Вы уже успешный руководитель, и хотите расти дальше. У вас возникают новые серьёзные задачи, которые интересны вам, и вам нужно их решить для достижения важных результатов. Вы как-то решаете эти задачи, иногда хорошо, а иногда с помощью неких костылей и времянок, ведь время дорого.

🎓

И вы рады этим новым задачам, ведь вы растёте, вы развиваетесь, и можете изменять мир всё больше, шире, и мощнее.

🎓

Ваше основное образование не дало вам полного и целостного представления о менеджменте в организации. Вы покупаете тренинги, читаете книги и блоги, приходите на вебинары, чтобы систематизировать ваши знания об управлении, привести в порядок вашу картину мира по менеджменту. Но чего-то не хватает. Вы присматриваетесь к программам МВА, но пока ещё не определились, что вам больше подходит - Executive MBA, или классический МВА.

🎓 Вот как раз для таких случаев подходит открытый мной способ организации знаний по руководству и менеджменту. Сначала ознакомьтесь с ним, и вам будет гораздо легче и представлять ваш плацдарм работы, и выбирать направления для дальнейшего обучения и саморазвития.

🎓 Если в двух словах, то подход выглядит так.

1. Парадигма - деятельностная. Мир ваш и мой состоит из работ, деятельностей, поскольку мы - руководители.

🎓

2. Любую и каждую работу, проект нужно представить в виде "Схемы одной работы". Эта схема включает в себя и результат (продукт), и Исходные материалы, и Цепочку Действий, и "Орудия, средства, знания", и Цели и задачи, и Делателя, и Рефлексию. Они связаны специальными отношениями. Обратите внимание, что в такой науке, как «Процессное управление», для описания «Схемы одной работы» придумано множество нотаций, из которых я предпочитаю использовать формат IDEF0, как наиболее простой и достаточный в 99% случаев. И в этом формате есть 5 позиционных элементов: выход (результат, продукт); вход (исходные материалы); исполняющий механизм (машина, или человек, или группа людей); управляющие воздействия; описание цепочки действий от начала до конца. Я использую формат IDEF0 как слабое подобие «Схемы одной работы».

🎓

3. Схема одной работы – это, на самом деле, взгляд на "Систему работы" с одной стороны, со стороны Процесса. (здесь "Система работы" – это специальный термин, а не бытовое употребление) Таких сторон в работе организации четыре: Функция/результат/продукт; Процесс; Материал; Структура. Продукт – это та полезность, ради которой была задумана работа. Процесс – это цепочка действий (как в п.2), которую нужно проделать, чтобы работа была выполнена. Материал – это тот физический механизм, который выполняет нужную работу (например, это станок, или это человек в определенной роли). Структура – это связи между отдельными действиями (оказывается, каждое такое действие – это тоже "Система работы", только маленькая. Налицо фрактальность в работе организации).

🎓

4. Любая Работа (деятельность) производит некую полезность, но эти Полезности - не любые. Полезности бывают лишь нескольких типов. Первый тип – это «Вещь». Вещь можно использовать в разных применениях Jobs To Be Done, в том числе в качестве Орудия (см. п.2). На самом деле, «Вещь» - это тоже система, но такая система работы, в которой нет Процесса, только материал. Другой тип Полезности – «Знание». Одной из форм Знания является Решение, которые в огромном количестве производит Управляющая система. Третий тип полезности – Система работы. Оказывается, одна Система работы может производить другую Систему работы. Обратите внимание, что эти три типа Результатов (Полезностей) сильно отличаются друг от друга.

🎓

5. Поскольку Работа как таковая давно интересовала человечество, в том числе с точки зрения Менеджмента, то люди уже понапридумывали множество наук, как лучше работать работу. Это специфические Работы, и соответствующие им специфические Науки. Сюда я отнесу «Методы принятия решений», «Методы маркетинга», «методы выявления потребностей», «Методы разработки Продуктов», «Методы конструирования технических конструкций», и тому подобные. То есть для производства таких полезностей, как Вещь и Знание – уже есть множество наук. Необходимы ли они именно вам, когда вы стараетесь освоить науку управления людьми? Нужно ли вам Сопротивление материалов? Хотя наука, безусловно, крайне полезная, но необходима далеко не всем руководителям. А вот наука по изготовлению Решения – нужна всем и каждому руководителю. Таким образом, вы уже получили инструмент для отделения «важного» от «неважного» в программах МВА. Но самое любопытное в этой истории то, что вам не удастся найти курсов или науки по поводу «Системы работы по изготовлению других систем работы»! А это самая главная часть работы руководителя – создавать и изменять другие системы работы. И я открыл, что такая наука существует, но применяется неправильно) Это Системная инженерия, которая была создана как раз для того, чтобы создавать сложные Системы работы в ходе реализации гигантский задумок, типа отправки человеков на Луну с последующим возвращением. И сейчас она используется в основном для создания сложных технических систем, а про использование в создании кибер-физических систем (в состав которых входит интеллект, естественный или искусственный) все забыли. Однако, именно успешное создание систем работы или их успешное изменение отличает действительно выдающегося руководителя от середнячка. Вам, как будущему выдающемуся руководителю, нужно создавать Системы работы, и использовать для этого Системную инженерию.

🎓

6. Поскольку применение Системной инженерии при создании или изменении Систем работы – дело относительно новое, то впередсмотрящие и провидцы используют эвристические подходы. В частности, для упрощения движения по процессу Системной инженерии (который немного напоминает процесс Проектного управления) и фокусировки внимания руководителей на важном, в рамках создания программных кибер-физических систем была предложена эвристическая конструкция «Фокусов внимания на показателях здоровья проекта». Обычно предлагается удерживать семь таких фокусов внимания. Для поиска более подробной информации используйте поисковый запрос в рамблер «semat alpha kernel». Эти семь фокусов внимания – это Возможность (в случае бизнеса это Рыночная возможность); Важные влиятельные лица и группы (по-другому, стейкхолдеры проекта создания Системы работы); Пожелания и требования к Системе работы; Запроектированная и Функционирующая Система работы; Цепочка действий по созданию Системы работы; Команда по созданию Системы работы; Специфические методы, которые над применять при создании именно этой Системы работы.

🎓

7. Когда будете выбирать себе образование, чтобы быть ещё более успешным руководителем, обратите внимание на изучение Системы по построению других систем работы; на Системную инженерию в социальных системах; на Деятельностную картину мира. После изучения этих дисциплин, имеет смысл приступить к Психологии и отношениям людей, и Процессному управлению, а затем к Проектному. Потом полезно изучить Исследование операций (это наука о производстве Вещей и услуг); Маркетинг и продажи; Учёт (в смысле Accounting, а не в смысле Бухгалтерский учёт); Принятие решений; и в числе последних финансы, мотивацию, разрешение конфликтов, переговоры, аджайл, разработка продукта, саморазвитие и антивыгорание, лидерство, оргструктура, тайм-менеджмент, теорию ограничений систем, и т.д.

🎓 Надеюсь, этот текст будет вам полезен.

🎓 P. S. Этот текст будет размещен на разных площадках, и в рассылке. Подписывайтесь на рассылку на pavlenko.com, там размещаю тексты посложнее и поинтереснее.

🎓 P. P. S. КДПВ собственными руками. Всё для вас)

Начать дискуссию