Карьерная траектория выпускницы MOOVE: начало пути, смена профессии и личная трансформация

На программе Школы управления СКОЛКОВО MOOVE by SKOLKOVO × MTS молодые предприниматели и специалисты запускают стартапы и учатся управлять цифровым продуктом. Выпускница программы Анна Архипова рассказала, как менялась ее карьерная траектория и как программа повлияла на личную и профессиональную трансформацию.

Анна Архипова
SMM- и digital-маркетолог в IT

Начало пути: уход из журналистики в SMM

Моя карьера в SMM началась не сразу. Я поступила во ВШЭ на факультет медиакоммуникаций и стала пробовать себя в разных сферах. Самой первой оказалась журналистика. Сначала я практиковалась в lifestyle-отделе студенческого журнала, потом работала бьюти-корреспондентом в журналах ELLE и InStyle. Там за пару лет работы я научилась писать тексты, и, чтобы расти дальше, сменила редакцию на работу в агентстве. На тот момент оно занималось созданием бренд-медиа для крупных клиентов. Мне удалось поработать с известными компаниями и командой коллег-профессионалов из SNC, Conde Nast, Hearst Shkulev Media, но что-то было не так. Внутренне хотелось попробовать себя где-то еще.

Изменить карьерную траекторию мне помогла работа в SMM. Еще на первом году обучения я прошла курс по работе с социальными сетями от SETTERS, и как раз во время моего поиска другой сферы соцсети стали набирать популярность. Я решила поговорить с руководителем отдела SMM в нашем агентстве, и она доверила мне вести некоторые проекты. Так у меня появился, с одной стороны, первый опыт, а с другой — кейсы и хороший старт для дальнейшей реализации. А потом и дело жизни, к которому я шла в общей сложности почти четыре года.

Предпринимательский опыт

Когда я только начала заниматься SMM, я четко поняла, что это мое. Мыслей о других индустриях больше не возникало, но скоро я сменила работу в агентстве на предпринимательство. Платить в агентстве стали с перебоями, и тогда мы с однокурсниками решили открыть собственный бизнес. Каждый из нас был специалистом в своем направлении — SMM, performance, дизайн, фото и видео — и с учетом навыков идея создать что-то свое не казалась просто мечтой.

Так мы запустили агентство «23:59». Наши первые клиенты появились благодаря старым контактам. Мы работали с малым бизнесом, были субподрядчиками в крупных агентствах, а потом стали взаимодействовать с крупными компаниями: Procter&Gamble, Ecco, «Бизнес-инкубатор ВШЭ». При этом ни у кого из нас не было предпринимательского опыта. Никто из сотрудников не был предпринимателем.

Команда агентства «23:59» на креатоне Moscow Travel Create

Возможно, эффективно расти и достигать поставленных целей нам помог ориентир на большие агентства, которые работали с международными брендами. Кроме того, вместе с командой мы наощупь отстраивали бизнес-процессы: пытались наладить систему маркетинга, пробовали разные холодные каналы привлечения аудитории, публиковали кейсы в Cossa, Rusbase, PPCW. Однако этот процесс был длительным и сложным. Нам не хватало опыта, и я решила пройти обучение в Школе управления СКОЛКОВО.

Профессиональная трансформация на программе СКОЛКОВО

Изначально я шла на программу для развития и систематизации бизнес-навыков, получения стратегического опыта работы в компании. Неожиданно для себя у меня получилось попасть на программу MOOVE по гранту. В заявке на обучение я рассказала про агентство, прикрепила публикации в СМИ. Затем прошла тестирование, решение командного бизнес-кейса и поступила. Дальше началась профессиональная трансформация.

Во-первых, на программе поменялось видение построения бизнеса. В рамках обучения мы делали стартап — CRM-платформу для нутрициологов. В итоге мы сделали MVP в формате платформы, были первые продажи и клиенты. Я понимала, что наше агентство работает по наитию, без четкого плана по метрикам и оплате труда, а это неправильно. Кроме того, из-за неопределенной ситуации в стране многие бизнесы стали терять международных клиентов. Рынок схлопнулся, и команда агентства была к этому не готова.

Во-вторых, у меня сложилось представление о команде, с которой можно достичь высоких целей. С некоторыми ребятами в агентстве мы часто не сходились в представлениях оргкультуры компании, ведения бизнеса и взаимодействия с клиентами. Оказалось, что такое стихийное управление и решение задач неэффективно, и я поняла, что ресурсов сотрудников уже не хватает для дальнейшего развития.

С учетом всех этих факторов я решила закрыть агентство. Наш совместный бизнес был полезен для роста каждого из нас, но иногда наступает момент, когда нужно просто закрыть проект. И это нормально.

Личный MOOVE

Помимо профессиональных изменений, я стала меняться изнутри. На программе у меня вырос уровень внутренней опоры. Появилась вера в себя, понимание того, что ты можешь больше, чем ты думаешь. Мои внутренние границы масштаба работы расширились, стало не страшно браться за более крупные проекты и получать за них больше денег.

Еще на программе я научилась разбираться в сложных вещах. Сфера технологий, с которой я столкнулась во время обучения, была для меня новой. Без технического бэкграунда мне пришлось осваивать много новых процессов: например, взаимодействовать с командой разработчиков, давать им ТЗ. Все это помогло мне научиться находить общий язык с командой, и как следствие возникла уверенность в том, что я во всем могу разобраться. Да, где-то мне может понадобиться больше времени, но я к этому готова. Мне больше не страшно работать со сложными юридическими документами и считать большие бюджеты. Все это натолкнуло меня на идею пересмотреть свой профессиональный трек вновь, и я решила отойти от предпринимательства и попробовать себя в компании.

Чем работа в компании похожа на предпринимательство

Когда от мысли работать в компании я перешла к поиску работы, у меня было хорошее портфолио из SMM-проектов. Тогда меня уже не пугало распространенное убеждение в том, что быть предпринимателем намного круче, чем работать на кого-то. Это не так. Опыт работы в агентстве и программа Школы управления СКОЛКОВО помогли мне убедиться в этом.

Тогда меня уже не пугало распространенное убеждение в том, что быть предпринимателем намного круче, чем работать на кого-то. Это не так.

Анна Архипова, SMM- и digital-маркетолог в IT

После опыта в бизнесе я понимала, что у меня есть ценные навыки, и мне удалось найти пространство, где эти навыки применить. Тут большую роль сыграл карьерный центр MOOVE. Поначалу я не думала, что он может мне как-то помочь. Однако самоидентификация поменялась, и через Центр я откликнулась на вакансию руководителя SMM-направления для малого и среднего бизнеса в экосистеме МТС. Я понимала, что, с одной стороны, хорошо понимаю предпринимателей, а с другой — могу применить полученные навыки и поработать в финтехе.

Так я оказалась на управляющей позиции, которая по сути не сильно отличается от позиции предпринимателя. И там, и там есть KPI. В агентстве мы вели клиентов и несли ответственность за результаты, в МТС я отвечаю за выполнение стратегии и достижение бизнес-целей. Кроме того, как и в бизнесе, сейчас мне важно уметь решать конфликтные ситуации и взаимодействовать с командой так, чтобы каждый сотрудник понимал общую цель. Если говорить глобально, навык управления командой полезен везде, где бы ты не работал. Как в бизнесе, так и в компании, у руководителя без него все рушится.

Такая синергия полученных знаний размыла границы между профессиональными ролями. Работу в своем департаменте я воспринимала как свое дело. У меня не было ощущения, что я работаю на кого-то, и предпринимательские навыки мне в этом только помогли.

Сейчас я осваиваю новую нишу в SMM и теперь работаю с проектом в сфере недвижимости. Как изменится мое представление о карьере в будущем — неизвестно, но я и дальше не буду бояться изменений!

0
1 комментарий
Амир

Отличная работа проделана над собой :)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда