Как Джон Бергер (Бёрджер) помог нам взглянуть на мир по-новому

Джон Бергер — новаторский художественный критик и романист конца XX века, который призывал нас взглянуть на мир по-новому. Что быстро стало известно о Бергере, так это то, что своими критическими замечаниями и размышлениями он не только помогал, но и просил нас посмотреть на мир через другую призму — через искусство.

Фото Джона Бергера
Фото Джона Бергера

Джон Бергер видится силой бескорыстия в культуре, поощряющей солипсизм, настойчивый сторонник открытых глаз, перекалибровки и восстановления энергии мышления, чувств, яростно сострадательного, яростно бескомпромиссного видения во времена, поощряющие смотреть только на зеркальные образы, которые создают власть и делают деньги.

Несмотря на то, что Джон Бергер обучался живописи в Школе искусств Челси, он начал публиковать художественную критику в различных британских изданиях в 1950-х годах. В их числе New Society и New Statesman. В одной из рецензий для New Statesman он язвительно высмеял искусство Джексона Поллока за его "мертвую субъективность" и “суицидальное отчаяние". В этих журнальных статьях и рецензиях Бергер продемонстрировал, что он был откровенным социалистом, и свою убежденность в том, что роль искусства заключается в том, чтобы давать комментарии о времени, в котором мы живем. В 1960 году Бергер опубликовал свой первый сборник эссе об искусстве под названием “Permanent Red: Essays in Seeing", затем последовали "Успех и провал Пикассо" (1965), "Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР”(1969).

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

Наряду с эссеистикой и художественной критикой Джон Бергер был также плодовитым романистом и написал множество историй с социально-политическим уклоном. Первым из них стал роман "Художник нашего времени", опубликованный в 1958 году. В этой книге Бергер рассказывает о своем раннем опыте молодого выпускника университета в послевоенном Лондоне. Позже Бергер написал беллетризованные рассказы “A Fortunate Man: The Story of a Country Doctor" (1967) и "A Seventh Man" (1975), в которых рассказывается о рабочих-мигрантах Европы.

В 1972 году Джон Бергер опубликовал свой самый известный роман под названием “G: A Novel” (Джи), который в том же году был удостоен Букеровской премии. Современный пересказ "Дон Жуана", история прослеживает сексуальное пробуждение молодого человека по имени Джи на фоне Италии времен Гарибальди и англо-бурской войны.

Обложка романа "G"
Обложка романа "G"

Укоренившись в художественном и литературном мире, он не боялся критиковать его. Когда в 1972 году он получил Букеровскую премию за роман "G", он осудил историю рабского труда в Карибском бассейне и пожертвовал половину премиальных денег Партии черных пантер. Другую половину он использовал для финансирования своего исследования рабочих-мигрантов, результатом которого стала книга 1975 года "Седьмой человек".

Безусловно, самым ярким аспектом наследия Джона Бергера является его культовый сборник эссе под названием "Искусство видеть" (Ways of Seeing, 1972). Эта культовая публикация и сегодня входит в список обязательного чтения любого начинающего студента, изучающего искусство или историю искусств. Цель этой книги заключалась в том, чтобы убрать тайну из истории искусства и бросить вызов многовековым устоявшимся взглядам на искусство с помощью серии эссе, заставляющих задуматься. Одним из самых радикальных аспектов этой книги был акцент на сексизме, который присутствует в большей части нашей визуальной культуры, и его коварных, разрушительных последствиях.

Разворот книги "Искусство видеть"
Разворот книги "Искусство видеть"

Его четырехсерийный телесериал Ways of Seeing 1972 года, удостоенный премии BAFTA, известен как одна из самых влиятельных художественных программ всех времен, а его сценарии превратились в одноименную книгу. Известный своей критикой эстетики западного искусства, он объяснял, как оно создается, как и почему мы его воспринимаем, и, в свою очередь, как на это влияют средства массовой информации. Он также был ярым марксистом и открыто говорил об опасностях капитализма и консюмеризма. В более поздние годы он писал о СПИДе и бездомности.

После успеха 1970-х годов Джон Бергер до конца жизни продолжал писать искусствоведческие и художественные статьи. Он дожил до 90 лет и скончался во Франции в 2017 году. Среди его успешных последних литературных произведений - "На свадьбу" (1995), история любви на фоне кризиса СПИДа, "Кинг: A Street Story" (1998), повествующая о злоключениях бродячей собаки, и "От А до Х" (2008) - история об обмене любовными письмами, которая была номинирована на очередную Букеровскую премию. В последние годы жизни Джон Бергер работал сценаристом, а в 1994 году выпустил поэтический сборник "Страницы раны", в который вошли 46 стихотворений, над которыми он работал с 1960-х годов, а также его собственные рисунки и фотографии, позволяющие заглянуть в интимную сторону его жизни.

Сейчас наследие Бергера продолжает жить благодаря различным экранизациям, книгам, стихам, произведениям искусства и некатегоричным работам, которые он создавал на протяжении всей своей жизни.

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

P. S. Материал подготовлен на основе моей вводной лекции про Бергера для книжного клуба по искусству. Раз в месяц мы созваниваемся и обсуждаем прочитанную за месяц книгу (книга марта - "Великое переселение образов" Аби Варбурга). О желании вступить в клуб, а также задать вопрос — пишите лично мне (у нас весело)!

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию