со временем получилось так, что поток потенциальных клиентов стал настолько большой, что лид-менеджеры не успевали записывать на встречи, а собственник просто "зашился" в записях: Татьяна (наш клиент, собственник компании) принимала просьбу к записи от лид-менеджеров, прозванивала экспертов, узнавая кто свободен на какую дату, перезванивала лид-менеджерам и снова и снова все по кругу. В итоге времени почти не осталось, а клиентов становилось только больше.

Основной проблемой стала огромная загруженность собственника + долгая запись клиента в салон. Это и предстояло решить

Артем Ключевский, Руководитель студии маркетинга Digital Hunters

Вводные данные

А теперь кратко к сути.

Проблема: сильно загружен руководитель постоянными согласованиями и записями.

Задача: автоматизировать запись на встречу в салоне.

К этому моменту уже были опробованы разные решения для этих целей: от стандартных возможностей CRM-системы (внутренний календарь и постановка задач) до решений от разработчиков для CRM (виджет записи внутри CRM).

Но в каждом решении чего-то не хватало, причем как правило основной критичной детали. К примеру, даже в специализированном решении-виджете от разработчиков не хватило простых уведомлений и наглядности по сделке в виде календаря + (главное!) не было возможности работать с виджетом в мобильном приложении CRM.

Сторонние же решения по записи были слишком дороги по бюджету (в пересчете на 10 пользователей) или недостаточны по функционалу. Плюс к самой системе выдвигался ряд требований, которые были очень критичными для работы менеджеров.

Требования к решению

Все просто, но с другой стороны в этом и была основная сложность. Для комфортной работы менеджеров нужно решение, в котором должны сочетаться:

  • Автоматизация записи на встречи. Без "дерганий" руководителя, не отнимая его время.
  • Решение должно работать на смартфоне. Большую часть времени (более 70%) менеджеры работают именно с мобильных телефонов, не имея вохможности для работы с компьютеров. Поэтому это стало одним из главных условий.
  • Работа в удобном окне приложения. Без загрузки дополнительных приложений (критично) - у многих менеджеров просто физически нет возможности скачать приложение на телефон из-за ограничений в памяти (да-да, старые телефоны).
  • Только знакомые приложения. Пользоваться менеджеры должны только установленными решениями (например, мы еле-еле поставили приложение телефонии на телефоны менеджеров).
  • Удобство. Это значит, что менеджеры не должны тратить много времени на освоение решения и обучение. В идеале они должны начать пользоваться решением сразу после выпуска.

Согласитесь, списочек еще тот... Но требования-то стандартные... От этого и оттолкнулись.

Что решили сделать

Я думаю вы уже поняли, что на этом этапе у нас в голове крутилось только одно слово - WhatsApp. Ведь это приложение, где общались менеджеры между собой, где они проводили максимум времени (не считая CRM) и именно WhatsApp стал довольно удобным инструментом для них.

Поэтому без сомнений приступили к разработке чат-бота на базе "серого" подключения WhatsApp (который работает через эмуляцию/телефон и не имеет тех самых кнопочек). Очень помогло то, что в Salebot это решение вообще включено в стоимость тарифа. Без доплат, как говорится.

Ну а теперь к делу.

Шаг 1. База данных

Для работы такого бота нужна единая панель, где будут видны все записи на встречу, и в которой руководитель сможет видеть загрузку менеджеров. В идеале это должно быть максимально простое решение, не требующее обучения, и распространенное.

Догадались? Конечно это гугл-таблицы!

Именно они позволяют собирать всю информацию по записям из бота, а также передавать эту информацию обратно в бота.

Поэтому первым делом мы запланировали интеграцию Salebot и Google Sheets. Кстати, спасибо ребятам за подробные инструкции и даже шаблоны - работа точно пошла гораздо быстрее.

В итоге адаптировали табличку записи под проект клиента, добавили записи и поля и прочие мелочи. Получилось несколько листов: сводный лист по всему отделу продаж и отдельно листы по каждому менеджеру.

P.S. Мы добавили еще небольшую фишку с доступами в бота, но об этом расскажу в конце

Таблица записи к менеджерам
Таблица записи к менеджерам

Шаг 2. Проработали логику записи

Исходили из того, что бот должен получиться двусторонним: для лид-менежеров, которые записывают на встречи, и для экспертов, которые эти встречи проводят.

В итоге сделали 2 разных точки входа:

  • Кабинет эксперта. В нем он может посмотреть свои записи на конкретный день (например, на завтра), поставить нерабочее время (если раньше уедет с работы или будет занят другими делами, например) и записать клиента к себе на встречу (это тоже часто бывает, что к менеджерам приходят "спящие" клиенты и записываются).
  • Кабинет лид-менеджера. Здесь все проще: лид-менеджер должен записать клиента на встречу к определенному менеджеру или на определенную дату/время.

Так получился "двусторонний" бот, который отвечает уже почти всем требованиям клиента. Но на этом не все, дальше ведь нужны фишечки

Кейсы чат-ботов: автоматизация записи на встречу

Шаг 3. Добавили фишек

Ооо, это мое любимое место. Также, как приправить хорошее блюдо ароматными приправами, нужно приправить и любую автоматизацию фишечками, чтобы она стала еще вкуснее

Такими фишками стали:

  • Закрытый доступ к боту. Теперь им могут пользоваться только те сотрудники, которые указаны на отдельном листе таблицы. Причем сам лист защищен - внести изменения может только администратор. Если вдруг кто-то уволился, достаточно просто удалить его из таблицы, и он потеряет доступ к чат-боту. Очень удобно. Это значит, что на входе бот проверяет - есть номер к списке или нет. И если нет - откажет в доступе. Мне, кстати, отказал, пока я не прописал доступ
  • Ссылка на сделку в CRM. Для этого достаточно лид-менеджеру при записи указать просто ID сделки (несколько цифр из адресной строки) и дальше бот сам сгенерирует и запишет полную ссылку на карточку сделки в CRM.
  • Уведомления в WhatsApp. Записать на встречу - еще полдела. Нужно ведь и менеджера уведомить. Именно поэтому мы добавили уведомления об успешной записи на встречу для менеджера, к которому эта запись была проведена. В итоге менеджер-эксперт сразу получает в личный WhatsApp сообщение с именем/телефоном клиента, датой/временем встречи и ссылкой на карточку сделки в CRM (нажимаешь и она сразу открывается в мобильном приложении, очень удобно).
  • Проверка свободных даты/времени. Конечно, это было самым первым, что мы сделали, и ради чего и делался именно бот. К слову, бот выдает для записи только свободные окна, что означает одно: больше не будет двойных записей клиентов на одно и то же время (до этого это была распространенная проблема клиента, к сожалению
Скрин переписки подписчика с чат-ботом
Скрин переписки подписчика с чат-ботом

В результате получилось простое автоматизированное решение для записи на встречу в салоне. Достаточно стабильное, быстрое и комфортное конкретно под задачи нашего клиента.

Конечно, можно и нужно развивать дальше этого бот, чем мы и займемся: от перехода на работу с массивами до добавления интеграций и новых функций. Как раз следующими итерациями . Но об этом мы еще позже расскажем в дополнениях к этому кейсу.

А пока скажу лишь одно: с ботом работать стало значительно быстрее и приятнее. А время руководителя теперь направлено на развитие и другие стратегические задачи.

Посмотреть видео обзор чат-бота можно тут

Студия маркетинга
33
Начать дискуссию