Что такое реляционная эстетика?

Реляционная эстетика — это художественная тенденция, которая делает человеческие связи главным предметом искусства.

Может ли приготовление и поедание ужина быть искусством? А как насчет катания с горок в центре музея? Или строительство и управление магазином, роспись реки, разговоры с незнакомцами, производство газировки в кооперативе и содействие историческим реконструкциям?

Согласно "Реляционной эстетике", да, все эти вещи могут быть искусством! Реляционная эстетика — это искусство, которое в век технологических скоростей и виртуальных коммуникаций обратило свой взор на человеческие отношения. Это искусство сотрудничества, контакта и связи между людьми. Это то, что стирает границы между искусством и социальными обменами, между институциями и общественным пространством.

"Реляционная эстетика" — термин, введенный арт-критиком, историком и куратором Николя Буррио, первоначально для выставки "Traffic", проходившей в музее современного искусства Бордо (Centre des arts plastiques contemporaines, CAPC) в 1996 году. Как куратор, Буррио придумал концепцию реляционной эстетики, обсуждая выставку с художниками, среди которых были Рикрит Тиравания, Ванесса Бикрофт, Пьер Гюйге, Карстен Хёллер, Хорхе Пардо, Габриэль Орозко, Лиам Гиллик, Кристин Хилл и другие ключевые художники реляционного искусства.

Что такое реляционная эстетика?

Буррио расширил термин в своей книге 1998 года "Реляционная эстетика", определив движение как: "Реляционные пространства-времена, межчеловеческие опыты, стремящиеся освободиться от ограничений, навязываемых идеологией массовой коммуникации, то есть, в некотором смысле, места выработки альтернативных форм социальности, критических моделей, моментов налаженного общения”

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

Формально зародившись в 90-х годах, после появления интернета и концепции виртуальных сетей, реляционное искусство — это про художников, стремящихся общаться со зрителями через инсталляции и события, основанные на со-участии. Реляционные художники отказались от создания традиционных арт-объектов, предпочитая привлекать зрителей через ситуации, которые требовали, а иногда и требовали, межличностного взаимодействия, способствуя созданию сообщества между участниками. Эти практики уходят корнями в более ранние художественные движения, такие как дада, концептуальное искусство, флюксус и "хэппенинги" Аллана Капроу.

В 1992 году люди пришли в галерею 303 в Нью-Йорке, чтобы увидеть работы аргентинско-тайского художника Риркрита Тиравания. Здесь не было ни холстов на стенах, ни скульптур на полу, ни информационных коллажей. Вместо этого Тиравания занял одну из комнат галереи, чтобы приготовить для своих зрителей ужин — пад-тай.

Этот ужин, по сути, и был настоящим произведением искусства. Не сама еда, а все событие и собрание. Разговоры между присутствующими, опыт совместного употребления пищи, взаимодействие, которое происходило в зале, — все это было частью работы.

Риркрит Тиравания, Без названия (бесплатно), 1992 г., MoMA, Нью-Йорк
Риркрит Тиравания, Без названия (бесплатно), 1992 г., MoMA, Нью-Йорк

Работа Тиравании "Без названия (бесплатно)" — идеальное воплощение интересов, захвативших искусство 1990-х годов: эфемерные и интерактивные произведения, растущая де-материальность и фокус на опыте, а не на физических объектах. Молодые художники, такие как Тиравания, исследовали курируемые события, опыт на месте и ситуации, которые связывали или вставляли произведение искусства непосредственно в мир.

В то время работы, подобные этой, часто оставались без внимания критиков, их считали не поддающимися классификации, и постоянно сравнивали с авангардными движениями 1960-х годов. Арт-критик и куратор Николя Буррио был первым, кто предпринял серьезную попытку понять их. По мнению Буррио, искусство, набиравшее обороты в 1990-е годы, нельзя было правильно проанализировать через сравнение с предыдущими движениями. Оно требовало новой теоретической парадигмы. Выявив тенденцию к интерактивности, де-материализации и растущий интерес к человеческим и социальным отношениям, Буррио придумал термин "реляционная эстетика".

В 1998 году Бурро опубликовал свою книгу "Реляционная эстетика", которая стала чем-то вроде бестселлера в мире искусства и породила собственную систему комментариев и критики. Состоящая из коллекции эссе об искусстве десятилетия, книга классифицировала реляционное искусство как искусство, принимающее в качестве своего теоретического горизонта сферу человеческих взаимодействий и их социальный контекст, а не утверждение независимого и частного символического пространства.

Теория реляционной эстетики опирается на ряд радикальных художественных практик, получивших широкое распространение в середине XX века. Хотя цели и чувства реляционных художников отличаются от движений 1960-х и 1970-х годов, они, тем не менее, опираются на изобретения некоторых из этих новаторских художественных групп.

Олафур Элиассон, “Зеленая река", 1998
Олафур Элиассон, “Зеленая река", 1998

1990-е годы ознаменовались стремительным развитием глобализации и безудержного потребления. Это было десятилетие цифрового технологического бума, Интернета и Всемирной паутины. Коммуникации стали цифровыми и мгновенными.

Появление виртуального пространства соединило разные стороны света, а также позволило превратить множество сфер человеческих отношений в товары и области потребления. Именно на волне этих событий и появилось реляционное искусство. Реляционные работы стремились переработать социальный опыт в искусство, создавая прямые связи с миром и обращая внимание на человеческие отношения в то время, когда они становились все более товарными.

Ванесса Бикрофт, перформанс "VB35" в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 1998 г.
Ванесса Бикрофт, перформанс "VB35" в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 1998 г.

Общий объект реляционного искусства — не результат взаимодействия, а само взаимодействие. Николя Буррио в своей книге "Реляционная эстетика" утверждает, что искусство — это состояние встречи. Это пространство-время сотрудничества и коммуникации иногда называют микротопией. Социальные открытия реляционной эстетики не имеют конечной цели изменить мир, заглянув в утопическое социальное переустройство, как это часто происходило в авангардных движениях начала XX века. Вместо этого реляционное искусство часто создает эти микротопии как мир, который оживает в событии, даже если он ограничен определенными правилами художественного произведения. Художники, работающие с реляционной эстетикой, играют с институциональными правилами, иногда подрывая ожидания того, каким должно быть произведение искусства, выставленное в галерее или музее, а иногда привлекая людей, совершенно не связанных с художественными институциями.

Лиам Гиллик. How are you going to Behave? A kitchen cat speaks. 2009.
Лиам Гиллик. How are you going to Behave? A kitchen cat speaks. 2009.

Исследователь искусства Клэр Бишоп критикует некоторые аспекты этого движения, утверждая, что такие художники, как Тиравания и Гиллик, не демократизируют искусство, а просто укрепляют уже существующий, закрытый мир искусства и, таким образом, игнорируют его неявную классовую политику. По мнению Бишоп, реляционный художник Томас Хиршхорн предлагает альтернативу, подчеркивая глубинные социальные антагонизмы. Для выставки Documenta 11, проходившей в Касселе, Хиршхорн совместно с жителями близлежащего района, где проживают иммигранты с низким уровнем дохода, возвел временную конструкцию, которая послужила местом для общественных дебатов по трудам французского философа Жоржа Батая. Участники дебатов могли высказывать свое мнение о Батае в импровизированной телестудии , становясь, таким образом, частью искусства.

Томас Хиршхорн, "Памятник Батаю", 2002. Документа 11, Кассель, Германия
Томас Хиршхорн, "Памятник Батаю", 2002. Документа 11, Кассель, Германия

Основные реляционные произведения искусства

Как и многие другие направления современного искусства, которые еще не стали движениями, реляционная эстетика не имеет набора строгих правил или границ. Несколько примеров значимых реляционных работ включают в себя все: интерактивные инсталляции, скульптуры с активным участием, уличные интервью, городские интервенции и хэппенинги.

Джиллиан Уэринг. Signs that Say What You Want Them To Say and Not Signs that Say What Someone Else Wants You To Say (Знаки, которые говорят то, что вы хотите, чтобы они говорили, а не знаки, которые говорят то, что кто-то другой хочет, чтобы вы сказали). 
Джиллиан Уэринг. Signs that Say What You Want Them To Say and Not Signs that Say What Someone Else Wants You To Say (Знаки, которые говорят то, что вы хотите, чтобы они говорили, а не знаки, которые говорят то, что кто-то другой хочет, чтобы вы сказали). 

К ним относятся "Без названия (бесплатно)" Риркрита Тиравании, связанные с едой события, например, ужин пад-тай в 1992 году. Эта работа была возобновлена несколько раз в других местах — в 1995, 2007 и 2011 годах. Среди других примеров — работа Джиллиан Уэринг "Знаки, которые говорят то, что вы хотите, чтобы они говорили, а не знаки, которые говорят то, что кто-то другой хочет, чтобы вы сказали" (Signs that Say What You Want Them To Say and Not Signs that Say What Someone Else Wants You To Say.) (1992-1993), где художница просила незнакомцев написать на табличке все, что угодно, и фотографировала их.

Есть и скульптуры Феликса Гонсалеса-Торреса, например, "Без названия (Портрет Росса в Лос-Анджелесе)" (1991), состоящая из кучи конфет, изображающих бойфренда художника Росса Лейкока. Идеальный вес кучи конфет — 175 фунтов, именно столько весил Лейкок до того, как заразился СПИДом. Работа призывает публику не только прикоснуться к произведению искусства, но и съесть его. По мере того как публика берет конфеты себе, работа уменьшается, тем самым отсылая к быстротечности болезни.

Феликс Гонсалес-Торрес. Без названия (портрет Росса в Лос-Анджелесе). 1991
Феликс Гонсалес-Торрес. Без названия (портрет Росса в Лос-Анджелесе). 1991

Volksboutique Кристины Хилл — это проект, начатый в 1993 году и продолжающийся до сих пор. Он представляет собой несколько магазинов, созданных художницей, где она продает различные товары, возвращая человеческий фактор в коммерческие сделки. Проект Янса Хаанинга "Турецкие шутки" (1994) представлял собой перформанс, в котором художник разыгрывал на улицах Осло записанные турецкие шутки, запутывая и исключая норвежцев, не знающих турецкого языка, и одновременно соединяя норвежцев и иммигрантов, которые его знают.

Кристина Хилл в Volksboutique
Кристина Хилл в Volksboutique

Карстен Хеллер, напротив, создает инсталляции из гигантских горок в обычных зданиях. Игривая атмосфера побуждает людей, особенно взрослых, включиться в игру.

Карстен Хеллер. Флорентийский эксперимент. 2018
Карстен Хеллер. Флорентийский эксперимент. 2018

После реляционной эстетики

Реляционная эстетика подвергалась критике с момента своего появления, особенно в американских и британских художественных кругах. Обычно критики утверждали, что концепция слишком расплывчата, так что все искусство технически может считаться реляционным. Возникали вопросы о природе аудитории, которая участвовала в создании произведений искусства, и об эффективности этого "демократического" процесса, направленного против элитарности мира искусства. Многие также утверждали, что термин стал банальным, поскольку слово "реляционный" стало использоваться как взаимозаменяемое с интерактивным или партиципаторным.

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

Теория несколько раз пересматривалась и пересматривается другими, в том числе и самим Николя Буррио. Его исследования в области реляционной эстетики тесно связаны с его последующими работами, такими как "Постпродукция" (2003) и "Альтермодерн" (2009). Реляционная эстетика (концепция), реляционные произведения искусства и "Реляционная эстетика" (книга) остаются популярными и влиятельными, особенно среди художников и студентов художественных вузов. Можно с уверенностью сказать, что реляционная эстетика проделала важную работу по введению новых рамок референции в искусство и новых способов мышления о художественных практиках и формах.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

11
Начать дискуссию