Как неправильно увольнять людей

Думаю кого-бы уволить
Думаю кого-бы уволить

Здесь я попытаюсь вспомнить людей которых мне приходилось увольнять и как это было. В принципе, всем кто работает на руководящих должностях приходится увольнять людей и возможно многие из нас делают это не правильно. Поэтому жду в комментариях тех кто себя узнал, тех кто готов поделиться свои опытом и тем как правильно увольнять.

Меня самого увольняли только один раз. И я, по правде, не помню, чтобы сильно расстроился в тот раз. Но возможно потому, что целей от работы я достиг (денег заработал), а сама работа была тяжелой и не интересной. Я был тогда разнорабочим в частной компании: выкопать яму, намешать бетон, порубить ветки и в таком духе. Мы работали вдвоем с моим другом, и пока я ходил за каким-то инструментом он закимарил и попался на глаза шэфу, за что нас парой и уволили. Так что по отношению ко мне это было даже не справедливо. Но я и не горевал. Больше меня не увольняли, и я не знаю как это ощущается на стороне человека которого увольняют. Тем не менее я всегда старался подходить к вопросу корректно, насколько это возможно. Но конечно, часто делал все не правильно.

Образцовый сотрудник
Образцовый сотрудник

Итак, первое увольнение было парня которого мы наняли как высококлассного специалиста в своей области, но он оказался не таким, о чем нам и сообщили клиенты, для которых он выполнял работы. Звали его Дима. Там не было откровенного обмана с его стороны, просто он себя хорошо продал нам. В итоге я вызвал его и сказал как есть, клиенты не хотят платить за твои работы поэтому работу мы для тебя больше предоставить не можем и соответственно платить ЗП. Так что тебе прийдется искать новую работу, а мы по братски тебе даже за 2 недели сверху заплатим. Какого-то сопротивления с его стороны не было и он со всем согласился. После этого мы несколько раз пересекались, общались и в принципе имеем хорошие отношения.

Не в себе
Не в себе

Дальше я опишу достаточно интересный кейс. У нас работала девушка Лена. Собеседование прошла отлично, все хорошо. Высококлассный спец. Но уже в скором времени люди которые работали непосредственно с ней в отделе начали замечать что она "не в себе". Причем это не как психи по которым видно, что в голове у них голоса и они кидаются на прохожих. В данном случае ничего такого. И даже если подумать, то сложно сказать, что именно не так. Хотя я очень старался понять, но в целом это состоит из тысячи мелочей из-за которых люди которые с ней работали просто попросили сделать хоть что-то. Ну собственно и работу она свою делала из рук вон плохо. Однако, когда я пытался разобраться вместе с ней почему именно все сделано не так как надо, она умудрялась находить логические объяснения. Но сама работа больше походила на итальянскую забастовку, когда все инструкции делаются в извращенной форме. Вот тут было сложно. Поскольку человек не понимал в чем проблема. Мне даже пришлось прочитать несколько статей о том как правильно увольнять людей. Всего не помню но мне больше всего понравился способ когда с человеком общаешься 3 раза: первый раз говоришь, что он тут сделал плохо, следующий раз через неделю или 2 похожий разговор по текущей работе, а когда ты зовешь его в третий раз то он все понимает и в принципе готов уйти. Но тут данная техника нихрена не сработала. Каждый раз Лена не понимала, что к ней доколупываются, ведь она все сделала по инструкции. В итоге я ей сказал, что ее стиль работы просто не подходит нашей компании. Предложил выплатить ЗП за месяц вперед и все. В тот день вроде все порешали, но на завтра позвонил ее дядя и выносил мозг почему его племянницу уволили в один день как алкаша, и что они в суд подадут. Но после того как я ему сказал, что выплатил деньги за месяц вперед, то он под утих и согласился, что это нормально. Так что мини вывод: не жадничать.

Дружный коллектив
Дружный коллектив

Был еще специалист по имени Михаил. По правде, мы его взяли потому, что нам срочно нужно было кого-то найти на открытую позицию и никого не было. По сути он работал работу более-менее, но примерно с 50% коллег он не нашел общий язык. Так сказать был груб и не тактичен. Михаил доставал всех и каждого до кого смог дотянуться: конкретно меня доставал, что лампы в офисе портят его зрение и ему надо специальную лампу. Хотя мы заказывали расчеты по освещенности у специалиста и потом покупали сертифицированные светильники. По схожей причине Михаилу пришлось купить специальный стол, стул, и дополнительное оборудование. Это лишь малая часть того, что свалилось на меня от Михаила. Бывает, что кто-то воюет с начальством ради улучшения условий труда, но тут война велась на всех фронтах. Досталось и собственнику здания где мы арендовали офис. А больше всего досталось его коллегам. В результате один человек ушел сам от нас потому, что не сработался с Михаилом. Потом второй человек ушел по той же причине. И мы поняли, что если так дальше продолжится, то дело труба. Так что с Михаилом пришлось провести 3 встречи и вопрос был решен. И кстати, хочу подметить что с Михаилом мы расстались в хороших отношениях и если не по работе нам с ним всегда есть о чем поговорить.

Далее по методу 3-х встреч я расставался с большим кол-вом людей по тем либо иным причинам. Так что буду дальше приводить только тех кто выбивается из шаблона.

Виноват кто-то другой
Виноват кто-то другой

Хочется рассказать про Сергея. Наверняка вы встречали в жизни людей которые в своих промахах готовы обвинить кого угодно кроме себя самого. И гением такого подхода был Сергей. Работал он из рук вон плохо, но каждый раз когда ему это ставилось в упрек, он мог очень ловко перекинуть вину на других людей. И если кто-то начинал прижимать его фактами к стенке он очень натурально обижался, что ему не верят. Я так и не понял верил ли он сам в то что говорил, либо осознавал все проблемы. Но у меня сложилось мнение, что он свято верил что он профи, а все остальные строят козни, чтобы его потопить. Поэтому метод 3-х встреч с ним не очень работал. Но в итоге, пришлось с ним провести 3-ю встречу и уволить. Хорошие отношения с ним удалось сохранить.

Были люди которых приходилось увольнять в 1 день, но не из-за каких-то проблем с ними, а из-за сложностей в бизнесе. Но пока что это были только хорошие люди, с которыми я готов не только работать но и дружить. Поэтому, после расставания мы с некоторыми уже успели поработать снова.

Как неправильно увольнять людей

Вывод:

1. Нормальные чуваки нормально увольняются. Если человек готов признать свои ошибки, то и работать с ним приятнее, и расставаться тоже можно без проблем. И дальше эти люди хорошо себя показывают на новых местах, а то что произошло воспринимают как полезный опыт.
2. Всех кто занимает руководящие должности надо отправлять на курсы "Как правильно увольнять людей"
3. Пойду сам искать эти курсы :)

22
7 комментариев

Всего один месяц отступных для девушки? Это сильно вам повезло, что она не в теме. Да еще опытный дядя за нее без толку вмешался. А как человек просто ходит на работу с полгода, не опаздывает и т.п. и отказывается брать отступные не сталкивались? Маловато фактов для обобщения, даже ни одного суда. Один метод описан по сути, - давление авторитетом.
У нас не Штаты в этом плане. Если за вами нет огромного юротдела и бюджета на суды, то сложно это и дороже может выйти, чем отступные за полгода. Официально начинать сокращения это так же замораживать найм. На это только крупные инофирмы шли.

Ответить
Автор

Да, спасибо. Отличный комент. Наверняка в жизни встречаются перегибы как в одну так и в другую сторону. Интересно знать, если у вас есть опыт путем переговоров избежать самых плохих сценариев. И если да то как это получалось делать.

Ответить

«Нормальные чуваки, нормально увольняются» вот далеко не факт. Я как-то уволил такого «нормального чувака», в итоге проиграл трудовой спор и получил запрет на занятие руководящих должностей. 🤷‍♂️

Ответить
Автор

Как вы думаете почему так получилось? Человек был во всех моментах положительный пока речь не коснулась увольнения?

Ответить