Как SMM агентства или фрилансеры обманывают клиентов

…. а клиенты им помогают в этом. Рассказывает Антон Удодов, основатель коммуникационного агентства Kuraga.

Как SMM агентства или фрилансеры обманывают клиентов

Одна из ключевых проблем рынка: «мы попробовали сммщика за 30 тысяч рублей, работает плохо, теперь мы в принципе не верим в SMM, а уж тем более дорогой. За что платить-то: за то, что вы постите картинки?».

Хороший SMM – это Social Media Marketing, и ключевое слово здесь – «маркетинг». SMM-агентство или подрядчик должен стать партнером, разобрать бизнес до молекул и понять, как собственно этот маркетинг в социальных сетях может решить конкретные задачи бизнеса. Красивые картинки и яркие тексты – это только малая часть всего комплекса под названием SMM.

Так для любого бизнеса, исходя из целей самого бизнеса, и строится уже и стратегия. Бывает, что бизнес не имеет этой стратегии, а «специалисты» начинают работать, чтобы быстрее получить заказ и как бы отработать предоплату по договору. Но как часто бывает, результата-то нет. И сторона бизнеса такая: «а вы не показали результат», а агентство такое: «а вы просили»? И оба они правы, и умерла возможность крутого продуктивного сотрудничества в один день.

В этой статье я собрал самые частые случаи, когда подрядчики не показывают результат, а клиенты его и не просят.

1. Продают SMM услуги бизнесу, которому не нужен SMM.

Кажется, что SMM нужен всем. В погоне за прибылью агентства или подрядчики часто обещают клиентам золотые горы и берутся за проекты, которым SMM не нужен от слова совсем. Какие это проекты:

  • проекты с плохим продуктом

    Есть одна стопроцентная истина: хороший маркетинг убьет плохой продукт. К нам часто обращаются клиенты с криком о помощи «нам срочно нужны продажи». Начинаешь разбираться и видишь: продукт никакой, аудитория не определена, конкуренция огромная. SMM – это инструмент, как донести нужной целевой аудитории ценность вашего продукта. Если этой ценности нет, то хороший SMM ярко и феерично утопит ваш бизнес в глазах как можно большего количества целевой аудитории.

  • проекты из серии «У меня стрип-клуб, лофт-студия и бизнес-ланчи».

    Вы должны четко понимать, что и кому вы продаете. Если вы хотите продавать все и всем, то скорее всего не продадите ничего и никому. Сегодня вообще тренд на максимально понятные продукты для узкой аудитории: не комфортная одежда на все случаи жизни, а комфортная одежда для спортсменов. Не онлайн-курсы по продвижению, а онлайн-курсы по продвижению для психологов. Крепко заняв одну узкую нишу, легче переходить на более широкую аудиторию, чем пытаться захватить эту аудиторию с самого начала.

  • проекты с очень ограниченным бюджетом

    Предположим, у вас ресторан в Воронеже и вы готовы потратить 10 000 рублей на таргетинг в месяц: на специалиста и на бюджет по продвижению. Лучше не начинайте, а поставьте на эти деньги, например, человека с листовками у метро.

  • проекты, у которых не может быть регулярного контента

    Допустим, у вас сервис отзывов. О чем вы будете вести Инстаграм? Для вашего сервиса вполне достаточно короткого Инсталендинга (с основной информацией и отзывами) + таргетированной рекламы. Нет никакой необходимости вкладывать деньги в ежемесячное «высасывание из пальца» контента.


2.Сливают деньги на рекламу, не создав нормального контента.

Иногда встречаются «креативщики», которым вот лишь бы ярко. Они что-то делают без разработки нормальной стратегии (цель, KPI, УТП, конкуренты, система визуальной и вербальной идентификации и т.д.).

Например, на фото девушка со стаканом, пьёт напиток через трубочку и подпись: «соси сколько хочешь за 49 рублей». На кого такая реклама направлена и зачем ее делали непонятно. Но приветственное письмо от ФАС можно получить на раз два.

Или вот реальный аккаунт реального отеля. Зачем они ведут Инстаграм?

Как SMM агентства или фрилансеры обманывают клиентов

Или реклама ресторана: пустые залы, надменная девушка курит кальян и томно смотрит по сторонам. У вашего потенциального гостя нет на вас времени: он не будет смотреть такое даже 3 секунды. Покажите лучше в супердинамичной нарезке, как повара готовят на огне, как смеются гости, как выращивают фермерские продукты для вас. Помните знаменитое задание для всех продажников «продай мне эту ручку?». Также сейчас в соцсетях: ваша задача – за несколько секунд влюбить в свой проект.

3.Создают дорогой хороший контент и не продвигают его

Это другая крайность: когда подрядчик всеми силами борется за качество контента, делает крутой дорогой продакшн, а потом никак его не продвигает и любуется им вместе с сотрудниками своего агентства. Если контент никто не увидит, то сколько бы мы сил, денег и времени не потратили на него, все без пользы. То есть зачем что-то выкладывать, если это никому не нужно. Потому что нам нужно публиковать пост один раз в день в 19:00, нам так сказали?

Поэтому, говоря о качественном, правильном контенте, нельзя обходить стороной его продвижение. Каждый день в один только Инстаграм выкладывается более 4 миллиардов постов! Без правильного продвижения, увы, ваш контент, даже очень высокого качества, будет всего лишь одним из 4 миллиардов.

4.Сливают деньги на дорогих блогеров и не работают с вашими клиентами

С 99-процентной вероятностью ваши клиенты фотографируют лучше, чем вы. Допустим, у вас бренд купальников. У кого будет выше уровень важности: у фотографа, которому вы платите гонорар за день, или у девушки, которая хочет выложить свою фотографию в вашем купальнике?

UGC – один из лучших механизмов в соцсетях. Что может быть прекраснее бесплатных упоминай от ваших клиентов в их аккаунтах, в которых есть подписчики. 300, 500, 1000 и тд. Эти микро и нано инфлюенсеры (лидеры мнений) постоянно контактируют с вашим брендом, но не все компании отрабатывают эти контакты.

Например, возьмём доставку еды.

Есть компания Додо Пицца, которая позаботилась о своей доставке. Тебе и книгу дарят про компанию при первом заказе, и упаковка проработана вся, красивая и интересная, даже в наборе с салфеткой и приборами есть коллекционный стикер.

Как SMM агентства или фрилансеры обманывают клиентов

И другая доставка - с белым коробками, белыми пакетами и чём-то вот тут ещё.

В первом случае клиенту классно, он хочет этим поделиться. Он сам все расположит, сфотографирует, выложит и отметит ваш аккаунт (не отметит, не страшно, за это продаст вся ваша айдентика). Вот он UGC - за которым не то, что наше будущее - уже настоящее вовсю. А во втором варианте - даже если мы и получим какой-то контент, никто и не узнает, кто вы, ведь у вас даже логотипа на коробке нет.

Вместо того чтобы сливать деньги на дорогих и неэффективных блогеров, можно подумать, как сделать ваш бизнес Instagramable: хороший свет, красивые брендированные зеркала и интересные детали для фото – это тот редкий случай, когда стоит недорого, а результат дает максимальный.

5.Работают без стратегии и KPI, а лишь бы запостить и создать иллюзию бурной деятельности

Многие сегодня гонятся за количеством лайков и подписчиков, при этом забывают себе ответить на вопрос «зачем». Допустим, у вас миллион подписчиков и миллион лайков, зачем они вам? Как они повлияют на ваш бизнес и продажи? Можете ли вы продавать столько же с 10 000 подписчиков?

Запустили мы онлайн-школу. Какая цель в Инстаграм? Их две. Поднять узнаваемость через айдентику, название, спикеров; и получить реальный, виральный трафик на сайт. Чтобы конвертировать это потом в продажи и в деньги.

Или есть жилой комплекс в Москве.

Какие для него показатели эффективности? Да, лиды на сайте, экскурсии по ЖК, просмотр шоу-рума, это все в идеале. Но также будет очень важен целевой охват, показатель вовлечённости к охвату (насколько пользователи подписчики и нет реагируют с контентом) и т.д. В онлайн-школе человек принимает решение о покупке, исходя из того, как выглядит спикер, что он говорит, как подает материал и раскрывает тему. А квартиру по картинке очень сложно купить, нужно с разных сторон показать, рассказать о ЖК, снять разные видео, и это первый этап воронки – знакомство, потом мы побуждаем интерес – приглашаем на бесплатную экскурсию, а потом мы закрываем сделку уже в оффлайне.

6.Определяют целевую аудиторию как «мужчины и женщины 20-55 лет со средним достатком»

На Западе компании и агентства перерабатывают тысячи стоковых фотографий, чтобы найти портрет своего клиента. Чем более детально мы его себе представляем, тем больше шансов у нас на продажи. Насколько чутко он реагирует на изменение цен? Какие веб-ресурсы он посещает на регулярной основе? Без каких приложений не может жить? Что может выступать в качестве мотивации для покупки, какой триггер? Какие страхи/сомнения/предубеждения/стереотипы могут помешать покупке? Какие мероприятия посещает?

Разница в возрасте тоже важна. Представьте человека в 21 и человека в 45. Хотя бы поверхностно. Будут ли они мыслить одинаково? Будут ли они ходить в одной одежде и пить одно вино? Конечно же, нет. И, конечно же, нельзя их всех мерить одной гребенкой. Иначе зачем вообще бы существовал маркетинг? Маркетинг – не про лишь бы продать всем подряд. Это долгосрочное выстраивание отношений с каждым конкретным потенциальным клиентом.

7.Делают все по шаблону

Мы живем в условиях баннерной слепоты: мы автоматически пролистываем тонны контента, который нас не зацепил. Если не подходить нестандартно и не придумывать новые форматы, то какой будет результат? Пользователь вот так пальчиком смахнул, и часы, недели вашей упорной работы полетели сами знаете куда.

Вот несколько примеров, как можно нестандартно показать самые стандартные вещи:

Пицца с морепродуктами – в Матрице:

Или здание Центрального рынка на Маросейке в Halloween:

8. Делают, как хочет клиент

Клиенту не нравится зеленый цвет – конечно, убираем. Хотите эту фотографию, а не ту? Конечно! Поменять текст? Да не вопрос. Очень часто подрядчики в данном случае искренне хотят как лучше. И делают все, чтобы понравиться клиенту.

Но тогда изначально надо договариваться о KPI: бизнес-цели или «чтобы клиенту нравилось»?

2121
21 комментарий

В Воронеже нет метро, поэтому работает только смм ☺️

6
Ответить

да, все правильно написано. но в реальности все сталкиваешься с "нам надо столько же подписчиков, сколько у аэрофлота" (бренд дешевой мужской косметики), "нет, это написано не на языке милениалов, переписать вот так" (скорректировала женщина 40 лет, а текст писал парень 23 лет). а когда начинаешь раскладывать клиенту, что надо вот так, а не иначе, это решит вот эту бизнес цель, тебе говорят "нет, мы платим деньги, надо так"...

4
Ответить

Согласен. Тут все же о том, как правильно использовать инструменты маркетинга для бизнеса, иначе делаем не как надо, а как хочет "специалист" в компании:)

1
Ответить

Да, это боль. Рассудить может только тестирование разных подходов.

Ответить

Представьте человека в 21 и человека в 45. Хотя бы поверхностно. Будут ли они мыслить одинаково? Будут ли они ходить в одной одежде и пить одно вино? Конечно же, нет.


Конечно же да. 
Например айфон.

Или Найки или БМВ. 

Не в возрасте дело. 

1
Ответить

Вот тут согласна. У нас на работе бабуля слушает и подпевает "Сектору газа" и "Рамштайн", тетенька в 40 танцует тверк по выходным, а бывший зек слушает Надежду Кадышеву... Возраст не показатель пристрастий, взглядов и увлечений. 

1
Ответить