Как Гугл повреждает наш мозг, а смартфоны делают нас аутичнее

Меня зовут Роман Нестер, я профессор департамента коммуникаций московской НИУ ВШЭ и стартапер в завязке. Мы с партнёрами сделали стартап по большим данным в рекламе Segmento и его купил у нас Сбербанк. Сейчас в ВШЭ я развиваю магистратуру по управлению продуктом и маркетингом на основе данных.

Недавно я поспорил со студенткой нашей магистратуры. Я настаивал на том, что если ограничить детей в доступе к смартфонам, то это приведёт к проблемам в его социальном развитии. Она же не соглашалась со мной и походя употребила термин “цифровой аутизм”. В этот момент я буквально вздрогнул.

Знакомый термин? Я услышал его за последнее время множество раз и видел в летне десятки репостов одной из презентаций с таким заголовком среди уважаемых мной людей. Гугл знает больше полумиллиона результатов с этим словом. Форбс вышел с заголовком про “Эпидемию цифрового аутизма”, все ведущие СМИ не прошли мимо.

​Выдача поисковых систем выглядит страшно - мы все страдаем и вырождаемся
​Выдача поисковых систем выглядит страшно - мы все страдаем и вырождаемся

Адекватному человеку, конечно, срочно хочется защититься от этого и оградить своих детей. Но, оказывается, это не первый раз, когда учёные спровоцировали стремление бороться с гаджетами

Google effect

Столица Индонезии? Кто был генсеком СССР сразу после Брежнева? Что такое логарифм? Ответите быстро? Вместо того, чтобы сделать усилие и вспомнить, что-то, что вертится на языке - большинству стало проще не напрягаться и быстренько открыть Гугл.

Сотрудники на собеседованиях с уверенностью говорили «да зачем мне знать ответ на ваш вопрос, я при случае быстро это найду в Гугле». Ну и зачем вообще стараться что-то запомнить - ты всё сможешь при случае найти в сети. А что, если эта привычка может бесповоротно изменять наш мозг?

Такую гипотезу выдвинула в 2011 году молодая ассистентка профессора Бетси Спарроу в Колумбийском университете. При поддержке двух коллег, она решила исследовать то, что в работе она назвала «Google effect».

Бетси через 4 эксперимента удалось убедительно доказать, что люди очень быстро забывают факты, если они знают, что их позже можно будет снова найти в сети. Она доказала, что меняется сама структура памяти. Человек запоминает, где именно в сети и по каким ключевикам этот факт можно поискать, вместо того, чтобы запомнить сам факт.

Слава

“Мы живём в симбиозе с нашими компьютерами. Мы зависим от постоянного подключения к сети. Мы должны быть включены всегда, чтобы знать то, что знает Гугл. Мы не можем лишиться этого, это зависимость.” говорила в заключении Спарроу.

Исследование вышло в авторитетном журнале Science. Это была бомба. Бетси попала в самую точку, в страхи людей. Медиа взорвались. С заголовками «Цифровая амнезия!», «Мы зависимы от Гугл - учёные это доказали», «Гугл разрушает наш мозг» вышли ВСЕ медиа в тот год - от Daily Telegraph до Wired. Понятия “Google Effect” и “Цифровая амнезия” появились в Википедии и даже в онлайн-словарях.

​Бетси в очередном эфире
​Бетси в очередном эфире

Бетси стала звездой и давала одно интервью за другим, в том числе по ТВ. Её признали в научном сообществе - 1100 научных работ, индексированных Google Scholar, сегодня ссылаются на её исследования. Социальные психологи наконец-то боролись с разрушающим эффектом компьютеров! И, оказывается, строгая мать совершенно правильно запрещала своему ребёнку высиживать за копмьютером - он же реально тупеет!

Зануды всегда всё портят.

В том же 2011 начинается движение, о котором говорят куда меньше. Оно называется “Проект воспроизводимость: Психология”. В него включаются 270 учёных - экономистов, финансистов, психологов по всему миру.

“Насколько мы можем доверять открытиям учёных-психологов? Ответ на этот вопрос - самый главный. И он кроется в системности доказательств, а значит повторяемости их экспериментов” - писали они в своём манифесте


Группа повторяет знаменитые социально-психологические эксперименты разных лет из журналов Science и Nature. Один за одним. При этом они тщательно следуют описанной авторами в исследованиях процедуре, но для исключительной точности берут выборку в 5-10 раз больше, чем в оригинальном эксперименте.

Сначала группа проверяет 75% точность подтверждения гипотезы автора, и вторым этапом, если не удался первый - на 50%. Даже открылся целый “рынок предсказаний” - учёные могут делать реальные ставки за или против определённых исследований, предсказывая вероятность его воспроизводимости.

И на одном из этапов дело доходит до “Цифровой амнезии”. Все четыре эксперимента по Бетси Спэрроу кропотливо повторяют на 700 участниках и публикуют результаты в метааобзоре Nature в 2018 году. Перед перепроверкой эксперимента с ней связываются, чтобы получить больше деталей эксперимента 2011 года. Спэрроу наотрез отказывается их предоставлять.

Красным выделен эксперимент Спэрроу. Гипотеза не подтвердилась.​
Красным выделен эксперимент Спэрроу. Гипотеза не подтвердилась.​

Повтор эксперимента проваливается. С высокой достоверностью подтверждается “нулевая гипотеза” - нет никакой связи Гугла и эффектов, связанных с мозгом. Результаты Бетси оказываются просто фикцией.

Её собственное исследование базировалось на эксперименте на 36 человеках - студентах, которым за это ставили оценки. На это никто не обращал внимания при многократном цитировании. Но стоило взять действительно показательную большую группу и все страшные “эффекты Гугл” пропали.

Цифровое невежество

Говоря проще - нет никакого Гугл эффекта. Не существует никакой «Цифровой амнезии» и доступность Гугла не портит вам мозг.

Но если вы попытаетесь сегодня поискать информацию про разоблачение, то статью 2018 года вы просто не найдёте. Зато весь Гугл будет завален ссылками на заголовки вроде «учёные доказали, что Гугл портит память». Множество статей датировано 2019 годом - уже после выхода разоблачения.

Хотите ли вы чувствовать себя так же глупо как и люди, которые ограничивали своих детей и умно рассуждали про “цифровую амнезию”, глядя как их чадо бежит что-то гуглить? С новой паникой вокруг “цифрового аутизма”, “цифрового дебилизма”, “оглупения от телефона в руках” очень легко оказаться в этой роли.

Если и есть настоящая проблема, то, по-моему, это не мифический цифровой аутизм, а цифровое невежество и легковерие. Вот от неё мне реально страшновато!

Несколько видеороликов, пара статей, сотни репостов среди людей, которым ты доверяешь и бах - ты уже вырываешь из рук у своего ребёнка телефон и скептически смотришь на отвлёкшегося на мессенджер коллегу - ну, “цифровой дебил”.

Страх, помноженный на невежество, продаёт лучше всего. И всегда будут учёные и журналисты, которые попытаются поймать хайп и сделать себе имя вокруг этого.

Если бы я мог выбрать только одну вещь, которую я мог бы донести до студентов нашего факультета - то это было бы “Не верьте хайпу вокруг страхов - проверяйте всё цифрами и рациональным методом, и копайте до сути”.

2020
33 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

Отличный вопрос. Смотрите, 

а) Первая проблема: теория конкретно повреждения механизмов памяти родилась из этого исследования под лейблом трёх крупных университетов. Его цитировали много раз и строили очередные работы на его основе, на постулате о том, что эта взаимосвязь доказана. В итоге родилась целая "фейковая ветвь". 
б) Вторая проблема, которая бесит меня больше всего: СМИ подхватили хайп и превратили вред от Гугл в "доказанный учеными факт". 

В 2011 году пенетрация смартфонов была уже 45-54%, в 4 раза больше чем в 2008. Так что исследование вполне отражало произошедшее привыкание к повседневному доступу в сеть со смартфона, хотя и не такое огромное как сейчас. Но комментарий хороший, Бетси вяло пытаясь оправдываться упоминала, что мол в повторении эксперимента нужно было учитывать новые реалии. Правда, это не относится к сути 80% экспериментов в её работе. 

Для справедливости - сейчас проводятся исследования с использованием МРТ по тому, как меняется активность мозга в связи с использованием поисковых систем. Но они куда менее тенденциозны и хайповы.

3
Ответить

при чем тут гугел? информационный голод наше все, обколются своим интернетом и шлют дикпики всем кому ни попадя

1
Ответить

Он-то был всегда, а вот возможность проверить факты быстро появилась как раз вместе с Гуглом ) 

Ответить

Таких исследований сотни и небольшие выборки в экспериментальных исследованиях - нормальная практика. Беда в том, что Спэрроу поверила во что-то большее, чем результаты ее маленькой работы и превратилась в евангелиста. И пресса подхватила, потому что выводы выглядят очень правдоподобными. Интуитивная правдоподобность, а не строгость научного подхода решает будет то или иное исследование распиарено.

1
Ответить

Кстати, неподтвердившаяся репликация не указывает на ОТСУТСТВИЕ гугл-эффекта, небольшие изменения в экспериментальном протоколе могут привести к изменением результата. Да, это указывает на неустойчивость эффекта, но единственная репликация с неточным воспроизведением протокола не говорит об отсутствии эффекта.  Наверняка вы это понимаете, но, уподобляясь сенсациализирующим медиа, кричите об отсутствии эффекта и обзываете их фикцией. 

Ответить

Спасибо за комментарий. Я выше писал о том, что есть ряд более надёжных исследований, изучающих сейчас с помощью качественных методов (сканирование работы мозга) то, как мозг может менять свою работу под воздействием новых технологий, окружающих человека. Я обзываю фикцией именно супер-тенденциозную гипотезу, которую сам исследователь затем не ставил под сомнение, не перепроверял и отказывался помогать тем, кто решил это сделать. 

1
Ответить