Например, вы посчитали, что при запуске доставку вы будете получать -100 рублей за каждую, то есть расходы превышают средний чек. Важно понимать, что никакое масштабирование ситуацию не исправит и общий минус будет только увеличиваться. “Есть же допродажи и LTV” – скажет кто-то. Эти параметры на этапе идеи прогнозировать еще сложнее, чем погоду. Будет высокий LTV - здорово, заработаем больше, но если нет, у нас уже будет модель, которая принесет прибыль при единичной продаже.
Краткое содержание: "Знал бы прикуп - жил бы в Сочи (СССР)" (с)
Если серьёзно: аналитично и полезно, с инструментами.
Спасибо! Рады быть полезными.
Полезно и понятно. Спасибо!
Намеренно или нет автор допустил опечатку, но благодаря ей статья зацепила:
"Подробнее про этот алгоритм я и расскажем в статье"
По статье:
TLDR;
Слишком премитивно.
Лонгрид на 3 минуты:
- "Первый шаг – Юнит-экономика". Юнит экономика может прекрасно сходиться при обработке 2-х заказов в месяц, но генерируемая прибыль будет лишком мала. А для масштабирования бизнеса может потребоваться слишком много ресурсов, которые убъют юнит-экономику.
- "Анализ конкурентов Важный, но не обязательный этап в условиях кризиса." Действительно, зачем анализировать конкурентов? Особенно в кризис! Гораздо проще сказать что их нет и что бизнес на 146% уникальный. Но несмотря на это автор все таки предлагает построить табличку в экселе. Правда что с ней потом делать неясно, ибо табличка не информативна. Насколько наше ценовое предложение в рынке? В чем USP конкурентов? Кто их клиент? На каком рынке работают? И самое главное - почему конкуренты не работают в той рыночной нише которую я выбрал?
- "Рекомендую выдвигать гипотезы в формате:" - при этом в формате 3 разных гипотезы, которые возможно не получится совместить. Но главное не это. Главное, что формулировка гипотез противоречит критериям их выбора.
По шагам:
"Кто и что у нас будет покупать и почему он выберет нас, а не привычный способ удовлетворения потребности." - выше не раскрыта тема с УТП. Исследование мы провели, но на главные вопросы этой гипотезы относительно конкурентов не ответили. То есть работаем вслепую и результаты получаем любые!
"Сколько нам будет стоить привлечение клиента или хотя бы заявка." - стоимость привлечения клиента не исследовалась (а такие инструменты есть). Полученное в результате тестирования значение CAC может сильно отличаться при масштабировании. Инструментов оценки CAC в динамике (да и в статике тоже) автор не дает.
"Какие каналы сработают лучше всего." - такая постановка вопроса не дает возможности проверить ее экспериментально. Для того чтобы проверить эту гипотезу необходимо протестировать ВСЕ каналы, а это может быть невозможно. Критериев выбора каналов автор не дает.
- "Четвертый шаг – Выбор канала для тестирования" - и тут автор спалился, выбрав самый дорогой канал тестирования (естественно, ведь это его хлеб) - контекстную рекламу. Слить $700 только для того чтобы понять что идея не работает? А если необходимо протестировать 10 идей - мне что, тратить $7000 на рекламу? Критериев оценки успешности тестирования автор тоже не дает.
Мое личное мнение, что следовать приведенным в статье советам - это верный путь к провалу вашей идеи.
За правку спасибо, все-таки это была опечатка, не так хорошо все продумал 🙂 Отвечаю по пунктам.
1. Юнит-экономика. Мы предлагаем ее рассчитывать из "идельной" ситуации, когда вы определяете не то, что есть сейчас, а к чему стремитесь. И да, возможны любые изменения при масштабировании, от этого никто не застрахован.
2. Да, действительно анализ конкурентов - это важный этап, именно поэтому я не исключил его. Хороший анализ занимает много времени, а когда ресурс органичен, в том числе и временной, чем-то можно пожертвовать. Про таблицу сказано, что сравнение можно проводить по различным параметрам, которые нужно подбирать под каждый проект отдельно, причем начинать можно с чего-то более простого. Подробнее об этом я планирую написать в ближайшее время.
3. В пункте с форматами гипотез были приведены не конкретные примеры гипотез, а, скорее, направления, в которых их строить. Возможно, я не совсем корректно это сформулировал и появилось ложное представление о том, что это гипотезы.
4. Про шаги.
- В статье я рассказываю про тестирование идей, а не про создание продукта, куда, на мой взгляд, и входит УТП.
- Не совсем понял, где не исследовалась стоимость привлечения клиента. По САС - это гипотеза, которая будет сформулирована и протестирована. И да, САС при масштабировании действительно может отличаться, как и другие показатели.
- Как я уже написал, это не пример гипотезы, а направление, в котором нужно ее строить.
5. Я не выбирал контекстную рекламу в качестве канала для тестирования. Facebook и Instagram - это таргетированная реклама в социальных сетях, которая к контекстной рекламе отношения не имеет. Действительно, есть много каналов для тестирования, я рассказал про тот, который мы использовали в своих проектах, в том числе потому что это наша главная компетенция. При это я не говорю, что этот канал самый выгодный и самый показательный. Например, проведение целевых интервью для многих проектов может оказаться более информативным инструментом. И да, деньги все-таки потратить придется, но в нашем случае за 700$ клиент понял, что его идея работает и первая тестовая партия продукта была изготовлена.