Как победить: парадигмы, которые помогут собрать сильную команду

Рассказываю, как проверить парадигму сотрудника еще при найме.

Как победить: парадигмы, которые помогут собрать сильную команду

Привет, это Дмитрий, операционный директор Логомашины.

У людей есть две парадигмы: первая по отношению к себе, вторая по отношению к людям. Например, win по отношению к себе, и win по отношению к другим: «Я выигрываю, если выигрывают другие». Бывает win-win, lose-win, lose-lose и все остальные комбинации. Может быть просто win или lose по отношению к себе.

Вот все шесть парадигм взаимодействия между людьми:

1. Беспроигрышная ситуация (Win-Win): выигрывают оба. В этом случае решения взаимовыгодны и удовлетворяют обе стороны.

2. Выигрыш-проигрыш (Win-Lose): если один выигрывает, то другой проигрывает. В таких ситуациях люди склонны использовать положение, власть, полномочия и личные качества, чтобы добиться своего.

3. Проигрыш-выигрыш (Lose-Win): если один проигрывает, то другой выигрывает. В этой ситуации люди быстро примиряются и ищут силы в признании.

4. Проигрыш-проигрыш (Lose-Lose): оба проигрывают. Когда взаимодействуют два решительных и упрямых, результатом становится проигрыш для обеих сторон.

5. Победа (Win): люди с таким менталитетом не обязательно хотят, чтобы кто-то проиграл — это для них не имеет значения. Важно, что они получают то, чего хотят.

6. Взаимная выгода или отсутствие сделки (Win-Win or No Deal): если вы не можете достичь взаимовыгодного соглашения, то сделка срывается.

Как работают парадигмы на практике

Одна комбинация парадигм работает всегда, другая включается в конфликте. Например, обычно вы стараетесь сотрудничать, придерживаясь парадигмы win-win. Но если с вами вступить в конфликт, вы переключаетесь на win-lose — стараетесь выиграть, чтобы другой непременно проиграл.

Нанимая людей, проверяйте их парадигму. Лучше всего работать, конечно, с win-win. Можно работать с lose-win, они готовы поступиться своими интересами, ради интересов других. Нельзя работать с lose-lose — вечные лузеры, ни себе, ни людям. Людей с парадигмой win-lose можно брать на позиции, где надо «воевать», главное, чтобы они не начали воевать с вами.

Как победить: парадигмы, которые помогут собрать сильную команду

Чтобы проверить парадигму, спрашивайте про ситуации, особенно, конфликтные. Обращайте внимание на то, как соискатель смотрит на работу с вами — для него это сотрудничество, постоянные торги или добровольное рабство.

Например, вы узнали, что на прошлом месте работы соискателю перестали выдавать зарплату. Он мог поступить так:

  • Поговорить с начальством и найти решение, удовлетворяющее всех. Похоже на win-win.
  • Уйти, не доделав важную часть работы. Это lose-lose — и сам денег не получил, и работодателю отомстил. Ни себе, ни людям.
  • Угрожая судом, получить обещанные деньги. Скорее win-lose — бывшему работодателю судебный процесс точно не сыграет на руку.
  • Уйти, ничего не сделав. Это lose-win или lose.

По таким ситуациям можно примерно понять, какая парадигма у сотрудника доминирует. Нужно стараться сотрудничать и искать работников с парадигмой win-win.

В итоге: как собрать «сильную» команду

Стоит помнить о том, что кроме идеального win-win, парадигма win тоже хороший вариант: сотрудник сделает все для положительного исхода проблемы в пользу команды (или в свою пользу), в независимости от внешних факторов.

Win-win or No Deal может стать хорошим решением для ситуаций, когда «среднего» не дано. Важно помнить, что такая парадигма точно не должна быть основной, иначе работа в команде превратится в череду ультиматумов.

Парадигмы нужны, но простая адекватность и адаптивность в работе — важнее. Зачем выискивать ту самую win-win, если с первого вопроса вы понимаете, что человек не ваш. Именно поэтому не забывайте задавать ситуационные вопросы и узнавать о сложных кейсах из опыта соискателя.

Расскажите, на что вы обращаете внимание, когда собеседуете сотрудника?

Свежие статьи Логомашины на VC:

2222
4 комментария

Даже после первого вопроса не всегда понятно подходит человек или нет, а даже если понятно, то это может быть ошибочно!

1

Согласен, чаще всего после первого вопроса нельзя сделать вывод о сотруднике, но с некоторыми людьми бывает не по пути изначально :)

думаю важно учитывать менталитет сотрудников при формировании команды

Пшик, а не статья) некоторый ситуации видоизменяются в долгосроке)