Как мы выходили на американский рынок

Стартап-сериал от компании CoMagic.

В 2018 году сервис сквозной аналитики и коллтрекинга CoMagic стал международным. Теперь он представлен в 73 странах, но самым большим достижением стал запуск в США.

Покорить Америку, наверное, мечта любого ИТ-предпринимателя. Поэтому мы решили создать текстовый мини-сериал о том, что для этого делаем мы.

Как мы выходили на американский рынок

Сразу скажем: это история не только о победах — всё гладко идет лишь в идеальном мире. Это история о наступании на грабли, культурных различиях, непонимании, как действовать в новой для себя ситуации, иногда... тоске по родине.

Но главное — о вынесенных уроках и полученных результатах. Возможно, они не станут прямым мануалом, но точно окажутся полезными советами для всех, кто задумывается о ведении бизнеса с западными странами.

Как и в любом сериале, мы будем раскрывать сюжет посерийно и предоставлять слово действующим лицам.

Первая серия — «Разведка боем»

Москва, 2013 год. Интернет становится основным каналом продвижения бизнеса. По крайней мере в столице. Бюджеты на «Директ» уже не ограничиваются парой тысяч рублей в месяц ради эксперимента, и отдачу от digital начинают считать всерьез.

Предпринимателям нужен сервис, который покажет, какие результаты в деньгах принесли вложения в рекламу и по каким объявлениям чаще всего звонят целевые клиенты.

К этому моменту компания UIS уже 14 лет успешно предоставляет услуги виртуальной телефонии. К команде UIS с идеей коллтрекинга — технологии, связывающей звонок с рекламным источником, — присоединяется Дмитрий Кудинов (на тот момент интернет-маркетолог и один из пионеров веб-аналитики в России).

Становится понятно, что этого решения как раз и не хватает сегодня российскому бизнесу для точной оценки эффективности рекламных каналов. Так появляется бренд CoMagic и начинает разрабатываться сервис коллтрекинга и сквозной аналитики рекламы.

Урок 1. «Если вы задумали международную историю, то не делайте ее в России, здесь вы завязнете»

Его мы не усвоили, но всё обошлось.

Мне кажется, наша международная история началась со стартом CoMagic, потому что я понимал, что замахиваемся на что-то, что должно быть востребовано за пределами России. Когда мы начали заниматься непосредственно CoMagic, эта идея на пару–тройку лет ушла на бэкграунд, и мы занимались только продвижением компании на российском рынке.

На эту тему регулярно слышу от умудренных опытом владельцев венчурных фондов фразу: «Если вы задумали международную историю, то не делайте ее в России, здесь вы завязнете».

И это правда, мы проверили. Если хочешь делать продукт на международном рынке, то нужно сразу идти туда, куда хочешь попасть в итоге.

Дмитрий Кудинов,

CEO CoMagic

Оказалось, что для венчурных фондов российский опыт ничего не стоит. За рубежом другой рынок, другая аудитория, другие бизнес-модели. И проблемы тоже другие. То, что российская компания научилась решать проблемы «на местном уровне» и зарабатывать деньги здесь, — совершенно не означает, что сможет то же самое повторить в США.

Когда «делегация» от CoMagic в составе двух человек уже приехала в США проводить Customer Development, один из менторов нашей команды (об этом чуть позже) на вопрос, легко ли российской компании получить инвестиции в США, ответил:

«Представьте, что к вам в Россию приезжают два каких-то непонятных иностранца и рассказывают, какой крутой стартап они сделали у себя на родине и уже заработали на нём "три копейки". И как прекрасно в них сейчас было бы инвестировать. Да еще и объясняют это на ломаном русском».

Именно так и выглядели делегаты российской компании в глазах американских бизнесменов.

Урок 2. Изучайте похожие продукты, проводите разведку

А нужен ли ваш продукт за рубежом вообще, как это понять? Для этого Дмитрий Кудинов стал посещать отраслевые конференции в США. Изначально казалось, что востребованным продуктом может оказаться виртуальная телефония.

Изучив рынок подробнее, оказалось, что здесь CoMagic уже опоздал. Вовсю идёт стадия консолидации рынка: в этом сегменте появились сильные игроки, которые «слопали» небольшие компании. Поэтому с новым аналогичным проектом на этот рынок заходить поздно.

Вполне возможно, я тогда ошибался. Американский рынок довольно нишевой. Если есть ниша корпоративной облачной телефонии, никто не мешает изобрести какую-нибудь свою и пробовать двигаться в ней.

Американский рынок настолько большой, что даже ниша облачной телефонии для зоомагазинов может оказаться многомиллионной.

Но когда я начал анализировать то, что происходит с коллтрекингом, то понял, что там скорее стадия начала игры. Есть несколько игроков, и еще никто из них не подмял под себя большую долю рынка.

Дмитрий Кудинов, CEO CoMagic

В течение последних двух лет Дмитрий Кудинов следил за тем, как развивается индустрия коллтрекинга в США: один–два раза в год приезжал на конференции, читал отраслевые блоги, подписался на все возможные новости, связанные с технологией коллтрекинга в Америке, и анализировал эту информацию.

Что поможет в изучении рынка США: путеводитель от Дмитрия Кудинова по SaaS- и ИТ-индустрии в США

Куда поехать: ключевые отраслевые конференции по интернет-маркетингу и маркетинговым технологиям

Что почитать: полезные блоги и сайты

Как проанализировать: каталог сервисов и аналитика по SaaS- и ИТ-индустрии

Урок 3. Найдите трекера с бизнес-опытом

Изучение рынка плавно перешло в практические действия. В этом была доля случая. В одну из поездок в Сан-Франциско Дмитрий познакомился с командой акселератора Techmafia из ФРИИ.

Оказалось, они реализуют новый экспериментальный проект — акселератор в США. Привозят российские компании с международным потенциалом и помогают проводить CustDev (исследование рынка, поиск целевых сегментов и создание MVP под выбранный сегмент).

ФРИИ решили перенести свой опыт по валидации бизнес-идей и запуску новых бизнесов из России в США и привезти несколько перспективных команд. Нам оказалось по пути, после знакомства одной из таких команд стала CoMagic.

Как мы выходили на американский рынок

Для Дмитрия большим открытием этого проекта стало понятие трекинга. Трекер — это человек, который помогает команде двигаться быстрее и более осмысленно. Он замечает стандартные ошибки команды и направляет ее в правильное русло. Впоследствии идея трекинга была перенесена в CoMagic, сейчас применяется в различных командах внутри компании.

Первая задача, которая встала перед «американской командой» CoMagic, — ещё находясь в России, совершить первые продажи.

Я пришел в проект с идеей, что мы съездим «прогуляемся» в Америку, только я потрачу на это не неделю, как обычно, схожу не на конференцию, а прогуляюсь в десяток компаний, пообщаюсь с маркетологами, узнаю, что сколько стоит, создам бизнес-модельку.

Но коллеги из ФРИИ были непреклонны и сказали, что такой подход — фигня. Ты можешь создать сколько угодно бизнес-моделей, но если ты сам руками не продал свой продукт, никогда не узнаешь, купят его или нет. И вместо создания бизнес-модели, у меня появилась задача — сделать реальные продажи.

И вот я оказался на старте проекта в том прекрасном состоянии, когда цель проекта кардинально изменилась буквально за день до старта.

Я в России, у меня пока нет ничего (ни продукта, ни маркетинговых материалов) на английском языке, а новая цель проекта — сделать продажи в Америке англоязычного продукта, которого пока нет, американским маркетологам, которых я пока даже не знаю где и как найти...

Дмитрий Кудинов, CEO CoMagic

Конец первой серии

Вы можете повлиять на дальнейший ход повествования сериала и его детали.

О чем вы хотели бы узнать в следующей серии?

Как искать первых клиентов за рубежом, находясь в России?

Как учитывать менталитет другой нации в разработке продукта?

Как начинать общение с американскими партнерами и от чего зависит успех на переговорах?

3535
32 комментария

Рад что поняли необходимость выхода за рубеж и смогли сделать версии продукта на английском и техническую реализацию доступности сервисов.
Но по данным similarweb.com дела у Вас пока не очень.
https://callgear.com/
за прошлый месяц посещений 460, все из России.
https://look-hook.com/
За прошлый месяц посещений 1,400, из которых 52% из России.

Так что говорить о настоящем выходе за рубеж, успехе и прочем слишком рано.
Главное не повторять типичных ошибок наших локально успешных проектов:
1 - Офис в США, с местными продажниками/менеджерами, которые обещают сказки, а по факту ничего.
2 - 2 года, 2 млн $ убытков и статья на РБК что не получилось.

P.S.:
У Вас есть самое главное, есть серьезный продукт.
Но как его раскручивать заграницей Вы не понимаете, судя по текущему результату.
В любом случае, хочу искренне пожелать Вам удачи.

9

Миша, спасибо тебе за развернутый комментарий, и за пожелание удачи отдельное спасибо!
Сайт как канал лидогенерации и продаж пока не используем вообще. Почему:
1) Платный трафик в США очень дорогой. Нет, не так: ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ. Я уверен, ты это знаешь) Конкурировать с коллегами из США за запросы в контексте нам не по карману.
2) Для "органической" лидогенерации в США очень важно медийное присутствие компании на рынке (контент-маркетинг и т.п.). Потенциальные клиенты внимательно изучают своего будущего вендора и инфополе вокруг него. У нас этого инфополя нет - и трафик не конвертируется. Так что смысла привлекать трафик на сайт пока не видим.

5
Автор

Михаил, в следующих выпусках мы обязательно расскажем о том, как получали первых клиентов и каким образом построены продажи в настоящее время. Одна из серий как раз будет посвящена нашим "попыткам" продвигаться в США через интернет. Но спойлерить пока не будем)).
Это лишь начало истории о выходе на международный рынок - дальше будет много пруфов и полезной информации
Спасибо за комментарий!

3

наоборот -этим детским маркетинговым приемцем вы потеряли часть слушателей

3

Блин, а как подписаться на ветку следующих?)
Сюда не часто захожу, но случайно зайдя и прочитав, загорелся прям, хочу читать дальше)

Сериалы рулят)

2

не совсем понял. вы там успешно раскрутились или в процессе?

Автор

Ну так если мы сейчас расскажем финал, разве это будет интересно? :) Вся красота в деталях. Обо всем будем рассказывать).

4