«Умираешь, Семён? Так. Ну, умирай», или коротко о рынке российских стартапов после обмена активами «Яндекса» и VK

23 августа произошло событие, на которое остро отреагировали все игроки венчурного рынка, — VK и «Яндекс» обменялись активами. Теперь «Яндекс» берёт под контроль Delivery Club, а VK достаются аудитории новостного агрегатора «Новости» и рекомендательной платформы «Дзен», их перенесут на портал dzen.ru. Многие аналитики уже окрестили эту сделку «гвоздём в крышку гроба» отечественного рынка стартапов. Так ли это? Порассуждаем далее.

Общая канва

Сделка была анонсирована ещё в марте этого года и планируется к завершению в конце 2022 года. Обмен активами между VK и Яндексом по сути означает раздел сфер интересов компаний: Яндекс сосредотачивается на сервисах доставки, такси и прочего, а VK забирает социальные сети и формирование контента, то есть полностью уходит в онлайн и инфо-бизнес. У многих оставались сомнения по поводу одобрения ФАС подобных маневров со стороны 2 крупнейших компаний на отечественном рынке, однако 30 августа этот шаг был одобрен, что не оставляет сомнений — сделка состоится.

На официальном сайте ФАС опубликовал своё решение и огласил предписания:

1. Отсутствие каких-либо преимуществ для ресторанов и доставщиков, использующих сервис Яндекс.Еда, по отношению к другим агрегаторам заказов.

2. Для партнеров сервисов (ресторанов) предписание обеспечивает сохранение размера и порядок формирования вознаграждения в течение трех лет с момента совершения сделки.

3. Яндекс не должен принимать мер, направленных на отказ или сокращение использования ресторанами Delivery Club или других сторонних сервисов.

4. VK будет обязан в предусмотренных законом случаях запрашивать и получать согласие пользователей на обработку персональных данных для новостного агрегатора «Новости» и рекомендательной платформы «Дзен» в отдельности.

Причины

В целом, данные шаги со стороны компаний более чем оправданы необходимостью сократить риски на фоне внешнеполитических событий и ужесточением государственного контроля за интернет-ресурсами. В том числе, это вопрос позиционирования: Яндекс всегда преподносил себя как транснациональная компания в области высоких технологий, а VK cосредоточен на отечественном рынке, желая создать экосистему онлайн-продуктов.

Создание и развитие комфортных для пользователей контентных сервисов — основная стратегическая задача VK — отметил генеральный директор VK (Россия) Владимир Кириенко.

VK выражает надежды на то, что после интеграции с «Дзеном» для авторов откроются возможности реализовать себя в новых форматах и получить доступ к обширной аудитории своей соц.сети, а пользователи, в свою очередь, получат еще больше качественного развлекательного и образовательного контента.

Последствия

Однако не все разделяют этот оптимизм: сможет ли VK вдохнуть новую жизнь в эти сервисы, сохранятся ли условия для авторов, удастся ли приумножить вовлеченные аудиторию — всё ещё большой вопрос.

Но что уж точно очевидно, так это отрицательное влияние на Яндекс — после отдачи «Новостей» и «Дзена» его аудитория упадёт, уже сейчас дневная аудитория около VK 50 млн, а у портала Яндекс в июле 2022 года составила 35 млн человек. Разница очевидна. При этом ежедневно только «Яндекс.Дзен» посещают более 18 млн человек.

Однако, наиболее пострадавший рынок от этой сделки — рынок стартапов. Если ранее фаундеры при создании нового бизнес-проекта могли рассчитывать на продажу этого бизнеса или VK или Яндексу, что создавало спрос и конкуренцию за новые проекты между китами рынка, то теперь ситуация в корне меняется.

Выбора нет, скоро экзит.

Будет ли существовать вопрос: «Кому продать свой бизнес?». Если ты создал что-то на стыке онлайна и офлайна — тебе в Яндекс, если чисто онлайн-историю — тебе в VK. В любом случае]6 выбирать больше не приходится — IT-киты решают, сколько они готовы заплатить за твой стартап.

Что же делать?

Пока ясно одно — рынок не умрёт — он будет перестраиваться.

Несмотря на то, что количество венчурных сделок на российском рынке за январь-май 2022 года сократилось на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем сделок вырос на 30%.

В условиях нестабильности венчурного рынка, взаимодействие государства и частного сектора — один из способов поддержки венчурного отечественного рынка. Частному капиталу придется научиться не просто жить, но дружить с государством. Это критически важно, и чем быстрее это произойдёт, тем с меньшими потерями преодолеют кризис игроки.

Сейчас именно государство имеет наиболее развитые акселерационные программы, инфраструктуры для поддержки инноваций, грантовые программы. В ближайшей перспективы стартапы прошедшие государственные федеральные или региональные программы будут наиболее интересны инвесторам. Подробнее об этом мы говорили в предыдущей статье.

Безусловно, рынок будет перестраиваться, но говорить о критических изменениях или об обвале рынка венчурных инвестиций в России более чем неоправданно. Я считаю, что обмен активами между Яндексом и VK открывает новые окна возможностей для стартапов: стоит обратить внимание на частные, частно- государственные и корпоративные фонды, госкорпорации и другие крупные российские IT-компании — считает Сергей Голубев, генеральный директор Фонда социальных инвестиций.

Другим вариантом развития событий для отечественных стартапов могут стать бизнес-ангелы и другие более мелкие IT-компании и фонды, которые хоть и не конкуренция таким гигантам как СБЕР, VK и Яндекс, но также являются вариантом для стартапов.

Что будет дальше — покажет время, однако многие эксперты сходятся во мнении, что ажиотаж вокруг сделки Яндекса и VK слишком раздут. Рынку нужно время для перестройки и выстраивания долгосрочной стратегии развития в новых условиях.

3
2 комментария

Спасибо Вам за интересную и полезную статью! Мне кажется, что такой картельный сговор сильно ударит по стартапам. Грустно прям

1
Ответить

Не грустите, рынок перестраивается, поэтому ловите новые возможности!

Ответить