О чем молчат дизайнеры за 350к?

Да друзья, это еще один ответ на "Почему цена логотипа равна нулю, или как наконец посчитать сколько стоит мой дизайн". Коллеги по цеху раскрыли тему ниши, что есть категории клиентов и на 3 котлетки на 350 миллионов котлеток. Но я бы хотел обратить внимание на другую сторону вопроса — почему не понимают оценку (и имеют на это право).

​Картинка из интернетов автора не знаю, но он лучший
​Картинка из интернетов автора не знаю, но он лучший

Как наверное уже догадались, я тоже арт-директор и руководитель студии, тоже от опыта и количества проектов проклюнулся нимб над головой, а дизайнили дизайн еще до половцев и печенегов. Так что все медальки на месте.

Статья Игоря привлекает внимание с первого абзаца:

За годы работы в сфере графического дизайна понял одну простую вещь –делать дизайн и его продавать, разница такая же большая, как если сравнивать мультиварку и крем для рук.

Действительно, воздух не тыква, Илон Маск не холодец, а Ленин все же скорее всего гриб. Но важна тут не моя нелепая попытка иронии, а другое: Игорь почти попал в самую суть. Только правильнее было бы сказать, что продавать дизайн — это совсем не тоже самое, что продавать мультиварку или крем для рук. А дальнейшие, хоть и понимаю что поверхностные, рассуждения о том, что 350 тысяч совсем не много, похожи больше на мысли содержанки из Тиндера, где будущий Клиент должен оплатить все на свете расходы, а она так и быть может быть через два месяца сходит разок с ним на свидание. Но не факт. Так конечно же продавать нельзя.

В сфере дизайна бытует мнение, что самые лучшие продажники в студии — это сами дизайнеры (перешедшие полностью в продажи или совмещающие руководящие должности). Причем не каждый, а тот, кто смог еще дополнительно прокачать навыки харизмы и общения с окружающими. В чем же соль и чем продажник-дизайнер будет отличаться от обычного, с великолепными навыками коммуникации и лояльности к клиенту?

Ответ опять таки кроется в рассуждениях и моделях общения с клиентом, который приводит Игорь. Проблемы непонимания ценообразования у клиента и возмущения дизайнера «о боже боже, меня не ценят, а я творец!» спрятаны в том же непонимании и не желании понять позиции друг друга. Почему ваша работа стоит именно столько, а не меньше/больше? Что вы сделали, что бы вас поняли и согласились с бюджетом?

Для клиента «ваш ентот дезигн» чаще всего что-то совершенно непонятное и вообще не его дело. Клиент делает лучшие в мире трубы для ледяного лимонада/самое вкусное тесто для пиццы/невероятные удобные чесалки для спины. Ему проблематично сходу понять, почему кто-то берет трёшку за лого переводом на карту сбера, кто-то высылает пакет документов и озвучивает смету в пару миллионов. В чем разница? Для клиента часто это вопрос в пустоту. Мы, дизайнеры, очень часто любим задрать нос к верху, томно заявить что:

вот тут вот значит… ммм… композиция значит, да… продажи там всякие вырастут моментально, все сразу будут фоткаться и пищать от вашего логотипа/стиля/сайта

Даже если вы компания по очистке канализационных систем. Конечно же каждая студия заявляет, что будет тщательнейшим образом изучать ваш бизнес (нет) и конкурентов (нет) и сделаем самый дизайнестый дизайн на свете. Добавит кружков про симметрию и золотое сечение (кудаж без этого). И вот в этот момент вашему бизнесу моментально причинят успех и процветания.

В итоге перед нашим клиентом, который делает лучшие в мире чесалки, которые знает всё про движение руки к спине и про удобство чесания, так и остаётся загадкой, что вы ему предлагаете и почему это стоит столько. Более того — растёт недоверие и чувство, что кто-то кого-то хочет обмануть (сами понимаете, какое тут слово должно быть вместо слова обмануть).

Что же делать то?

Дизайны и клиенты говорят на разных языках и вообще из разных миров. В первую очередь надо находить общий язык и ломать барьеры непонимания.

Возвращаемся к моменту выше, где говорил о том, что лучшие продажники — бывшие дизайнеры. Именно у них получается внятно объяснить, показать и рассказать что такое хорошо, что такое плохо. Подчеркиваю: именно у дизайнеров, перешедших в продажник, а не у дизайнера-сноба, которые пытается продать свои услуги очередному, не достойному его внимания, клиенту.

мемчик из интернетов
мемчик из интернетов

Именно в наших дизайнерских руках возможность рассказывать и доносить смысл хорошего дизайна, правильных решений и качественных визуальных коммуникаций. Будьте открыты, тратьте время на общение с клиентом и относитесь с пониманием к позиции клиента. Дизайнер — довольно не простая профессия и наша задача помогать бизнесу разбираться и понимать, для чего нужен этот самый дизайн. Не только выставлять смету, а корректно и понятным языком объяснить. Причем честно, а не из серии за пару тысяч рублей мы тут сейчас бизнес ваш исследуем, всех конкурентом проанализируем и сделаем лучший в мире логотип.

А о чем пост то был?

На случай, если поток мыслей выше так и не вышел связным, резюмирую: продавать дизайн важно через доступное и понятное клиенту объяснение, не навязывая продажу, а рассказывая что это такое, почему и как. Клиент может ничего не купить, но он уйдет с чуть большим пониманием о сфере и где-то прекрасного станет больше. В первую очередь — помогайте клиенту понять. Для него дизайн порой такой же тёмный лес, как для вас принципы синтеза ядерного топлива. Не обманывайте, не обещайте того, чего не будете делать в рамках бюджета. Не жалуйтесь на ценник, непонимания или еще какие-то причуды клиента — всё в ваших руках. Если вы Пятёрочка, но хотите быть премиальной Азбукой Вкуса — работайте.

11
20 комментариев