Как выбирать сооснователя/бизнес-партнера?

Легенда гласит, что бизнес с друзьями делать нельзя. С другой стороны — с кем попало тоже нежелательно. И человек должен быть надежный, и должно с ним быть волшебное “чувство локтя”. О том, как найти “того самого”, рассказывают российские предприниматели.

Олег Данилов, CEO сервиса для дистанционной оплаты топлива “Турбо”

Бизнес-партнера нужно либо знать лично, либо при его выборе руководствоваться рекомендациям людей, которым вы действительно доверяете. Партнер, безусловно, должен обладать какими-то компетенциями, которых недостает вам, чтобы выполнять задачи, которые вы не можете решить самостоятельно. Принимать окончательное решение стоит только после личной встречи. Ваши с партнером взгляды на какие-то моменты могут различаться, но главное, чтобы вы могли дискутировать и приходить к консенсусу в нормальном деловом русле. Помните – вам придется долго сидеть в одной лодке и грести в одну сторону.

Часто возникает вопрос, стоит ли сразу подписывать с бизнес-партнером какие-то документы. Я считаю, что начать сотрудничество можно с личной встречи: посмотрев партнеру в глаза, обсудив с ним детали, начать работать, опираясь не на бумажки, а на устные договоренности. А начало сотрудничества закрепить письмом, отправленным по электронной почте. Юристов лучше подключить потом – когда действительно будет что делить.

Дамир Латыпов, основатель Cointocoin

Я могу рассказать, как совершенно точно не надо выбирать себе бизнес-партнера: нельзя, чтобы у одного из вас были деньги, а у второго - только знания и навыки. Так рискует только один, второму рисковать нечем. Получается, что ваш партнер будет просто работать в вашей общей компании, ничего в нее не вкладывая. Такая схема никогда не работает. В случае неудачи, ваш сооснователь просто уйдет из бизнеса, ведь ему нечего терять. Он, скажем так, попробовал реализовать амбиции за ваш счет, но по каким-то причинам у него не получилось. Помните, что такой партнер всегда может уйти и стать наемным менеджером в другом месте, а вот вы останетесь с минусом.

Поэтому, на мой взгляд, все должны чем-то рисковать. Пусть это будет минимальная доля, но ваш бизнес-партнер обязан ею рискнуть. И, конечно, человек, который вложил в продукт больше, тоже должен разбираться в бизнесе, который он собирается строить. Ведь если миноритарий обладает какими-то знаниями, а мажоритарий - нет, вероятно, будут проблемы. Либо начнутся конфликты, либо это будет просто лайт-версия первого варианта развития событий: один из вас рискнет гораздо большим. Если же у партнеров примерно одинаковые доли, но все равно назревает конфликт, то следует поставить наемного менеджера. Так вы избежите ситуации с перетаскиванием одеяла: я здесь делаю все, а ты - ничего!

У меня есть такие партнеры, которые развивают со мной проекты. Эти люди очень близки мне по ценностям. Даже серьезные денежные вопросы решаются достаточно быстро, фактически по умолчанию. С такими партнерами очень приятно развивать любые идеи и идти нога в ногу.

Михаил Федоринин, основатель Calltouch

Всегда страшно начинать что-то серьезное в одиночку. Особенно когда делаешь это в первый раз. Все говорят, что работа с друзьями или родственниками неминуемо обратится в конфликт, но мой опыт показывает обратное. Другое дело, что, если вы решаетесь на этот шаг, всегда будьте готовы к тому, что друзей вы в итоге можете потерять.

Главное в таком партнерстве различать личное общение и бизнес-коммуникацию. Начинающие предприниматели часто их путают и берут себе в партнеры друзей или родственников, с которыми уже вроде бы выстроены хорошие доверительные отношения. Начать бизнес со знакомым – не приговор, если вы четко понимаете, что делаете это не из-за страха работать в одиночку, а вам действительно необходима экспертиза партнера. Мои наблюдения показывают, что подобный осознанный выбор – редкость.

На старте любого проекта важнее всего следующие экспертизы:

— Управленческая. Обязательно должен быть лидер, который сможет управлять проектом

— Продуктовая. Понимать продукт — это лишь половина успеха. Важно видеть, что ты хочешь получить через год, пять, десять лет

— Техническая. Без этой экспертизы вы очень быстро упретесь в стену с надписью: «Не умею. Не могу. Не понимаю.»

— Финансовая. Человек должен понимать, как управлять потоком денег и не вляпаться в кассовый разрыв

Анти Данилевский, основатель KICKICO, сооснователь WHIRL

Это сложная тема, но в общем случае считаю, что чем в бизнесе меньше основателей, сооснователей и партнеров, тем лучше. Стараюсь никого в статусе ко-фаундера на этапе формирования нового бизнеса не пускать, чтобы иметь полный контроль и вести бизнес туда, куда считаю нужным. Это позволяет избежать конфликтов и споров. Если кого-то “беру на board”, - то только опционами, без права принятия стратегических решений.

Если необходимо привлечь деньги, решающими факторами при выборе стратегического партнера/инвестора будет наличие опыта в той сфере, в которой действует бизнес, и заранее, на берегу закрепленная договоренность о невмешательстве: никто лучше создателя проекта не понимает, как в конечном итоге будет работать бизнес, и компромиссы скорее приведут к искажению и размытию оригинального замысла. Лучше отказаться от денег инвестора, который ничего не понимает в вашем деле, и инвестора, который будет терроризировать бизнес своим “авторским взглядом” на управление, развитие и процессы.

С точки зрения инвестора, (я даю деньги - партнеры создают бизнес) хочется видеть ответственность, активность, целеустремленность и упорство, а ещё - четкое осознание того, что, зачем и почему происходит, куда человек ведёт бизнес. В бизнесе нет мелочей: нужно понимать, что должно быть сделано, как это должно быть сделано, какими будут промежуточные цели, какие нужны ресурсы и кто должен быть в команде, сколько это всё стоит, что конкретно нужно для достижения каждого шага, и что это дает. Хорошие, бизнесовые “мозги”.

Качества, которые ценю в партнерах: постоянность, порядочность, честность и ответственность.

Качества, которые “сразу нет”: хитрожопость и эгоизм. Для меня важно, чтобы человек относился к другим с уважением, не считал себя пупом Земли и не болел звездной болезнью. Это всегда приводит к краху. Даже если у тебя миллиарды, это не делает тебя лучше других. Делать бизнес и оставаться порядочным - можно и нужно, особенно в наше время.

Сергей Катаргин, CEO компании “Независимые страховые консультанты”

Моё мнение, что лучший бизнес-партнер должен быть вашим тотальным единомышленником и специалистом в той же области, в которой вы делаете бизнес. Но в тоже время желательно, чтобы круги дружеского общения не пересекались. Можно делать успешный бизнес с друзьями и знакомыми, но это скорее исключение, чем правило. По моему опыту, дружеские отношения больше мешают работе, чем помогают. В бизнесе уровень ответственности огромен, поссориться с коллегой и поссориться с партнером по бизнесу – совершенно разные вещи.

В идеале нужно, чтобы партнеры по общему делу друг друга дополняли. Например, один занимается маркетингом, а другой берёт на себя техническую сторону. Или у одного аналитический склад ума, а другой – 100% гуманитарий. Тогда будет легко разделить сферы ответственности и вместе прийти к успеху.

Алия Прокофьева, президент ГК “Галактика”

У меня в жизни было 3 проекта в которых не получилось выстроить отношения с партнерами. В результате я пришла к следующему:

1. Человек полностью должен разделять твои ценности. Это первый шаг к обсуждению любых рабочих моментов. Без этого невозможен нормальный диалог.

2. Понимал и принимал твои цели. Не все мои проекты фокусируются на извлечении прибыли, и деньги не должны мешать коммуникации между людьми.

3. Проверка человека в напряженной ситуации. Смело берите его на пробежку или изнурительную кроссфит тренировку. Он проявит все положительные и отрицательные качества.

4. Бизнес партнер это как супруг(а). Держите глаза максимально открытыми и обращайте внимание на все мелочи.

У меня есть такие партнеры, которые развивают со мной проекты. Эти люди очень близки мне по ценностям. Даже серьезные денежные вопросы решаются достаточно быстро, фактически по умолчанию. С такими партнерами очень приятно развивать любые идеи и идти нога в ногу.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Victoria Kolmakova

Только вчера прочитала книгу про партнёрское соглашение, а тут еще и публикация в тему)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Нагибович

Названием книги поделитесь?

Ответить
Развернуть ветку
Victoria Kolmakova

Партнёрское соглашение: Как построить бизнес на надёжной основе - Дэвид Гейдж

Ответить
Развернуть ветку
Лапук Мария

Делать бизнес самому)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Greenberg

Пафосно, но справедливо. Но я за исключения из правил)

Ответить
Развернуть ветку
Эрвин Каррера

Анти Данилевский это Дорогомиловский
шуткеза для МСК

Ответить
Развернуть ветку
Sereja Berkut

А как быть, если ты и есть тот самый партнёр без денег? Продолжать реализовывать амбиции за счёт других?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пинг

Работать по 18 часов

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда