{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать так, чтобы сотрудники разделяли ценности компании — опыт ВкусВилла

Сотрудникам ВкусВилла не нужно просить ключи от магазина у ответственного или согласовывать каждую букву договора, а написать совету управляющих или запустить свой проект может каждый в команде. Это возможно потому, что мы отказались от тотального контроля и вертикальной иерархии и научились транслировать ценности компании иначе.

Команда внутренних коммуникаций ВкусВилла

Есть базовые вещи, на которых строится культура ВкусВилла, можно сказать, ДНК.

Наличие эволюционной цели, которую разделяют сотрудники: «Полезные продукты для здорового питания доступны каждому». Она отличается от традиционного «Заработать больше денег и стать лидером рынка» и выходит за рамки бизнеса. Цель — это ответ на вопрос, для чего существует ВкусВилл, компания не станет зарабатывать на том, что идет вразрез с ней. Принимая решения в рабочих задачах или думая о запуске проекта, мы можем сами ответить себе, помогает ли это нам приблизиться к эволюционной цели.

Единая концепция ВкусВилла, поддерживая которую мы приближаемся к цели. Это то, за что нас выбирают покупатели, наши сильные стороны, которые объединяют команду внутри и выделяют компанию на рынке.

Концепция ВкусВилла основана на ценностях:

  • Включенные отношения. Мы всегда готовы дать обратную связь и рады получить ее в ответ. Включаемся в поиск новых идей и решение актуальных задач. Мы выстраиваем отношения и дорожим ими.
  • Вкусные, натуральные и уникальные продукты. Мы дорабатываем каждый продукт, максимизируя полезность и минимизируя риски. Полностью описываем состав, контролируем качество, безопасность и удобство упаковки. Покупатель может вернуть товар, если не понравится качество или вкус.
  • Забота о себе и о будущем. Мы продвигаем культуру осознанного подхода к жизни. Поддерживаем экологические инициативы, уделяем внимание принципам ЗОЖ, развиваем предпринимательство и местных производителей.

Формулируя ценности, мы интересовались мнением команды и покупателей, поэтому они искренние и полностью «про нас». Ценности лежат в основе коммуникационной платформы ВкусВилла, и именно за них покупатели любят и выбирают нас для покупок, а сотрудники — для работы.

Уникальная система управления — Beyond Taylor. Больше ста лет бизнес жил по законам, которые разработал Фредерик У. Тейлор: четкое разделение труда, регламенты, ограниченное влияние сотрудников на процессы. Модель управления Beyond Taylor уходит от полного контроля и вертикальной иерархии: мы хотим, чтобы люди работали у нас, потому что верят в свое дело, а мы доверяли им. Нам важны принципы, а не процессы — это позволяет принимать человекоцентричные решения в работе.

Принципы, на которых строится работа ВкусВилла

Мы используем инструменты, которые помогают поддерживать систему управления. Один из инструментов — система обещаний. Это протокол общения, при котором от исполнителя не требуют выполнить конкретный процесс, а просят дать результат. Права и обязанности при этом в руках исполнителя. Система помогает решать проблемы при взаимодействии разных отделов.

Расскажем, как работает подход ВкусВилла, на примере внутренних коммуникаций.

Обещания коллегам от команды внутренних коммуникаций

Донести ценности до сотрудников помогает команда внутренних коммуникаций. Во внутрикоме у каждого своя роль: есть редакция, продакт-менеджеры цифровых продуктов и проджект-менеджеры аудиторий.

В основе работы ВкусВилла — клиентократия, когда каждый работает на своего клиента, а не начальника. Клиентами внутренних коммуникаций является вся команда ВкусВилла: сотрудники и курьеры.

Как и весь ВкусВилл, внутренние коммуникации работают по системе обещаний, которая позволяет закрыть боли заказчика и создать дополнительные ценности. В числе обещаний коллегам:

  • Команда получает понятную, достоверную и своевременную информацию об изменениях в компании и своих возможностях.
  • Важную информацию для сотрудников легко найти в каналах внутренних коммуникаций.
  • Боли и потребности сотрудников донесены до лидеров/руководителей. Дана своевременная обратная связь.
  • Команде доступны актуальные и интересные для большинства форматы участия в жизни компании: мероприятия, конкурсы, программы, праздники.
  • Профессиональные заслуги и значимые достижения коллег (команд) публично отмечены в подходящем формате.
  • Вся информация о культуре компании открыта, представлена в разных и легких для восприятия форматах.

Сейчас у нас несколько внутренних аудиторий: розничная торговля, курьерская служба, распределительные центры и офис. У каждой из них свой проджект-менеджер, он посещает ключевые собрания и всегда в курсе нововведений, а еще создает уникальные мероприятия и каналы коммуникаций. Например, в рознице есть радио, которое играет до открытия, у курьеров — свое мобильное приложение, а в распределительных центрах и офисах — мониторы, на которых отображается нужный конкретным сотрудникам контент.

Каждая аудитория знает своего менеджера в лицо, поэтому коллеги легко, быстро и самостоятельно предлагают новые мероприятия, программы признания и другие активности, нам не приходится «инициировать поводы».

Отказались от корпоративного портала и сделали телеграм-бота, потому что так удобнее сотрудникам

Чтобы доносить достоверную и своевременную информацию до сотрудников, нужны эффективные каналы информирования.

Сначала пошли по стандартному пути: запустили корпоративный портал, куда постепенно добавляли полезные функции. Но во ВкусВилле сотрудники «голосуют ногами»: если им неудобно, они просто уходят. Порталом не стали пользоваться, предпочитая общаться в привычных мессенджерах. Для нас это было, как поставить посреди двора шикарную клумбу, вокруг нее выложить удобные дорожки, а потом увидеть, что жители протоптали собственную тропинку прямо по центру клумбы, потому что им так удобнее.

Мы поняли, что нужно идти туда, где комфортно команде, и создали техбота. При этом отказались от разработки мобильного приложения, а сделали его в Телеграме — так бот работает в привычном для команды интерфейсе, а нам позволяет запускать новый функционал, не дожидаясь релизов, и быстро тестировать новые гипотезы.

Сейчас бот — один из основных информационных каналов в компании:

  • через него мы делимся новостями о событиях;
  • в нем есть все функции корпоративного портала и можно быстро решить любой рабочий вопрос, от оформления командировки до поиска контакта нужного сотрудника.

Бот персонализирован для каждой из аудиторий. Сообщения мы направляем только тем, кому они нужны: для этого используем систему фильтров по аудиториям, ролям в компании, городам и стажу. Функции тоже у каждого направления свои, сотрудники видят в боте разные меню: например, коллеги из офиса могут забронировать комнату для переговоров, а сборщики заказов — просмотреть обращения покупателей и прочитать отзывы о качестве работы.

Одна из общих механик бота — «Спасибо 110%». Каждый сотрудник раз в месяц может выбрать пятерых своих коллег и поблагодарить их через техбота — например, за помощь в работе или удачный проект. Среди сотрудников, которым сказали «спасибо», проходит розыгрыш, в котором можно выиграть бонус на карту лояльности ВкусВилла.

«Спасибо 110%» — не просто возможность поблагодарить коллег, но и шанс на дополнительную мотивацию или вознаграждение

Еще у нас есть общий чат компании, куда может вступить любой сотрудник вне зависимости от подразделения. Это очень активное сообщество, в нем около 3000 человек. Там мы открыто обсуждаем любые новости и вносим предложения, а на вопросы сотрудников отвечают операторы поддержки. Общий чат — отличный инструмент, который помогает отследить настроения в коллективе, узнать мнения людей или реакции на любые новости.

Доверяем всем коллегам и даем возможности для карьерного развития

Один из наших принципов — доверие. Мы позволяем сотрудникам быть самостоятельными, поощряем и развиваем в них это без строгого контроля и миллиона согласовании по каждому решению. При этом наделяем их правами и ответственностью.

Например, у нас нет скриптов в розничных продажах или стандартных ответов для горячей линии, потому что в конкретной ситуации никто не сможет импровизировать лучше продавца или оператора. И они отлично с этим справляются — даже отправляются на поиски свинки из шоколадного яйца, чтобы пополнить коллекцию покупателя. А офисным сотрудникам не приходится согласовывать с юристами небольшие договоры до 100 тысяч рублей — это сильно ускоряет процессы в компании.

Изначально доверие есть ко всем, даже к новичкам, его не нужно зарабатывать. Но возможно подорвать доверие, и тогда с человеком приходится прощаться. К счастью, это происходит не так часто.

Во ВкусВилле нет системы грейдов для линейного карьерного роста. Важнее внутренняя мобильность, инициативность, расширение навыков и смена ролей. Сотрудники могут переходить из одного направления в другое без ограничений: например, у нас есть коллега, который пришел работать курьером, а теперь отвечает за разработку мобильного приложения. Если бы у него был четкий карьерный трек, он развивался бы только в рамках своего подразделения.

Любой сотрудник ВкусВилла может предлагать идеи по развитию. Например, оптимизацию конкретного процесса, отдельный проект или новый сервис. Для этого есть понятный алгоритм действий и все необходимые ресурсы. Инициатор может участвовать в проекте в любом формате:

  • просто подать идею;
  • лидировать идею самому;
  • присоединиться к команде, которая уже тестирует гипотезу.

Если сотрудник верит в проект, он может претендовать на помощь и не ждать, пока его идея попадет в план на будущее, потому что во ВкусВилле нет долгосрочного планирования и бюджетирования.

С таких идей начинались многие наши успешные проекты. Например, сервис «Сгоряча» по приготовлению и доставке горячей еды или «ВкусВилл Праздник», который вырос из тестирования гипотезы «Тортов на заказ».

Объединяем команду вокруг страсти к книгам и новым знаниям

ВкусВилл — компания, которая постоянно учится, а книги помогли сформировать нашу концепцию. Теорию из книг мы используем в работе и сейчас. Например, из «Принципа „черного ящика“» позаимствовали идею о том, чтобы не ругать и не штрафовать сотрудников за ошибки. Мы разбираем проблему и думаем, что можно сделать, чтобы она не повторилась.

Из книги «Антихрупкость» взяли принцип задвоения: у нас всегда минимум два поставщика каждого товара или услуги. А еще минимум двое менеджеров внутри каждого направления. Получается, что по любому вопросу у нас всегда есть два мнения и два разных подхода — в итоге мы смотрим, какой приведет к лучшему результату. При этом задвоение не создает конкуренции, а, наоборот, делает команду сильнее.

У нас есть корпоративная библиотека. Каждый может взять книгу, прочитать и вернуть ее без дополнительных формальностей, а электронные версии можно скачать через бота.

По большей части речь идет о книгах о бизнесе и развитии. Но при этом они должны быть понятны человеку с любым уровнем подготовки, а не только предпринимателям или узким специалистам.

Сотрудникам мы советуем прочитать:

— «Принцип „черного ящика“» М. Сайеда,

— «Корпоративную религию» Й. Кунде,

— «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» Н. Н. Талеба,

— «Клиенты на всю жизнь» К. Сьюэлла,

— «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» Э. Риса.

Эти книги помогают лучше понять, что из себя представляет система управления во ВкусВилле. Читателям vc.ru они тоже могут быть полезны :)

Еще у нас есть книжные клубы и развит буккроссинг, а на встречах с коллегами мы разбираем ключевые идеи из книг и думаем, что можно взять в практику ВкусВилла.

В итоге наши ценности не остаются просто списком идей на бумаге

Ценности ВкусВилла работают на благо сотрудников и компании. Вот в чем они помогают:

  • Коллеги доверяют друг другу, а лидерам не нужно контролировать сотрудников. Например, водителям, которые везут товары со склада, мы даем ключи от магазина, чтобы они сами могли расставить продукты, и не пересчитываем за ними все позиции. Продавцам не даем инструкции и чек-листы, как правильно общаться с покупателями, это их личная инициатива — поздороваться, помочь с выбором продуктов, поддержать разговор.
  • Создана корпоративная среда для работы и развития. Мы бережно относимся к вниманию коллег: им поступает только нужная информация по удобным каналам. С помощью компании они могут реализовать любые проекты.
  • У каждого сотрудника собственный карьерный путь. Одни могут раскрыться в рамках своего направления, а другие — поменять его и вырасти в компании в другой роли. Например, некоторые продавцы мастерски проводят дегустации или создают шедевры на выкладке товаров, а сотрудники поддержки переходят в организацию внутренних коммуникаций.
  • Нет излишней иерархичности и бюрократии. У команды остается больше времени и мотивации на развитие — на то, что приносит результаты компании.

Нам важно, чтобы в компанию приходили внимательные и небезразличные люди, которые разделяют наши принципы. А вы разделяете ценности компании, в которой работаете? Насколько вам это важно?

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Okna.pro

Чтобы сотрудники разделяли ценности компании, нужно ценности компании разделить между сотрудниками.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил _

Причём материальные ценности. Прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Имя и Фамилия

Пыталась к вам устроиться. На собеседовании озвучили иные условия,чем были указаны в вакансии: предложили 30 тыс по ГПХ и какая то нереальная нагрузка при этом. Кому-то ценности компании, а кому-то 2 копейки по ГПХ

Ответить
Развернуть ветку
Михаил _

Никогда капиталист не врал и вот опять🤣

Ответить
Развернуть ветку
ВкусВилл
Автор

Расскажите, пожалуйста, когда и на какую вакансию вы пытались устроиться? Пригодится также ссылка или скриншот вакансии — мы всё проверим и вернёмся с обратной связью.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Витальевич

Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам. (с)

Few.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Цкриалашвили

Статья, конечно, хорошая.

Но почему у вас даже во внутрикоме большая текучка? Периодически мониторю hh, практически постоянно есть вакансии в этом отделе. И, судя по отзывам знакомых, которые дошли до этапа оффера, это не только что открытые позиции.

P.s. сама тоже была у вас на собеседовании во внутриком. Не пошла дальше по трем причинам:

1. Очень длинный отбор на линейную позицию. Насколько я помню, нужно было пройти три или четыре этапа, включая выполнение тестового задания.
2. Описание вакансии, на которую я откликалась, не соответствовало тому, что было в реальности. И, скажем так, мои представления о Вкусвилле были сильно лучше, чем то, о чем мне рассказали на собесе.
3. Я называла специалисту по подбору одну цифру по ЗП, на собеседовании девушка озвучила мне на 50 тысяч меньше. Это вызвало некоторое недоумение.

Ответить
Развернуть ветку
ВкусВилл
Автор

Анна, не могли бы вы рассказать подробнее, на какую должность устраивались? Насколько нам известно, в отделе внутренних коммуникаций у нас нет текучки. Однако мы действительно можем долго искать сотрудника, которому будет хорошо с нами, а нам — с ним.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

Прикольная механика со спасибо 110))) а нет такого, что просто коллеги, которые хорошо общаются, между собой договариваются и спасибо друг другу ставят?

С книгами тоже классная идея) работала в компании, где была корпоративная библиотека, но там в основном художка была, не бизнесовые книги

Ответить
Развернуть ветку
ВкусВилл
Автор

Ольга, то, что вы написали — это и есть смысл активности. Получать приятные слова поддержки и благодарности от коллег всегда приятно, поэтому чем больше "Спасибо" говорят, тем лучше 🙂

Как понимаем, вас интересует вопрос, влияет ли количество благодарностей на шанс выиграть бонусы. Ответ — нет, не влияет. Каждое "Спасибо" номинирует получателя на участие в розыгрыше, все остальные — лишь приятный бонус.

Помимо корпоративной библиотеки, у книжного клуба раз в 3-4 месяца проходят встречи в офлайне. Там коллеги обсуждают книгу, которую заранее договорились прочитать 😊

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

А насчёт ценностей компании даже не знаю, во многих местах это действительно чисто формальная штука. Мне главное, чтобы непосредственные коллеги и начальство были нормальные

Ответить
Развернуть ветку
ВкусВилл
Автор

Для того, чтобы уйти от формального подхода, важно, чтобы коллеги смотрели в одном направлении и разделяли ценности. Так мы выстраиваем нашу уникальную корпоративную культуру, в которой действительно важен каждый сотрудник.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Козырев

Да какие ценности? У меня девушка боится ходить во вкусвилл у дома, потому что у вас там хамлоиды работают, никогда не знаешь с чем столкнешься.
Как ни придешь на кассу – пусто, кассир то курит у входа, то болтается где-то. "Здрасте" – это лучшее, что я от них слышал.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

А ещё у вас работа по ГПХ с мизерной оплатой труда по 12-14 часов, с многозадачностью и кучей обязанностей. Но зато есть телеграмчик с ценностями.

Ответить
Развернуть ветку
ВкусВилл
Автор

У нас действительно есть работа по ГПХ, но оплату труда мы обсуждаем до подписания. Также во всей компании заведено, что если вы делаете больше задач и растете горизонтально, то ваша работа будет обязательно оплачена, независимо от трудоустройства — в штат или по договору гражданско-правового характера. Также у нас развита культура обратной связи: вы всегда можете обсудить свои возможности с лидером.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда