Яндекс Маркет

Яндекс Маркет сократил выбросы своей службы доставки с помощью автоматического планирования маршрутов

Яндекс Маркет за год сократил выбросы своей службы доставки почти на 5000 тонн CO2-эквивалента благодаря планированию маршрутов курьеров с помощью технологии искусственного интеллекта от Яндекс Маршрутизации.

Поглотить такой объем парниковых газов за год может лесной массив, сравнимый по площади с Битцевским парком – вторым по размеру парком Москвы.

Как оптимизируют маршруты

Яндекс Маршрутизация автоматизирует планирование транспортных ресурсов и предлагает оптимальные маршруты для водителей, позволяя доставлять больше заказов меньшим количеством транспортных средств.

Порядок объезда точек курьерами определяется алгоритмом с учетом исторических данных о пробках в разное время дня на разных участках дорог. Маршрутизация также учитывает график работы складов, обещание получателю по времени доставки, сервисное время у клиента и другие операционные особенности конкретной компании – всего более 300 различных параметров. Так обеспечивается точный прогноз времени прибытия в каждую из точек, сокращение пробегов и простоев.

В результате такой оптимизации маршрутов крупным компаниям удается сократить пробег автопарка в среднем на 18,8%. В случае с Яндекс Маркетом за 12 месяцев это позволило уменьшить выбросы на 4 975 тонн CO2-эквивалента (условная единица, которую используют для оценки объема парниковых газов).

Что это означает

● Примерно столько парниковых газов не попадет в атмосферу, если тысяча легковых автомобилей с бензиновым двигателем пропадет с дорог на целый год.

● Столько газов в среднем образуется при производстве электроэнергии, достаточной для зарядки 605 млн смартфонов.

● Чтобы поглотить такой объем парниковых газов за год, потребуется лес площадью в 23 квадратных километра — это чуть больше площади Битцевского парка, второго по размеру в Москве.

Как считали сокращение выбросов

Объем сэкономленных выбросов является разницей объема выбросов парниковых газов от пробегов в сценарии неиспользования Маршрутизации и объема выбросов от фактических пробегов. Сценарное значение получено путем умножения фактического значения на коэффициент эффективности Маршрутизации, который вывели на основе показателей снижения пробегов у клиентов сервиса с похожими на Маркет логистическими задачами. Фактическое значение рассчитано на основе данных о суммарном расходе топлива, где расход топлива – это сумма произведений пробегов транспортных средств и значений среднего расхода топлива на километр пробега.

Детали расчета

● За год с 1 апреля 2021 по 31 марта 2022 курьеры-партнеры Маркета на малотоннажных грузовых машинах и фургонах (в основном с экономичными дизельными двигателями) проехали чуть более 64 млн км. На легковых (в основном использующих бензин) — более 40 млн км.

● Расход топлива у машин, которыми пользуются курьеры-партнеры Маркета, оценили с учетом заявленных их производителями характеристик. В среднем расход составил около 8 литров бензина для легковых авто и 8 литров дизельного топлива для грузовых на каждые 100 км пути (дополнительный расход от движения с грузом и холостого хода не учитывали как малозначительный).

● Экономию пробега оценили по данным о поездках транспорта крупных компаний-клиентов Маршрутизации из сфер логистики, ритейла и электронной коммерции, осуществляющих доставку продуктов питания и непродовольственных товаров различных категорий (повседневного спроса, fashion, DIY и др.) как покупателям, так и до складов, дарксторов, магазинов, ПВЗ. В результате использования Маршрутизации пробег автопарка таких компаний сокращается в среднем на 18,8% по сравнению с «ручным» планированием маршрутов.

Исходя из среднего сокращения пробега, экономия бензина у автомобилей Маркета составила 747 486 литров, дизельного топлива — 1 185 766 литров.

● Оценку объемов выбросов провели в соответствии с международным руководством для мобильных источников выбросов – Протоколе по парниковым газам (GHG Protocol) и рекомендациями Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC).

Объем сэкономленного топлива умножили на коэффициенты выбросов от сгорания разных видов топлива, а также на потенциал глобального потепления (GWP) оцениваемых видов парниковых газов: диоксида углерода, метана, оксида азота. Потенциал глобального потепления – это коэффициент, который определяет степень их воздействия на глобальное потепление. Он конвертирует их выбросы в количество CO2-эквивалента.

В результате получили общее сокращение выбросов в СО2-эквиваленте: 4 975 тонн.

Использовать коэффициенты выбросов именно этих газов предложила Межправительственная группа экспертов по изменению климата (IPCC), и сегодня они традиционно применяются для подобных расчетов. В теплоте сгорания топлива ориентировались на технические руководства IPCC и на коэффициенты ГОСТ.

● Примеры для иллюстрации масштаба сокращения выбросов подобрали с помощью калькулятора на официальном сайте Агентства по охране окружающей среды США.

Яндекс Маршрутизация работает над созданием калькулятора экономии выбросов для клиентов, а также планирует рассчитать экологический эффект от внедрения Маршрутизации в рамках существующих партнерств.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Алиев

Все что вы сократили Озон компенсировал одним сгоревшим складом

Ответить
Развернуть ветку
Святослав М.

молодцы Яндекс,совершенствуются

Ответить
Развернуть ветку
Alexey QuQu

Не знаю что вы там понавнедряли, но доставка действительно удобная и быстрая

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Grishchenko

Дорогие Яндекс Маркет, поскольку до вас больше не дозвониться, пишу сюда, у вас очень низко упал уровень сервиса – курьер каждый раз опаздывает с доставкой на несколько часов. Вот сейчас не поленюсь и напишу об этом пост во всех своих соц.сетях. Операторы при этом каждый раз говорят, что все в порядке, а курьер не звонит и не предупреждает. Сегодня доставку перенесли на с 21 до 23. Простите, но думаю отказываться от вашего сервиса и категорически не рекомендую никому им пользоваться. И ваши «Это не куда не годится» от службы поддержки в чатах, правда, смотрится, по-детски с точки зрения коммуникации. Всего доброго!

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маркет
Автор

Анастасия, здравствуйте!

Простите, что расстраиваем долгой доставкой. Хотим разобраться, почему задерживались, а также вводили в заблуждение в чате поддержки, нужны только номера заказов

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Grishchenko

126445378 Это регулярно со всеми последними заказами.

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маркет
Автор

Всё проверили — последние заказы и правда доставляли с большими опозданиями. Уже разбираемся в причинах: проработаем ошибки и оптимизируем логистику. Пожалуйста, простите, что заставляем ждать.

Доставку заказа взяли на контроль, делаем всё возможное, чтобы привезти его быстрее. Хотим исправить впечатление о сервисе, поэтому уже отправили вам баллы Плюса — изменения будут видны в личном кабинете

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Grishchenko

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null