Как разговаривать с клиентами, чтобы они вас не возненавидели

Недавно я перешла работать в RUVDS, и одна из моих задач как маркетолога — создание и поддержание Tone of Voice нашего бренда.

Как разговаривать с клиентами, чтобы они вас не возненавидели

Мы каждый день вступаем в разговоры с людьми от лица компании: ежедневно пишем на Хабр, отвечаем на комментарии в соцсетях и в тикетах поддержки.

Моя задача в том, чтобы каждая коммуникация оставляла приятное впечатление, а все беседы и публикации складывались в целостный образ.

Я решила написать цикл статей, как мы строим Tone of Voice: какие инструменты и методики действительно сработали, а какие не очень.

Какой образ мы выбрали

Три кита, на которых держится хорошая коммуникация: дружелюбие, уважение и вежливость.

Эти слова только кажутся общими формулировками, но на самом деле содержат в себе очень конкретные dos and dont's.

Уважение к собеседнику для нас значит, что мы не тратим его время зря: пишем кратко и по делу, ясно и полно отвечаем на вопросы.

Без уважения не может быть дружбы, а вежливость превратится в пустые формальные оговорки.

Настоящее уважение выражается в заботе о клиенте, его времени и интересах.

Под дружелюбной коммуникацией мы понимаем чувство такта: человек не должен чувствовать себя глупым или некомпетентным, когда вынужден обратиться за помощью.

Вежливость это хорошие манеры и готовность идти на компромисс.

Все эти три кита легко превращаются в чеклист, которым можно проверять каждое исходящее от нас сообщение: если оно недружелюбное, недостаточно уважительное или вежливое, надо исправлять.

Почему мы решили начать с поддержки

Они ведут главную коммуникацию в нашем деле:

  • сотрудники поддержки ведут разговор с самыми важными людьми в бизнесе: эти люди уже наши клиенты, а не потенциальные покупатели, как в случае статей или рекламы
  • они общаются с ними в особенно чувствительный момент — когда у клиента возникла проблема с продуктом. В такие моменты отношение к компании особенно пластично: если к человеку проявили заботу, были вежливы и быстро решили вопрос, его лояльность растет. Либо падает, если ответ компании его расстроил.

Как мы поняли, что именно надо изменить в разговорах

В течение месяца я читала все тикеты и ответы на них.

Я большой поклонник информационного стиля, и с удовольствием составила бы талмуд с разборами всех ошибок. И, конечно, он отправился бы в мусорку сразу после тренинга: когда правил слишком много, мозгу проще вообще на них забить.

Поэтому я выделила самые злые и чаще всего повторяющиеся ошибки при ответе клиентам: оказалось, их всего четыре.

1. Обращение "уважаемый клиент" вместо нейтрального "здравствуйте"

В большинстве случаев клиенты здороваются с нами, прежде чем перейти к проблеме. А вот мы — не всегда, но зато всегда начинали ответ со слов "уважаемый".

Не ответить на приветствие — оскорбление во многих культурах, в России просто воспринимается как агрессивный жест.

«Уважаемый клиент» — штамп, типичное обращение из сердитых предупреждений ЖКХ и бюрократических отписок. Изначально в нем не было ничего плохого, но оно настолько прочно связалось в сознании людей с последующим фактическим неуважением, что его лучше избегать.

Так мы переписали шаблон приветствия и отказались ничего не значащего "уважаемый".

2. Игнорирование вопросов, когда клиент пытается понять проблему

Мы быстро растем и задача поддержки — максимально быстро обработать запрос, решить техническую проблему и поставить VPS сервер на ноги. Остальным можно пожертвовать, особенно если ждут новые заявки.

Так мы считали до текущего месяца и могли не отвечать в тикетах на некоторые вопросы клиентов о технических мелочах.

Иногда это оставляло неприятное впечатление от общения: даже если сотрудник быстро решил проблему, но не ответил на четко заданные вопросы, человек чувствовал какое-то пренебрежение и отсутствие заботы.

Это хорошо объясняет параллель с докторами.

Слайд из презентации для тренинга: даже если врач быстро и точно решил вашу проблему, но отнесся к вам, как к холопу, на чьи вопросы можно не отвечать, впечатление от него останется неприятное
Слайд из презентации для тренинга: даже если врач быстро и точно решил вашу проблему, но отнесся к вам, как к холопу, на чьи вопросы можно не отвечать, впечатление от него останется неприятное
и второй раз вы к нему не пойдете
и второй раз вы к нему не пойдете

Реальная история о двух онкологах: два врача работали бок о бок в одной больнице.


Первый был посредственным врачом, но находил время выслушать пациента, ответить на все его вопросы и успокоить.

Вторая вытянула с другого света сотни людей, но был жесткой и замкнутой.

Угадайте, в чей кабинет стояла очередь, а шкаф ломился подаренными конфетами и алкоголем.

Задача поддержки не только технически решить проблему, но и оказать хороший сервис.

Дружеская лояльность не может жить без уважения. Лучше предупреждать, сколько времени займет работа и не игнорировать прямые вопросы.

3. Бюрократический язык: канцелярские штампы и формализм

Главная и самая сложная на первый взгляд проблема.

Клиенты писали нам о неполадках простым, человеческим языком, а словно отвечал им равнодушный бюрократ или еще хуже, робот.

Это создавало перевертыш: даже когда мы буквально за минуты решали техническую проблему, оказывая отличный сервис, в воспоминаниях это почти не отпечатывалось.

Как всех срочно научить инфостилю? Никак.

За тот месяц чтения тикетов, я заметила, что есть ровно одна частая ошибка, усложняющий ответы и это страдательный залог. Он встречался в 90% писем и избавившись только от него, наш язык резко стал бы яснее и человечнее.

Что это такое в трех слайдах:

Насколько меняется тикет, если убрать все страдательные залоги
Насколько меняется тикет, если убрать все страдательные залоги

Простой лайфхак, как убрать самые ярые канцеляризмы из написанного сообщения, не используя главред.

Представьте, что вы пишете это не клиенту, а другу, коллеге или жене: если перед отправкой им вы бы убрали какие-то канцелярские фразочки и снизили градус официоза, можно смело резать.

4. Коммуникация человек-человек

Мы хотели избавиться от ощущения, что написав в поддержку, ты начинаешь в разговор с безликой компанией.

"Ваше обращение принято, ждите" совсем не то же самое, что и "Я получил ваше сообщение и начал решать проблему, это займет где-то 10 минут".

Во втором варианте ясно, что обращение не упало в какой-то черный ящик автоматической системы — вам ответил живой человек и именно решает занимается проблемой.

Когда мы перестали использовать страдательный залог, действующий человек сразу вышел на первый план — это шаг к восстановлению коммуникации человек-человек, а не человек-корпоративная машина.

Как все это применить в жизни

Никто не любит слушать лекции. Поэтому мы решили провести тренинг для техподдержки и заодно возродить нашу традицию "пицца-дей": до карантина, мы заказывали пиццу в офис на всех сотрудников за счет компании.

Пиксельный босс разослал всем пиццу
Пиксельный босс разослал всем пиццу

В пятницу мы разослали всем сотрудникам пиццы на дом и созвонились через Slack.

Как мне казалось, главным было объяснить две вещи: почему именно коммуникация техподдержки — главный голос компании и почему в конечном счете именно сотрудники поддержки, а не маркетолог или босс компании принимает конечное решение, какое у него останется впечатление и каким он будет — наш Tone of Voice.

Кто на самом деле формирует лицо бренда
Кто на самом деле формирует лицо бренда

Еще многое надо сделать: не все шаблоны переписаны, поддержка только вышла на тропу более дружеского общения. Будем держать вас в курсе.

Как разговаривать с клиентами, чтобы они вас не возненавидели
1717
15 комментариев

Живу в Чехии, пользуюсь банком Airbank. Обалдеваю от их коммуникации. Например, приходит имеил с новыми условиями пользования.
Уважаемый клиент, мы изменили пользовательское соглашение, а именно в 1м и 3м пункте убрали то-то и то-то и дописали то-то и то-то... Если хотите почитать, вот ссылка...
Или оформлял у них кредит. Приходит имеил с договором. Вступление: "мы понимаем, что в чтении договоров нет ничего веселого, но всё же соберитесь духом и ознакомьтесь с договором."
Вся коммуникация проходит в таком духе. Хорошее дело Вы делаете. Э

3
Ответить
Автор

Да, мы тоже надеемся выйти на такой уровень дружелюбия в общении

Ответить

Не забудьте про реальный человеческий Voice: нанимайте в техподдержку людей с Happy Voice.
Понимаю, что в западной культуре таким положено платить на 25% больше, но оно того стоит.
Это я вам говорю как продюсер в прошлом, прослушавший тысячи голосов.
А то бывает: слушаешь устало/безразлично/картаво/гнусаво/неуверенно/малобукввыговаривающий голос, и хочется бросить трубку.

3
Ответить
Автор

Расскажите подробнее, пожалуйста? Как это проверяется/измеряется, просто по ощущениям во время разговора?
Можно просто ссылку на статью, если не хочется объяснять :) 

1
Ответить

Написано складно, но я хочу "Дорогой Клиент" + пицца ко дню рождения и персональные скидки ))

1
Ответить
Автор

Дорогой клиент!
Когда у вас будет день рождения, обязательно напишите нам письмо на galimova@rucloud.host, мы что-нибудь придумаем с пиццей

2
Ответить

Очень познавательно в этом плане общаться с американскими службами поддержки банков и телеком-операторов. Разница с российскими как раз как в байках про уролога и онкологов.

1
Ответить