{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Мы против изменений!» Почему сотрудники сопротивляются переменам, и как «мягко» внедрить инновации?

Большинство владельцев компаний стремится развивать свой бизнес и покорять новые вершины. Но при внедрении изменений, амбициозных задач многие руководители сталкиваются с саботажем сотрудников: одни сопротивляются яростно и открыто, другие плетут интриги, ведут скрытую подрывную деятельность, а третьи просто игнорируют нововведения.

Почему так происходит, как бороться с саботажем и «мягко» внедрять изменения?

6 причин сопротивления сотрудников

Слово «саботаж» имеет негативную окраску и настраивает на конфронтацию. Конечно, можно начать размахивать саблей, но в этом случае битва будет кровавой: вы потеряете доверие сотрудников и многих из них обратите в бегство.

Куда безопаснее и эффективнее взглянуть на сопротивление как на новый опыт, который дает вам возможность лучше узнать своих сотрудников, выявить слабые стороны компании и провести работу над ошибками. Именно саботаж обнажает важные для компании процессы — это открытая дверь в развитие.

В целом, можно выделить 6 причин, почему система сопротивляется переменам и люди не хотят идти в изменения.

1. «Мы не понимаем, что нас ждет в будущем и для чего нужны изменения»

Сотрудники могут сопротивляться переменам, если не понимают, зачем им туда идти и что их ждет в будущем. Люди всегда стремятся к сохранению стабильности и предпочитают «знакомое» «незнакомому». Неизвестность, туманное будущее пугают, повышают уровень стресса и тревожности, заставляют человека выйти из зоны комфорта — привычной ситуации внутреннего самоосознания.

Пишу для CIO/CTO/CDTO. Процессы, персонал, мотивация и другие не технические особенности работы ИТ-руководителей. https://t.me/vroderabotaetno

Возможно, людям хочется двигаться вперед, но страшно. На стыке этих «хочется» и «страшно» возникает самосаботаж — защитный психологический механизм противодействия переменам.

Страх неизвестности — один из самых сильных страхов. Только после его преодоления человек становится открытым для нового опыта, изменений, перемен. Чтобы сотрудники могли быстрее справиться со страхом неизвестности, им необходимо четко разъяснить цели, задачи нового проекта, как он будет внедряться, что будет после введения изменений

2. «У нас есть лучшее решение»

Часто бывает, что сотрудники понимают цель внедрения изменений, но считают, что ее можно достичь другими способами. Например, выбрал руководитель какую-то CRM. Ему кажется, что она дешевая, закрывает все потребности компании. А у сотрудников уже есть опыт работы с этой CRM, и они знают, что есть другая, более эффективная и надежная система. Соответственно, начинается — «Да это вообще туфта, я работал с этой CRM, она нам не подходит».

Даже если сотрудники несут полную чушь, их нужно выслушать. Когда человек понимает, что его слышат, у него формируется доверие к руководителю. До такого сотрудника гораздо проще достучаться и донести преимущества решения управленца.

3. «У нас есть свой лидер, и он против изменений»

В любой компании есть серый кардинал — неформальный лидер, тайный диктатор. Серые кардиналы часто не занимают руководящих должностей, но способны оказывать большое влияние на коллектив за счет своих личностных качеств и манеры поведения. Они обладают хорошими коммуникативными навыками, умеют находить контакт с абсолютно разными людьми и настраивать их в нужном русле.

Если серый кардинал против изменений в работе компании, то внедрить их будет сложно. Он вполне может убедить коллектив в ненужности/опасности изменений и спровоцировать саботаж сотрудников.

Опытные управленцы знают, на что способны серые кардиналы, поэтому держат их при себе, выстраивают с ними коммуникацию, дают им правильную мотивацию, таким образом трансформируя отрицательный заряд в положительный импульс.

4. «Мы боимся автоматизации»

Любое внедрение нового программного обеспечения, автоматизация бизнес-процессов всегда создает проблемы. Например, люди работали в Excel, руководство приняло решение внедрить 1С. Сначала люди согласны, довольны: «Автоматизация — это круто, система будет работать за нас!» А потом понимают, что не все так просто, и чтобы система работала, им придется тоже что-то делать, напрягаться: заполнять формы, осваивать новый функционал. И начинается саботаж: «Давайте вернемся обратно! Зачем нам эта автоматизация?»

Причина такого поведения сотрудников — блог работы, о котором им никто не рассказал. Поэтому перед тем как внедрять изменения, нужно рассказать сотрудникам не только о преимуществах проекта, но и о возможных трудностях.

5. «Мы не доверяем руководителю»

Если новые проекты, внедряемые руководством, постоянно проваливаются, то не стоит удивляться, что люди сопротивляются изменениям. Сделал раз плохо, сделал два плохо — и все, доверия нет. Люди доверяют руководителю только в том случае, когда видят положительные результаты, а не бесполезные эксперименты.

Перед введением изменений 10 раз подумайте, нужны ли они, взвесьте все за и против, оцените вероятность негативного результата и масштаб возможных последствий.

Чтобы понять, приживутся ли изменения, можно использовать анализ силового поля. Методика позволяет проанализировать факторы изменений: движущие силы (работают на изменения) и сдерживающие силы (работают против инноваций). Внедрение нового проекта будет успешным только в том случае, если движущие силы превосходят сдерживающие силы.

6. «Мы не хотим быть частью команды»

Игнорировать/критиковать изменения могут сотрудники, которые не хотят быть частью команды. Например, к ним относятся «летуны» — люди, часто меняющие место работы.

Таким образом, изменения могут стать своеобразным «фильтром», который очистит команду от ненужных сотрудников.

Правила «мягкого» внедрения изменений

Введение изменений требует от руководителя гибкого управления командой — управления через смыслы, общение, мотивацию и вовлеченность. Есть несколько правил, которые позволяют «мягко» запустить новый проект и уменьшить риск саботажа.

1. Внедряйте изменения через диалог, а не через колено

Распространенная ошибка руководителей — не учитывать мнение сотрудников и вводить изменения через жесткий менеджмент: начальство принимает решения, а сотрудники их беспрекословно выполняют.

Жесткий путь быстрее и проще при возможности оперативно заменить ключевых сотрудников. Внедрение изменений через колено, а не через диалог и общение, всегда заканчивается массовой текучестью кадров.

Если вы хотите избежать потери сотрудников, то перед внедрением инноваций проведите сессию, опрос, анонимную голосовалку и узнайте: хотят люди идти в изменения или нет. Если сотрудники не готовы, то соберите возражения, используя принцип: «Критикуешь — предлагай». Заранее подготовьте четкие ответы на возможные возражения, которые убедят сотрудников в целесообразности и необходимости перемен.

2. Создайте информационную поддержку внедрения

В любой компании должны быть прозрачная коммуникация и общее информационное поле (корпоративный портал, чат), где будет отображаться важная информация о текущих и внедряемых проектах.

Нужен общий контекст, общий рассол, в котором люди маринуются. Когда сотрудники четко понимают свое будущее, они перестают бояться перемен и воспринимают их без паники.

Перед запуском нового проекта «пропитайте» информационное поле сведениями о том, как будет внедряться проект, как будет проходить обучение, какие преимущества и выгоды получат сотрудники. При этом не стоит приукрашивать картину будущего: если сотрудники могут столкнуться с препятствиями, то лучше рассказать о них заранее. Открытость и честность формируют доверие, а несбывшиеся обещания демотивируют.

3. Дайте сотрудникам время на адаптацию

Многие руководители стремятся внедрить изменения в предельно сжатые сроки, не заморачиваются с информированием сотрудников и просто ставят их перед фактом: завтра/через неделю все будет работать по-другому. В такой ситуации изменения застают людей врасплох, вызывают у них тревогу, страх, непонимание, желание саботировать и сопротивляться.

У любого внедрения должен быть подготовительный этап, прелюдия, когда людям дозированно преподносят информацию. Это позволяет сотрудникам психологически подготовиться к переменам, осознать их, адаптироваться к новой информации.

Клинические исследования демонстрируют значимую взаимосвязь между временем, потраченным на подготовку, внедрение изменений, и успехом проекта. Чем больше времени отводится на адаптацию сотрудников и внедрение инноваций, тем выше вероятность, что изменения будут работать.

4. Завербуйте серого кардинала

Один из способов избежать саботажа сотрудников — найти и привлечь на свою сторону серого кардинала. Талант неформального лидера, как и энергию атома, нужно непременно направлять в правильное русло. Замотивированный серый кардинал может стать опорой руководителя, «говорящей головой», которая транслируют идеи начальства. Как правило, в компаниях с сильной корпоративной культурой серые кардиналы — конструктивные неформальные лидеры. Они являются «якорными» носителями ценностей организации, помогают адаптации молодых сотрудников, заинтересованы в развитии компании.

Привлечь на свою сторону конструктивного лидера несложно: для этого достаточно объяснить ему, насколько нововведения важны и перспективны для компании, какую пользу получат сотрудники.

Деструктивные серые кардиналы чаще появляются в компаниях, где корпоративная культура сформировалась сама, т. е. хаотично. В этом случае неформальные лидеры могут играть роли революционеров, подрывников, разрушителей. Они используют свое влияние, чтобы саботировать решения начальства, в том числе сопротивляясь переменам.

Если серый кардинал постоянно против всего, что ты делаешь и внедряешь, то иногда с ним проще расстаться, чем пытаться перевоспитать. В такой ситуации нужно всегда задавать себе вопрос: «Что для меня важнее — сохранить этого человека или развивать бизнес?»

После вербовки серого кардинала важно сделать так, чтобы он почувствовал себя частью идеи, стал важным звеном внедрения перемен. Серым кардиналом всегда движет шкурный интерес, и на реализацию своего проекта он потратит гораздо больше времени и сил, чем на реализацию чужого.

Главная фишка в том, что серый кардинал должен защищать/продвигать свою идею, а не чью-то, говорить: «Мы с командой придумали эту тему», «Мы хотим, чтобы проект работал». Только в этом случае он будет выкладываться на 100%.

5. Не забывайте о постсопровождении внедрения

После того как компания полгода пожила, поработала в изменениях, надо спросить у людей, насколько они эффективны. И если большинство ответит, что все классно, значит внедрение прошло успешно.

Если изменения не работают, значит проект провалился. И в этом не нужно никого винить, ведь в большей степени исход проекта зависит от руководителя.

Руководитель должен учиться быть руководителем. Как правило, в российских компаниях руководителем становится тот, кто дольше работает. Но при этом его не обучают управлять людьми, ему не рассказывают, не объясняют, что он отвечает за своих сотрудников.

Сейчас много всяких курсов для руководителей, но, по моему мнению, они малоэффективны. Я считаю, что если ты действительно хочешь стать хорошим управленцем, то у тебя должен быть наставник в виде твоего руководителя и желательно коуч — человек, который будет постоянно заниматься диагностикой твоих лидерских качеств.

Коучинг — это эффективно. Как бы его не критиковали, это инструмент, который учит человека хорошо относиться к другим людям и выстраивать с ними коммуникацию. И каждый руководитель должен владеть этим полезным для бизнеса инструментом.

Делаю ИТ-решения для производственных компаний, и пишу про НЕ технические проблемы айтишных руководителей.

0
33 комментария
Написать комментарий...
Caomhan Macha

Жизненно.
Кейс из практики, было несколько лет назад в одной айтишной (!) компании:
Исп. дир.: - А давайте поменяем CRM?
Комм. дир.: - Давайте.
Рук. маркетинга (я): - Простите, а нахера? У нас все работает, все прозрачно.
Исп. дир.: - Эээ... Не знаю. Но нужны какие-то перемены.
Я: - Простите, а - снова, нахера? Все работает, рост есть.
Исп. дир.: - Не знаю. Но я хочу что-то поменять. И поменяю.
-
Итог: полгода мастурбации мозга, посыпались налаженные процессы, из компании свалили несколько хороших сотрудников, а в итоге и я, задолбавшись разгребать этот бардак, написал "по собственному". Профита - ноль целых хрен десятых.

Ответить
Развернуть ветку
Dark matter developr

Дальше обычно исполнительный директор получает премию за успешное внедрение, добавляет в резюме про то, как он навнедрял систем и починил процессы и уходит на должность генерального к конкурентам )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

очень похоже на компанию "Восток-Запад"))) там в итоге начали менять, но денег на поддержку зажали, заставили своих обучаться... в каком состоянии сейчас не знаю

Ответить
Развернуть ветку
Хамитов Ильшат

Или наоборот. Одному не понравилось, он начал саботировать, типа работает же, и Внедрение захлебнулось.

Обычно исполнители если не согласны с изменениями, говорят: «это не заработает». Потом прикладывают небольшие усилия чтобы не заработало. То есть если исполнители не поверят, то практически невозможно что-то внедрить. Либо это делать по учебнику, как описано выше, либо диктаторским подходом, обычно тоже работает особенно на старте.

Проблема в том что Исполнитель не видит всей картины. Ему все хорошо и прозрачно. А например в других отделах этого нет. Вот и пытается собственник или топ-менеджер что-то изменить. А этоточень сложно, любая гипотеза нуждается в поддержке и все должны быть готовы к некоторым ошибкам. Без ошибок не найти лучшего решения. А в нашей культуре ошибки не признаются, за Них увольняют, наказывают. «У каждой ошибки есть фамилия, имя, отчество» (с). В индустриальную эпоху это работало, а сейчас это 19 век. Надо ошибаться, строить и проверять гипотезы, искать новые срм если старая не поддерживает новые бизнес-процессы. Но руководителю маркетинга виднее в своём кресле, он и начинает саботировать. А для внедрения надо быть готовым к ошибкам, к большему количеству времени на работе, к сложности всегда сопутствующие старту. Наемнику на это пофиг. Отсюда у нас не конкурентноспособный бизнес. Ментальность и готовность к изменениям. Это целая наука и даже отрасль на западе, а для наших «менеджеров» это боль и прочий хлам

Ответить
Развернуть ветку
Caomhan Macha

Бывает и саботаж, я не спорю. Но конкретно в моем случае не то, что гипотезы - вообще не было сформулировано даже понимание того, чем исполнительного директора не устраивает текущая CRM, чем лучше другая, какие задачи, проблемы и боли решит смена и вообще нахера нужно затевать балаган с этим переходом, кроме желания одного из директоров "что-то зачем-то поменять".
Я сохранил хорошие отношения с парой человек из той компании, периодически общаемся. Так вот. Насколько мне известно, вся эта история тянулась после моего ухода еще примерно полгода. В итоге потери - без малого год на переход, внедрение, обучение сотрудников работе с новой CRM (внедрять тоже сперва затеяли своими силами, кстати, нанять профессиональных внедренцев решили далеко не сразу), куча специалистов просто свалили из этого дурдома, с клиентами тоже не все прошло гладко. А пользу от перехода, по-моему, даже сейчас сформулировать затрудняются.
Если что, переходили с AmoCRM на Bitrix24.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Так это схема работает наверное в 35% компаний у нас, если не больше.

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Автор забыл написать, что внедрение ERP и систем поменьше, на производственных предприятиях, часто сабатируются по другим причинам:

1) младшие управленцы волнуются, что не смогут воровать по привычным схемам, т.к. отчётности сквозные и автоматизированные.

2) Рабочие и работники из сопровождения деятельности бояться увольнений после автоматизации процессов.
И этот страх в них подогревают младшие менеджеры, см. п.1.

Когда тебе завуалировано обещают проломить голову ключём, чтобы застопорить внедрение, то ты задумываешься - стоит ли того это внедрение😄

P.S. Бывший аналитик по внедрению ERP.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

понятное дело, работать не хотят, классический саботаж
поэтому тут вопрос не как внедрить, а как набирать людей, как иметь их запасы, построить циркуляцию, организовать быструю заменяемость и так далее

Ответить
Развернуть ветку
Serg Thsygvintsev

вот это в точку комментарий, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Илья Белов

Да уж, только интеграция нового ложится на плечи исполнителей и помимо своей работы надо заниматься этой хренью, а зп осталась. Вы потерпите месяц, два, полгода сейчас базу набьем, а там проще будет. Кто-то из специалистов не выдерживает и уходит. Работу их перераспределяют на оставшихся. Т.е. делаешь свою работы быстро без проверки, набиваешь новую базу, а потом еще разгребаешь нагрузку уволенного. Это полбеды. Твой коллега уходит в отпуск или на больничный и ты уже должен делать двойной обьем тройной работы. И все за одну зп. Свою работу откладываешь, чтобы не упустить ничего за коллегу. Ком модернизации возрастает. Итог. Встаешь и уходишь по английски. Занавес.

Ответить
Развернуть ветку
Davidov Alexander

Классика, а зачем платить если рубашку рвете за себя и того парня? Бизнес получает 1,5-2 по цене 1го, удобно. То что будет с конторой через 2-5 лет не особо нынче кого-то заботит

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Краснопеев

Очень похоже на реальность многих компаний

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Афанасьева

Это и есть реальность многих компаний, но мало кто это признаёт.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kost

А вот седьмая причина: когда директора часто меняются и каждый новоприбывший норовит внедрить то, что он знает/любит. Народ просто не успевает осваивать - этому битрикс, тому трелло, пятому все в облаке обязательно надо… возникает один вопрос: когда работать простым смертным?🧐

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Ivanov

Изменения не сразу приводят к результатам. Это более длительный процесс, чем: "вот ребята, теперь работаем в этой веб-морде, переносите данные, там сами разберётесь"

Ответить
Развернуть ветку
Павел Рудой

Главное чтобы эти изменения были оправданы и если не доказали свою эффективность отменены

Ответить
Развернуть ветку
Caomhan Macha

Откатить систему до старого варианта обычно выходит еще дольше и дороже, чем дотянуть внедрение нового до стабильного состояния. Если уж решились на изменения, то придется терпеть.

Ответить
Развернуть ветку
MasterCard

Не совсем понимаю «увеличиться объем работы» в чем проблема, зачем этого боятся? (Если конечно, не мешки таскать)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ненадо

Проблема в том что ЗП останется прежней, но объем работы увеличится. А так не в чем)

Ответить
Развернуть ветку
DN

Обычно если запаралелить процессы, то исчезает время ожидания, пока кто-то другой что-то не нажмёт. И люди воспринимают это как увеличение работы, особенно если после оптимизации, кол-во персонала сокращается на 20-30%.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

боятся, потому что придется реально работать, а не полдня кофе гонять)))

Ответить
Развернуть ветку
MasterCard

Вот-вот я о том же. Да и вообще этот пункт мне кажется бредовой и искажённой

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гвоздев

Отрицание
Гнев
Торг
Депрессия
Принятие

И так каждое нововведение)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Фидчунов

Вербовка серого кардинала прям must have при внедрении.
Обязательно должен быть амбассадор проведения изменений, так как сказать идейный вдохновитель.
По опыту внедрения CRM в 50+ компаниях могу точно сказать, что без этого все попытки будут тщетны.

В статье все по делу, без воды👍

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Имхо серого кардинала нужно за дверь выставлять, а не вербовать его

Это же разрушение субординации и бомба замедленного действия

Ответить
Развернуть ветку
Научный микроскоп

саботирует работник все как правило из-за того что внедрение как правило ложится на работников как доп нагрузка, плюс за косяки спрос, спрашивается нахрен оно ему нужно, а если что-то даст увеличение скорости работы труда ир на это время свободное найдется еще нагрузка, но если случится жопа то она не была рассчитана и человека заставят перерабатывать

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ковальчук

Очень рекомендую на эту тему модель ADKAR!

Ответить
Развернуть ветку
MegaAnders

какая жизненная статья, грустная реальность 70 % компаний

Ответить
Развернуть ветку
Serg Thsygvintsev

статья, точнее по пунктам от "внедряйте изменения через диалог...."
чек лист одной задачи для начинающих ИзМененцев (внедренцев).
есть гораздо более полные учебники по внедрению, тот же курс внедрения от битры для корпорации подробно описано.
по статистике вверху статьи, мой субъективный опыт, показывает другие приоритеты и соотношения.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Забелич

Первое, что больше всего волнует людей - как изменения коснуться лично их и как изменится их работа. Обычно любые изменения делают работу сложнее, а не легче. Только супер мотивированная команда готова к постоянным изменениям и улучшениям, это должно быть философией компании. Иначе - все эти схемы с серыми кардиналами, саботажем и со всеми стадиями.

Ответить
Развернуть ветку
Научный микроскоп

но и у этой идеологии есть минусы, стремление максимально все автоматизировать приводят порой к тому, что простые вещи делают сложными и когда это ломается, начинаются поиски концов которые ранее даже не возникали.
как пример раскатку конфигов dns из обычного слива с git и reloadа превратили через деплой тераформом вызываемым гитлабом, в итоге когда это сломалось куча времени ушло на то чтоб понять что сломалось из цепочки.

Ответить
Развернуть ветку
Izabella D

Кто знает, как это Навальному переслать?

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда