Удаленная ретроспектива как способ формирования настроения команды

Ретроспектива в продуктовой команде – это групповая активность, динамика, где команда делится друг с другом своими впечатлением о работе и проблемами, которые стоят у них на пути.

Цель – повлиять на рабочий процесс, структурировать контекст и решить насущные проблемы. Ну и держать команду в тонусе. 🙂

Нельзя сказать сразу, насколько полезна будет практика. Поэтому в конце я выделяю время на отдельный этап – оценки эффективности сеанса.

Про периодичность и длительность

Оптимальное время – один раз в две недели. На первую сессию лучше выделить около 3 часов, ибо трудности неизбежны. В дальнейшем можно уложиться в час.

Как проводить удаленную ретроспективу

Очевидно, что проводить удаленную ретроспективу намного сложнее: нужно выбрать инструмент, попросить всех прошарить лицо, обеспечить бесперебойное соединение, проработать агенду, выбить эматийность сотрудников.

Для удаленных ретроспектив я использую Miro.

Интересуемся настроением команды

Интересуемся, как себя чувствует команда по шкале от 1 до 10. Ребята стикерами обозначают свое настроение. Если настроение 60% участников 5 и ниже, то стоит прервать практику и вернуться к ней в следующий раз.

Удаленная ретроспектива как способ формирования настроения команды

Игра в ассоциации

Или вдохновляющая игра. Зачем это нужно? Таким образом мы «раскрываем креативную мышцу», плавно подводим к основной части.

Здесь опционально. Например, «Выберете картинку, которая ассоциируется у вас с работой».

Удаленная ретроспектива как способ формирования настроения команды

Ретроспектива «Кораблик»

Цель этого этапа – сбор данных. Рисуем кораблик, якоря, парус и скалы/рифы, объясняем значение каждого элемента.

Корабль – команда.

Якоря – то, что тормозит команду: от тестирования, до коммуникации с маркетингом.

Парус – то, что нас наполняет и двигает вперед.

Рифы/скалы – какие угрозы мы видим на своем пути. Описываем проблемы, которые повлияют на ход работы.

Удаленная ретроспектива как способ формирования настроения команды

Сначала команда клеит стикеры, после чего разбирает проблемные области. Если стикеров много, то команда разбивается на группы по 3 человека и выводит наиболее популярные стикеры на борд, после чего каждый член команды прописывает решение, которое он видит.

Удаленная ретроспектива как способ формирования настроения команды

Затем команда вновь собирается, голосует за понравившееся решение и назначает ответственности. Как мы будем решать эту проблему? Написание небольшого манифеста будет отличным завершением этапа.

Завершение ретроспективы

Обязательно делаем заминку и собираем фидбэк! Насколько по шкале от 1 до 10 вам понравилась сессия ретроспективы? Как сделать в следующий раз? Может быть история с настроением отвлекает внимание? Нужно ли добавить квоты?

Удаленная ретроспектива как способ формирования настроения команды

Важно учитывать – вы не можете учить профессионалов. Ни в коем случае не спускайте решения сверху вниз! Во-первых, NIH-синдром никто не отменял. Во-вторых, никто не знает, насколько прикладное решение вы предлагаете. В-третьих, ваша основная задача – задавать наводящие вопросы, помогая разбираться в деталях, а не разбираться в них самому. Это поможет решать проблемы сообща.

22
2 комментария

Спасибо, классный фрейм, попробую повторить в своей команде

1
Ответить

По хорошему прямо на ретроспективе проработать полученный фидбэк и вместе с командой составить план эксперимента по устранению выявленных проблем и/или закреплению позитивных изменений.
Благодаря тому, что вы сделаете это с командой - в дальнейшем вы будете в полном праве требовать соблюдения плана - ведь была общая договоренность

Ответить