Стыдно ли быть удалёнщиком или вакцина от кризиса

Вспоминаю, как модная нынче «удалёнка» чуть не угробила нашу компанию и в итоге сделала антихрупкой к условиям, когда все сотрудники вынуждены работать из дома.

Коронавирус шагает по планете, компании поголовно переводят сотрудников на удалённую работу, самоизоляция, карантин, шум, гам, паника. Глядя на истерику в сетях, всё никак не мог понять, почему переход на home office так сильно возбудил людей?

Обычное ведь дело: сиди, работай, воруй, убивай – что тут такого? Мы в BENOVATE каждый день так делаем. Стоп!

В этом всё и дело: мы с самого начала работали удалённо и потому сейчас нам совершенно непонятен ажиотаж, связанный с удалёнкой. Более того, мы уже и представить себе не можем, что значит ходить каждый день на работу в офис.

Осознав это, я стал вспоминать, как мы оказались на удалённом положении и почти потеряли компанию, но смогли выбраться из сложившейся ситуации.

Не было печали, просто закончились деньги

Ранее я писал, что наша компания изначально формировалась как распределённая команда разработчиков. Однако до этого был очень короткий период, когда мы сидели в офисе и пилили стартап на ангельские деньги.

Помню это радостное и необычное чувство: приходить не в чужой офис наёмным работником, а в «свой» и основателем «бизнеса». Шорты, сандалии с носками, большой кожаный портфель для двухстраничной выписки из ЕГРЮЛ – романтика. Обманчивая и растлевающая.

Она закончилась на пятый месяц существования компании вместе с деньгами первого инвестора. Второго мы не нашли, а зарабатывать сами тогда ещё не умели. Поэтому пришлось сворачивать лавочку: освободить офис, отвезти мебель в гараж до лучших времён и разойтись по домам, оставив кожаный портфель с выпиской и надеждами там же в гараже.

Наверное, всё бы так бесславно и закончилось, если бы не первые, почти случайные, заказы на разработку. Мы делали их, совмещая работу по найму, на которую пришлось вернуться, чтобы не протянуть ноги.

Несмотря на унизительность бюджетов этих проектов, мы очень благодарны первым клиентам. Они дали нам возможность сохранить мечту и таки создать бизнес.

Безофисная стыдоба

Сведя постоянные расходы практически к нулю, мы продолжили барахтаться. Искать сочные заказы без сильного портфолио и соседа-губернатора было очень непросто.

Помню, как мой партнёр всё беспокоился, когда собирался на очередную редкую встречу с возможным клиентом: «А что, если, они захотят приехать к нам в офис?». Нам реально было стыдно, что мы работаем удалённо, что у нас нет офиса с кулером и дешёвым печеньем.

К счастью, опасения эти были ложной тревогой, а надуманный стыд – мешающим комплексом. За всё время существования компании только один раз клиент заикнулся о том, чтобы доехать до нас, но как-то сам быстро и передумал.

От способа выживания к предмету гордости

Постепенно проекты стали «жирнеть», мы смогли уволиться с наёмных должностей и даже позволить себе снять офис. Но подумали: зачем?

А и правда – зачем небольшой команде офис? Встречаться с клиентами – нет, всё происходит на выезде. Разработчиков посадить – нет, они все в разных городах живут. Самим ходить – пфффф, вот ещё, ходить куда-то, из дома прекрасно работается.

Не найдя причин и поводов для того, чтобы снова снять офис, мы благополучно отказались от этой мысли и продолжили развиваться как распределённая компания.

С ростом количества и размера проектов росла и команда. Поначалу находить людей, готовых и умеющих работать удалённо, было также непросто, как и проекты.

Однако и тут нам повезло: сначала мы нашли пару толковых ребят, которые сформировали костяк команды, сохранившийся до сих пор. А дальше помог общий тренд на фриланс. ИТ-специалистов, решивших перейти на работу из дома, с каждым днём прибавляется.

Более того, мы поняли, что можем открыто позиционировать себя как распределённая команда. Случившиеся изменения в образе жизни людей сделали «удалённую работ» такой же нормой, как и хождение в офис с 9 до 18. Даже более привлекательной чем офисное прозябание.

С тех пор мы не стыдимся своего распределённого формата, а даже гордимся им. Как оказалось, выстроить работу команды, участники которой разобщены километрами и часовыми поясами, та ещё задача. Главный ключ для решения которой – подбирать людей, которые уже созрели для удалённого формата работы.

Вакцина от вируса

Вот так несколько лет назад вынужденный переход на удалёнку стал для нас настоящей вакциной: сначала чуть не погубил, а затем создал иммунитет к принудительному переводу всей команды на работу из дома.

Конечно, экономический кризис как-то повлияет и на нас. Но вот именно сам переход на распределённый формат работы из-за карантина совсем никак не почувствовали. Собственно его, перехода, и не было.

Хочется пожелать стойкости тем предпринимателям, которые сейчас оказались в сложной ситуации: вынужденно закрыли офисы, рассадили сотрудников по домам и со слезами наблюдают, как эффективность компании устремилась к плинтусу. Держитесь!

Организовать слаженную работу в распределённом режиме возможно. Благо есть примеры перед глазами и курсов по системной удалённой работе нынче полно. Очень важно, чтобы вы сохранили рабочие места и свои компании. У вас получится!

Делитесь в комментариях, как справляетесь с управлением распределённым коллективом, что используете, что пробовали и не сработало?

44
реклама
разместить
13 комментариев

У меня кстати вопрос - как контролируете удаленную работу. Т.е. понятно что задачу разбить на подзадачи, оценить время и поставить таски, но как измерять корректность решений того человека, который разбивает задачу?

2

Комментарий недоступен

Тинькофф, конечно, онлайн-банк, спору нет. Но помню времена, когда они снимали этаж или даже больше в БЦ около Лаборатории Касперского.

А что у вас за бизнес?

есть сходства, согласен)))