Как перенести классный ивент в онлайн, даже если вы ненавидите вебинары

А ещё заставить почти 50 человек просидеть перед монитором 20 часов за двое суток. И чтобы никто не жаловался.

Привет! Я, Арсений Ашомко, вместе с Никитой Белоголовцевым и Родионом Скрябиным делаю двухдневные курсы-интенсивы в разных городах. В апреле у нас один за одним отменились все запланированные ивенты. Мы расстроились, а потом запустили такой онлайн-курс, на котором всем было хорошо, весело и полезно так же, как если бы это происходило вживую. Вот как мы это сделали.

​32 года делаем классный контент для брендов, который приносит деньги. Правда, это на троих, но зато какая цифра!
​32 года делаем классный контент для брендов, который приносит деньги. Правда, это на троих, но зато какая цифра!

В онлайн «переехал» один из наших интенсивов «Деньги, пушки и контент». Он про то, как делать медиа для брендов, чтобы деньги не улетали в трубу. Мы открыли продажу билетов на него ещё до того, как всех попросили оставаться дома.

Как перенести классный ивент в онлайн, даже если вы ненавидите вебинары

Что делать

Вариантов не так много:

  1. Отменить и вернуть деньги. Но мы любим деньги не меньше, чем выступать.
  2. Перенести. А на когда?
  3. Самых смелых собрать в офлайне, а для остальных запустить онлайн-трансляцию. Но тогда не получится пообщаться с теми, кто будет в онлайне, а продавать возможность просто на нас посмотреть не хочется.
  4. Переехать в онлайн. О, нет! Мы любим живое общение и ненавидим вебинары, где из общения с аудиторией только «поставьте плюсики».
​Мы привыкли проводить драйвовые ивенты, а кайфовый обучающий двухдневный вебинар казался чем-то фантастическим
​Мы привыкли проводить драйвовые ивенты, а кайфовый обучающий двухдневный вебинар казался чем-то фантастическим

В конце концов в Москве запретили всё, что можно, а Родиона ждали две недели самоизоляции после возвращения из Доминиканы. Оставался только один вариант провести мероприятие — полностью «переехать» в онлайн. Мы приняли вызов, подготовились и сделали крутой живой ивент.

Вот как это было

Шаг 1. Перенесли курс на 2 недели и открыли регистрацию в онлайне

У нас на троих примерно 200 живых выступлений в год, мы любим и умеем выступать. Мы понимали, что для «переезда» курса в онлайн недостаточно сделать пару новых слайдов. Поэтому мы взяли время на подготовку с запасом и перенесли курс на 2 недели. К тому же нам нужно было время, чтобы собрать учеников.

Решили, что справедливая цена для онлайна будет в два раза ниже, чем участие в обычном ивенте, и с этой радостной новостью пошли в массы.

А как же те, кто уже купил билеты?

Мы предложили 3 варианта:

  1. Два места на онлайн-ивенте вместо одного.
  2. Одно место и возврат разницы между стоимостью билета на офлайн и онлайн.
  3. Полный возврат денег.

Мало кто выбрал возврат разницы и почти никто не попросил полный возврат. Вероятнее всего, потому, что с самого начала неразберихи мы всегда были на связи: сообщали новости и подробно рассказывали, что планируем делать дальше. Нельзя держать людей в неведении, особенно, если они уже заплатили.

Шаг 2. Пересобрали курс под новую реальность

Мы не меняли контент, а перерабатывали формат подачи: переставляли местами смысловые блоки, расширяли презентации, часть содержания из Keynote переносили в другие сервисы. Этим старались решить сразу несколько задач:

Справиться с нагрузкой. Онлайн-выступления для спикеров энергозатратнее обычных. Нам нужно было сделать так, чтобы никто из нас троих не выдохся на первом же кусочке.

Не скатиться в формат лекций, сохранить полноценное общение с аудиторией и общую атмосферу драйва. Ведь когда 2 часа смотришь на одну и ту же говорящую голову, хочется быстрее хлопнуть крышкой ноутбука и пойти смотреть трансляцию домашнего концерта какой-нибудь звезды. Или просто посидеть в тишине.

Вот, что мы сделали:

  • Пересобрали смысловые блоки так, чтобы никто из нас не говорил дольше часа.
  • Сделали общий чат в телеграме, чтобы поддерживать коммуникацию на двух экранах сразу — на компьютере и смартфоне. На большом экране люди смотрели Zoom-трансляцию, а с телефона в чате — задавали вопросы, флудили и устраивали дискуссии. Это было похоже на тот самый нетворкинг, который происходит на обычных мероприятиях.
  • Добавили динамики везде, где это было возможно. Например, когда надо было показать интерфейс приложений, мы не демонстрировали скрины. Вместо этого Никита организовал полноценную экскурсию по своему телефону, расшарив экран на всех участников.
  • Добавили ещё больше взаимодействия. Диалог с аудиторией во время доклада круто вовлекает. Мы так делаем во время живых выступлений и придумали, как это сделать без «поставьте плюсики» в онлайн-формате — мы купили годовую подписку в Mentimeter 🥳 Это наша главная инвестиция в этот курс и она полностью себя окупила.

Не жалейте время на неформальное общение. Мы очень много времени выделили на знакомство в самом начале. Это нужно, чтобы каждый ощутил себя в одной большой компании хороших приятелей. Просидеть 20 часов перед монитором и пялиться в окошки в Zoom — это одно, а весело проводить это время со знакомыми — это другое.

​Пользовательские фоны в Zoom тоже помогли создать нужную атмосферу. Да, мы тоже не смогли уйти от Чёрного Властелина
​Пользовательские фоны в Zoom тоже помогли создать нужную атмосферу. Да, мы тоже не смогли уйти от Чёрного Властелина

Шаг 3. Подготовили себя

Мы понимали, что двухдневный онлайн-ивент — наш первый блин, и совсем не хочется, чтобы он был комом.

Сделали тестовый прогон. Собрали в конференцию дюжину друзей и знакомых и устроили демо-курс на полтора часа. Мы протестировали новые механики, которые придумали, увидели, где не хватает интерактива, поняли, что надо беречь силы и обязательно поставить рядом со спикером побольше воды.

Заранее продумали технические моменты. На троих у нас было 4 ноутбука (один — дополнительный, с которого контролировали ход трансляции), вебкамера, подставка для ноутбука, стремянка и много книг. Кстати, не скупитесь на подставки и вебкамеры: стремянка упала на второй день, а встроенные вебкамеры сильно ухудшали качество наших лиц в глазах учеников.

<p>Мы вели трансляцию из обычной квартиры без профессионального света, поэтому важно было продумать рабочие места, чтобы докладчика было хорошо видно, а вечером его лицо не погружалось в сумерки<span>​</span></p>

Мы вели трансляцию из обычной квартиры без профессионального света, поэтому важно было продумать рабочие места, чтобы докладчика было хорошо видно, а вечером его лицо не погружалось в сумерки

Позаботились, чтобы маленькие проблемы и организационные вопросы быстро решались. Для этого мы переквалифицировали администратора Романа в ассистента. Он следил за общим чатом, принимал от учеников презентации домашки, проверял, чтобы всё корректно открылось, подсказывал, где какую кнопку нажать в сервисах, если кто не знал, и решал ещё гору микроскопических вопросов.

Придумали, как сэкономить время. На офлайн-мероприятиях каждый получал индивидуальное задание и готовил свой проект. Чтобы сократить время на презентацию проектов, мы раздали по одному проекту на группу. Вместо 50 проектов презентовали всего 16. Плюс они получились лучше, а разборы — содержательнее.

Шаг 4. Скрестили пальцы и стартовали

Это Никита раздаёт домашние задания в начале первого дня. Распределение провели в формате телешоу: участник группы называл номер, а Никита зачитывал «бриф» с листка. «Номер 11 — барабанные палочки!»
Это Никита раздаёт домашние задания в начале первого дня. Распределение провели в формате телешоу: участник группы называл номер, а Никита зачитывал «бриф» с листка. «Номер 11 — барабанные палочки!»

Что было в процессе:

Поехал тайминг. Знакомство заняло больше времени, чем мы рассчитывали. Ещё оказалось, что мы не предусмотрели в своём сценарии блоки «вопросов и ответов», по факту после каждого доклада спикер общался с участниками минут 10-15.

Мы не пытались ответить на вопросы побыстрее или ускорить ход событий, чтобы наверстать тайминг в ущерб коммуникации. Затевалось всё это ради общения и кайфа, а не чтобы просто показать красивые презентации и проговорить умные слова. Часть того, что мы не успели провести в первый день, мы просто перенесли на второй.

Сохранили привычный для офлайна формат дискуссий и бесед. На ивентах мы часто спорим друг с другом прямо во время выступления. В это вовлекаются люди и получается живая дискуссия. Так сделали и тут: спикер не отключается от трансляции, когда заканчивает доклад, а остается слушать следующего.

Чтобы нам было интересно слушать друг друга каждое мероприятие, все меняют что-то в своих докладах к следующему выступлению.

Интерактива было много, но мы хотим ещё. Бурная жизнь в чате, частая смена «декораций» на экране благодаря поочерёдным выступлениям и Mentimeter вовлекали слушателей в мероприятие, помогали не уставать и не отвлекаться.

Больше 80% людей были в онлайне, когда защищались последние ученики. Люди уже ощущали себя хорошими знакомыми, не спешили отключаться, а хотели посмотреть, что же придумали другие.

В этот момент мы поняли, что унылого вебинара не случилось и у нас получилось создать ту атмосферу, которую мы хотели.

Мы думаем, что в онлайне можно вовлекать ещё больше и уже готовим новые интерактивные механики к следующему курсу, чтобы было ещё веселее.

Шаг 5. Посчитали деньги

Продали больше мест, чем планировали. По количеству присутствующих на мероприятии это был абсолютный рекорд — 52 человека. В офлайне обычно мы собирались компанией до 35 человек. Считаем, что не последнюю роль в этом сыграло то, что на обучение смогли попасть те, кто давно хотел, но им в Москву ехать далековато. Ну и цена, конечно.

Выручка на уровне лучших курсов в офлайне. Хоть билеты и стоили в два раза дешевле, организация онлайн-мероприятия обходится намного бюджетнее.

Потратили:

  • Аренда локации для трансляции. Подойдет обычная квартира. Нам важно находиться в одном месте во время мероприятия. Можно и тут сэкономить, собравшись у кого-то дома. В этот раз мы так и сделали.
  • Mentimeter. Нужный нам тарифный план стоил 23 000 рублей. Это годовая подписка и мы будем его использовать не только на этом курсе.
  • Администратор-ассистент. Если бы оргвопросы решали мы, пришлось бы сидеть ещё один день и уж точно не получилось бы так драйвово.
  • Zoom. Тариф 100 участников стоит $15.

Сэкономили:

  • Аренда зала. Удобный зал в центре на 50 человек с хорошими экранами стоит много.

  • Кейтеринг. Не нужен кофе, вода и печеньки. На офлайн-мероприятии за десяток перерывов получается существенная статья расходов.

  • Дипломы. Мы заморачиваемся и с дизайном, и с бумагой, и с рамками, чтобы их не хотелось выбросить сразу. Но пока в Москве всё закрыто, даже печать организовать сложно. Сэкономили прилично, но больше не будем и придумаем, как их рассылать ученикам.

Почему получился живой ивент, а не тухлый вебинар

  • Формат. Мы старались, чтобы картинка на экране менялась и двигалась так часто, как это возможно. Всё внимание зрителя направлено на один экран, и долго смотреть на статичный кадр мало кто сможет.

Кроме способов, о которых мы рассказали выше, мы увеличили количество слайдов в презентациях. В онлайне их должно быть не просто много, а ещё больше. Это, кстати, не всегда значит, что нужно рисовать новые слайды с нуля: разбросайте крупные блоки текста по разным слайдам, разбейте длинные списки, добавьте смешных картинок.

  • Подача. Мы активно рекомендовали, чтобы участники включали параллельный режим отображения. Это помогло усилить эффект присутствия, и презентация дополняла спикера, а не заменяла его.

<p>При параллельном отображении на скучном слайде можно перевести взгляд на то, как спикер машет руками — это спасает от скуки и удерживает внимание<span>​</span></p>

При параллельном отображении на скучном слайде можно перевести взгляд на то, как спикер машет руками — это спасает от скуки и удерживает внимание

  • Вовлечение. Хорошее знакомство, флуд в телеграме, опросы в Mentimeter, блоки «вопрос — ответ», подача в стиле телешоу, танцы Никиты во время подготовки к докладу — это всё помогло отойти от привычного представления об онлайн-обучении, круто провести время и поделиться знаниями.
  • Кайфово даже в перерывах. Каждый перерыв на всех мероприятиях сопровождает плейлист Родиона. Потому что музыка очень важна для атмосферы, а плейлист магическим образом нравится всем. Вот и решили его использовать и на онлайн-мероприятии. Мы точно знаем, что всем понравилось, потому что после перерыва приходили вопросы «что за треки?».

Если у вас в голове теперь тоже вопрос «что за треки?», переходите послушать тот самый плейлист в «Яндекс.Музыке». А если есть вопросы про организацию или курс — пишите в комментариях.

8484
40 комментариев

Был. Подтверждаю. Было интересно-полезно.

Я проигнорировал  рекомендацию с телефонами. Работал с одного ноутбука, ведь я умею переключать вкладки между зумом, телеграмом  и браузером. Нормально было. За все время отвлекался лишь пару раз. 

Постоянно конспектировал. 

Осталось сделать, что возможно и внедрить новенькое в работу.

11
Ответить

КАК. МНОГО. СКРИНШОТОВ.

3
Ответить

мил чел, подскажи, что за чудо программа (в которой скрины собраны)?

1
Ответить

Так вы теперь свои курсы в онлайн перенесете на постоянку? Или после карантина вернетесь к офлайну?

3
Ответить

Посмотрим. Но кажется, что онлайн имеет слишком много плюсов, чтобы быть временным)

3
Ответить

Насчёт всех есть сомнения, но какие-то, вероятно, да.

Ответить

Вы крутые, спасибо,что поделились опытом :)
Мы с коллегами планировали организовать конференцию на 1000 человек в Киеве на НСК Олимпийском и тоже решили не отменять, а перенести в онлайн. На тот момент, когда начался карантин, мы уже начали продавать билеты. 
Сначала было страшно, а сейчас уже втянулись. Прорвемся :)

3
Ответить