Как развивать дизайн-культуру в большой компании – делимся кейсом ВТБ

В банковской сфере визуальное восприятие и пользовательский опыт – ключевые элементы успеха цифрового продукта. Комфортное использование сервисов возможно благодаря ежедневной работе, и в ВТБ для поддержки комьюнити дизайнеров была создана инфраструктура, которая включает не только общение, но и обучение, разнообразные мероприятия и премии.

Николай Мош, лидер дизайн-сообщества розничного бизнеса ВТБ, рассказывает, почему работа дизайнера в команде – это про развитие, поддержку и опыт.

Как развивать дизайн-культуру в большой компании – делимся кейсом ВТБ

В центре нашей дизайн-культуры – люди, которые совместно работают над большими проектами, обмениваются идеями и всегда видят результаты своей работы. Это способствует росту креативности и навыков, поддержанию творческой атмосферы, что очень важно для успешного рабочего процесса.

Диагностика: развиваем потенциал новых дизайнеров

Попадая в банк, новые дизайнеры всегда получают поддержку от коллег – это позволяет быстрее адаптироваться. Например, мы проводим «диагностику» и онбординг каждого нового специалиста, чтобы определить его сильные стороны и точки роста, лучше понимать как развиваться и какие навыки можно улучшить в процессе работы.

Ежегодная диагностика представляет из себя интервью, в котором мы обсуждаем опыт и знания, оцениваем хард и софт-скиллы. Дизайнер получает матрицу компетенций, с которой мы будем сравнивать результат в следующем году, и на основе которой в дальнейшем сможет оценивать себя самостоятельно. Общие результаты аккумулируем, чтобы запланировать обучение по тем компетенциям, которые, мы считаем, необходимо развивать.

Помимо комфортной адаптации такой процесс дает развитие и понимание для самого дизайнера, как спланировать работу или каких знаний ему может не хватать. В любом случае, использовать такие инструменты как онбординг и диагностика можно и нужно, если хочется построить команду мечты и создать для нее комфортные условия.

Открытие выпускного Школы цифрового опыта
Открытие выпускного Школы цифрового опыта

Обучение: инвестируем в знания и навыки

Чтобы стать экспертом в своей области, безусловно, необходимо регулярное обучение. В конце 2022 года ВТБ открыл «Школу цифрового опыта», которая включает направление «Дизайн». Здесь спикеры делятся своими знаниями и опытом, при этом речь идет не только об экспертах внутри банка, но и сотрудниках других крупных компаний, которые рассказывают об успешных кейсах. А еще дизайнеры имеют доступ к дизайн-библиотекам и полезным подкастам, которые могут использовать как дополнительный ресурс для вдохновения.

Создание школы в компании не только позволяет обучить и развивать талантливых дизайнеров, но обрамляет и формализует ценности компании в области дизайна. Обеспечивает непрерывное совершенствование и успех на рынке.

Николай Соболев, дизайн-директор ВТБ Онлайн

Какие занятия доступны на курсе для дизайнеров сейчас?

  • Композиция в дизайне;
  • UX-редактура;
  • UX/UI;
  • Accessibility;
  • Продуктовая аналитика;
  • Публичные выступления;
  • Scrum.

В 2023 году обучение прошли четыре потока студентов – всего около 100 человек. В июле «Школа цифрового опыта» отметила завершение обучения выпускным с вручением дипломов.

<p>Награждение выпускников Школы цифрового опыта</p>

Награждение выпускников Школы цифрового опыта

Менторство: опытные дизайнеры в роли наставников

Более опытные дизайнеры могут стать менторами для новичков. Это способствует передаче опыта и знаний между поколениями дизайнеров, и, наоборот, позволяет привнести новые инструменты и подходы.

В менторстве важно не навязывать свою модель мышления и свои выводы. В каждом случае лучше абстрагироваться и посмотреть на ситуацию иначе, под другим углом. Я длительное время изучаю образовательные эксперименты и добавляю в работу самоорганизацию, принцип свободного образования. Дизайнеру необходимы критическое мышление, самостоятельность и ответственность за свои решения. Ментор также может направить в вопросах профессионального развития, формирования дизаин-культуры и DesignOps внутри команд.

Эльдар Нугаев, дизаин-лид в стриме «Ипотека»

Мероприятия: источник вдохновения

Для поддержания динамики мы проводим разнообразные мероприятия: дизайн-синки, ретроспективы и «открытые микрофоны» (митапы), за счет своего неформального характера они помогают каждому специалисту раскрыться, и обсудить волнующие вопросы. Например, на внутреннем канале в Dion доступно уже более 80 видео по различным темам.

Профессиональные премии, такие как VTB Design Awards, дают нашим дизайнерам не только признание за их труд, но и вдохновение для работы, стремление становиться лучше. Как прошла премия, мы рассказывали в отдельной статье.

<p>Внутренний канал ВТБ в Dion </p>

Внутренний канал ВТБ в Dion

Наше комьюнити живет дизайном. Ребята участвуют в различных мероприятиях, выезжают на кемпы и форумы. Это возможность сплотиться и подружиться, найти общие интересы и познакомиться с новыми людьми, поделиться мнением и обсудить будущее дизайна, которое, очевидно, зависит от каждого из нас.

44
1 комментарий

Хорошо когда всё красиво и удобно, но почему бы не вложиться в улучшение процессов в банке? Возможно, эффект будет лучше. У вас, возможно, самые плохие процессы по блокировке по 115 ФЗ и по дальнейшей разблокировке. Зачем красивый дизайн и одновременно издеваться над клиентами?

Ответить