Сквозь лед и воду: как речные артерии меняют мегаполисы

Привет, это директор НИИ «МосТрансПроект» Владимир Титов. Совсем недавно в Москве открылся сезон летней речной навигации. Напомню, что несколько лет назад после обновления речных вокзалов комфорт водных путешествий заметно вырос. Сейчас во время навигации на Москве-реке работают более 50 причалов прогулочного флота и регулярного речного электротранспорта. В своей колонке расскажу, какую роль в жизни города теперь играет Москва-река, и что ждет любителей речного транспорта в будущем.

Много воды утекло

Московский речной транспорт, напомню, имеет уникальную историю. С 30-х годов прошлого века речная навигация была важной частью городского транспорта, но в 90-е годы из-за экономического упадка и деградации транспорта пассажирские и грузовые перевозки сократились до минимума. Об этом я подробно рассказывал в своей колонке. После 30-летней паузы Москва возродила и запустила свою важнейшую водную артерию: в 2023 году в город вернулись регулярные речные маршруты, ставшие частью единой системы комфортного городского транспорта.

Сегодня маршруты представлены двумя направлениями: «Киевский — Сердце Столицы» и «ЗИЛ — Печатники». Пассажиров перевозят инновационные электросуда отечественного производства — абсолютно бесшумные и экологически чистые, каждое вмещает до 50 человек. Названия для них — «Синичка», «Филька», «Неглинка», «Сходня», «Раменка», «Пресня», «Яуза», «Сетунь» и другие были выбраны будущими пассажирами речного электротранспорта по названиям московских рек. А название самого первого электросудна — «Синичка» — выбрали в рамках голосования на «Активном граждане». Швартуются электросуда у новых инновационных причалов, часть из них с функцией зарядки.

Новый вид транспорта пользуется большой популярностью: с момента запуска электросудами воспользовались более 800 тыс. пассажиров. Самым популярным причалом первого маршрута является «Киевский» (расположен рядом с одноименным вокзалом и станцией метро), отсюда совершается 40% всех поездок. Самые популярные причалы второго маршрута — конечные пристани «Печатники» и «ЗИЛ». Запуск электросудов улучшил транспортную доступность для 1,5 млн человек. До некоторых районов по воде добраться можно втрое быстрее, чем наземным транспортом.

Речные перевозки, как правило, прекращают свою работу с окончанием навигации. Но только не в нашем случае! Например, во время морозов на реку выходят специальные ледоколы, расчищающие путь электросудам. Понятно, что сейчас, летом, это не слишком актуально, но зимой такая возможность совсем не лишняя. Пассажиры, естественно, никаких неудобств в холодное время года не испытывают — они следуют по маршруту в тишине и комфорте.

Много внимания уделяется вопросам безопасности. За акваторией города круглосуточно следят операторы Речного ситуационного центра ЦОДД с помощью 300 камер. Их задача — мониторинг и фиксация событий с признаками нарушений, оперативная передача информации ответственным ведомствам в случае чрезвычайных ситуаций. В 2023 году в ЦОДД также появилась новая служба пассажирского сервиса на причалах, в ее задачи входит информирование пассажиров о рейсах, маршрутах и времени отправления судов, а также помощь при посадке.

Речные электросуда пользуются любовью и популярностью у москвичей. Об этом говорят и цифры: 1 мая 2024 года был установлен рекорд по обоим маршрутам: за день было почти 6 тыс. поездок. Это абсолютный максимум за все время работы регулярного речного электротранспорта.

Сквозь лед и воду: как речные артерии меняют мегаполисы

С этого года на маршрутах, кстати, действуют различные бонусы. Например, обладатели карт «Тройка» с билетом Единый на 30, 90 или 365 дней могут пользоваться электросудами бесплатно в любой сезон! Чтобы сэкономить, можно также оплачивать поездку и по биометрии - теперь проезд стоит 150 рублей в будни и 300 рублей в выходные и праздничные дни. При оплате тарифом «Кошелек» карты «Тройка» или банковской картой – стоимость проезда составит 200 рублей в будни и 350 рублей в выходные и праздники.

Отдать швартовы

Не будем забывать про круизный и прогулочный флот, который также играет важную роль в жизни столицы. В общей сложности по Москве-реке за прошедший летний сезон было совершено более 2,2 млн поездок (на 22% больше, чем годом ранее) и это не предел — с окончанием летней навигации некоторые суда продолжили работу.

За месяц летней навигации 2024 года более 320 раз круизные теплоходы подошли и отправились в поездку от Северного и Южного речных вокзалов столицы. За это время на борту побывали более 55 тыс. пассажиров.

Сквозь лед и воду: как речные артерии меняют мегаполисы

Расширяется и география обслуживания. Если прошлым летом теплоходы от Северного и Южного речных вокзалов отправлялись в 30 крупных городов и туристических центров, то в этом году – уже в 50.

Путешествие можно совершить, к примеру, по «Московскому золотому кольцу»: 1880-километровому (единственному в мире кольцевому) маршруту, проходящему через Нижний Новгород, Кострому, Рязань, Касимов, Ярославль, Коломну и другие туристические центры. Он существовал еще в советскую эпоху и уже тогда пользовался большой популярностью туристов.

В этом году предлагаются рейсы от Северного речного порта Москвы через Нижний Новгород, Великий Новгород, Санкт-Петербург и Валаам. Затем теплоход возвращается обратно в столицу. у теплоходов появились маршруты-новинки через Москву будет проходить и 30-дневный круиз по Волге, Дону и Каме, во время которого можно посетить 27 городов.

Очень популярны, кстати, среди москвичей и прогулочные маршруты по реке. В этом году 15 рейсов ежедневно отправляются на «Исторический» маршрут, по 10 — на «Центральный» и «Северный». Не будем также забывать и про летние теплоходные переправы, позволяющие добраться с Северного речного вокзала до Южного Тушина и Химок. Это, кстати, очень удобный вид транспорта для местных жителей, позволяющий сэкономить время и не стоять в пробках.

В этом году для удобства пассажиров была запущена программа обновления касс на причалах. Первые две новые кассы «Суда сюда!» для покупки билетов на речные прогулки заработали совсем недавно на причале «Китай-город». Билеты в них можно оплатить картой «Тройка», банковской картой или наличными для поездки на прогулочных маршрутах: Северный (от причала «Киевский» до «Китай-города»), Исторический (от причала «Воробьевы горы» до «Новоспасского»). Пассажирам понравились такие обновления. За 2 недели работы этих касс, пассажиры купили уже свыше 3 тыс. билетов на речные прогулки. В скором времени планируется открыть еще 10 новых касс на других причалах Москвы.

Сквозь лед и воду: как речные артерии меняют мегаполисы

Важнейшую роль в развитии водного транспорта играют речные вокзалы – Северный и Южный (СРВ и ЮРВ).

Исторически сложилось, что СРВ для москвичей был не просто местом, куда прибывают суда. В прошлом веке он назывался «Химкинский вокзал» и был настоящей точкой притяжения, местом отдыха и встреч. Сегодня, как и раньше, к Северному речному вокзалу приезжают погулять в аллеях, выпить кофе и отдохнуть с видом на реку. Подробнее о реставрации СРВ я уже рассказывал в колонке.

Сквозь лед и воду: как речные артерии меняют мегаполисы

ЮРВ имеет не менее выдающуюся историю: первое его здание было построено еще в далеком 1937 году. Масштабная реконструкция вокзала велась в 2021-2023 годах. Сейчас сюда приезжают не только для речных путешествий, но и отдохнуть, погулять, полюбоваться красотами. Все подробности о реконструкции — в моей прошлой колонке о ЮРВ.

Сквозь лед и воду: как речные артерии меняют мегаполисы

Высокая популярность вокзалов подтверждается и статистикой: в 2023 году СРВ и ЮРВ посетило свыше 3 млн человек, там же прошло более 600 различных мероприятий — мастер-классов, выставок, презентаций, тренировок. В 2024 году москвичи также с удовольствием проводят выходные на речных вокзалах. Здесь проходят встречи с книжным клубом, выступления артистов, танцевальные тренировки и йога в рамках проекта «Спортивные выходные». В этом году посетителей на СРВ уже больше 600 тыс., а на ЮРВ — свыше 70 тыс. человек.

Водные процедуры

В завершении расскажу о наших планах. В перспективе планируется развивать маршруты речного транспорта, а также запустить новые остановки — это будет сделано по мере готовности причальной инфраструктуры. На днях на линию вышли 4 новых судна «Каменка», «Люблинка», «Кузнецовка» и «Пахра».

Планируется, что в конце 2024-начале 2025 года в Нагатинском Затоне откроется высокотехнологичный, самый современный в мире судостроительный кластер. На верфи будут строить в том числе электросуда, аналогичные тем, что уже ходят по Москва-реке. А это значит, что город продолжит расширять сеть речных маршрутов. Пассажиров будет перевозить водный транспорт, не имеющий аналогов по уровню комфорта и оснащения.

Ну и напоследок — небольшое лирическое отступление. Регулярный речной электротранспорт продолжает радовать москвичей дополнительной свободой перемещения. Но честно признаемся: не всегда нам нужно куда-то ехать. Порой хочется выдохнуть, полюбоваться видом из окна, посмотреть на воду, побыть в тишине — поездка по Москве-реке, мне кажется, идеальное место для этого.

Сквозь лед и воду: как речные артерии меняют мегаполисы

О том, как мы с командой Московского транспорта создаем и поддерживаем комфортную городскую среду для жителей столицы – читайте в моих следующих колонках!

22
1 комментарий

Хм, а вот тут я бы возразил, не все так просто и понятно.

Ответить