Как самому создать базу знаний поддержки. Даём инструкцию

Современная служба поддержки не может работать без нормальной базы знаний. Гугл-документы, записи в блокнотах и устное народное творчество «старичков» не в счёт. Как собрать разрозненные знания не просто в кучку, а в стройную структуру и не потратить на это 100 лет — в нашей статье.

База знаний по охоте на быков
База знаний по охоте на быков

Привет! Это команда TEAMLY — платформы для совместной работы и управления знаниями.

Мы с удовольствием рассказываем о положительном опыте наших пользователей. Недавно на нашей платформе появились умные таблицы. Читайте о том, как с их помощью можно буквально за полчаса создать рабочую структуру базы знаний для службы поддержки покупателей интернет-магазина.

Еще одна захватывающая история на подходе. Но если вы сами строите HR-процессы в небольших и средних компаниях — у нас для вас есть небольшой, но интересный оффтоп.

11 июля в 12.00 мы проведём вебинар "Как быстрее закрывать вакансии и увеличить eNPS, если вы не Яндекс". Приходите!

Сначала зарегистрируйтесь, а потом читайте дальше 😉
Как самому создать базу знаний поддержки. Даём инструкцию

Эту историю рассказал нам Олег — исполнительный директор мультибрендового интернет-магазина туристического снаряжения и сопутствующих товаров «Турторг» (название изменено по просьбе владельцев). Ему слово.

Мы продаём снаряжение через свой интернет-магазин и маркетплейсы. У нас есть служба поддержки на удалёнке, которая помогает при затруднениях на портале, а также мониторит МП на предмет вопросов и отзывов, даёт обратную связь. Руководит ребятами из офиса «играющий тренер» — один из наиболее опытных сотрудников, который сам тоже работает — в основном разруливает нестандартные ситуации, но и берёт первичные обращения покупателей.

Чтобы ускорить ответы на типовые вопросы клиентов, мы сначала собирали алгоритмы — инструкции для покупателей — и скрипты — инструкции для поддержки — в одном гуглодоке с общим доступом. Но когда число статей перевалило всего лишь за 20 штук, поиск стал занимать слишком много времени. Вопрос о базе знаний встал в полный рост. И мы начали выбирать.

Требования к базе знаний

К работе по организации БЗ мы привлекли наших айтишников. Они подсказали следующий алгоритм: собрать требования заинтересованных лиц и написать ТЗ, а айтишники под него подберут решение. Мы сделали проще: прошли первый этап и решили сравнивать требования с функциональностью решений-претендентов.

Основные требования: легкодоступность, которые озвучили руководитель и сотрудники поддержки, уже прозвучали в начале статьи. Но мы их всё равно повторим.

  • Структурность — дерево статей или любая другая категоризация, которая позволяет быстро найти все статьи по одной теме.
  • Легкодоступность извне офиса — напомним, сотрудники поддержки работают из дома.
  • Лёгкий поиск, как визуальный, так и контекстный, с учётом особенностей русского языка (разные окончания) — сотрудник не должен запоминать, в какой форме в статье употреблено то или иное слово, тем более искать повторно в других словоформах.
  • Цветовое кодирование для большей наглядности.
  • Возможность представления структуры знаний в разных разрезах.
  • По итогу поиск ответа не должен занимать более 10 секунд (не включая время отклика БЗ) — только так можно поддерживать оперативность в живом диалоге с покупателем.

Это только базовый набор требований. Мы составили его, успокоились и перешли к выбору платформы реализации. Оказалось, что успокоились мы рано.

А каким требованиями должна отвечать база знаний в HR-отделе средней компании? Поговорим на вебинаре 11 июля! Регистрируйтесь — это бесплатно!

Выбор платформы для реализации базы знаний

Руководитель поддержки и руководитель айтишников (CTO — chief technical officer) начали параллельный поиск. Читали профильные статьи, изучали сайты приложений и сервисов. С результатами исследований пришли на совещание с привлечением исполнительного директора в качестве арбитра.

Оказалось, что поддержка не задумалась о некоторых вопросах, связанных с технической составляющей. Поэтому первичный отсев на этапе выбора доверили играть CTO.

Перечислим критерии, по которым выбирал он.

Программа или сервис?

Программа неудобна по многим причинам. Во-первых, требуется установка на компьютер пользователя и, возможно, регулярное обновление. Во-вторых, не факт, что есть версия для мобильных устройств.

Недостатки программы = достоинства сервиса. Работа в браузере не предполагает установки дополнительного софта, в том числе и на смартфон. Есть удобное приложение? Отлично. Нет? Никто не заплачет.

Таким образом отсеяли программы.

Собственный сервер или подписка?

Соображения безопасности подсказывают: чем меньше ты зависишь от внешних факторов, тем тебе спокойнее. Но это спокойствие требует серверных мощностей, развёртывания на них дополнительного и небесплатного программного обеспечения, защиты лишней «дырки», через которую база знаний будет доступна во внешнем мире. И всё это нужно обслуживать и поддерживать.

Подписка на сервис избавляет CTO от массы головных болей. Раздал сотрудникам доступ, помог ответственным за знания разобраться с функциональностью — и свободен. Пользователям БЗ тоже хорошо — если что-то не работает или есть затруднения, можно обратиться непосредственно к поддержке сервиса, а не ждать милостей от собственных айтишников.

Прикинули риски, посчитали деньги. Остановились на сервисе.

Визуальный редактор или непонятная разметка? Категории или атрибуты?

На самом деле этот выбор более глубокий и сводится к выбору движка базы знаний. При всём уважении, вики-движок, на котором построено много БЗ, используют скорее по инерции — википедия же работает, ей пользуется большое количество народа, значит, она привычна и понятна.

Как самому создать базу знаний поддержки. Даём инструкцию

На самом деле число пользователей/читателей на несколько порядков превышает число редакторов, которые умеют писать статьи и пользоваться вики-разметкой. Для новых авторов и редакторов в «большой вики» существуют шаблоны статей, но это — костыли. Неподготовленный человек будет разбираться со всем этим полгода и не факт, что нормально разберётся. Да, в вики есть и визуальный редактор, но на выходе всё равно текст с разметкой, как на картинке.

Категоризация статей в вики — отдельная песня. Нет наследования категории, приходится всё прописывать вручную — в общем, для вики-движка нужен отдельный специалист, который будет проверять статьи только на техническое соответствие — чтобы были правильно размечены заголовки, правильно проведена категоризация, картинки были бы загружены на сервер и многое, многое другое.

Так в вики оформляются категории.
Так в вики оформляются категории.

Визуальный редактор, в который можно вставлять картинки через буфер обмена, просто в разы удобнее. Привычный интерфейс форматирования текста, заголовки, автоматическая нумерация в списках — всё это давно работает в базах знаний, ориентированных на пользователя. И с категориями в большинстве решений работать гораздо проще. Особенно в простых БЗ — всё делается визуально, что очень облегчает создание статей.

Так выглядит визуальный редактор. А категории будут чуть ниже.
Так выглядит визуальный редактор. А категории будут чуть ниже.

На самом деле все три участника уже определились с сервисом к этому времени — и это был TEAMLY. Потому что просто повычёркивали остальные. Но сделали последний шаг.

Зачем в БЗ канбаны

Олдскульные адепты канбанов говорят о том, что доска должна быть не электронной, а материальной. Когда ты руками отклеиваешь стикер из одной колонки и приклеиваешь в другую, твоё физическое тело даёт сигнал мозгу о том, что пора переключиться на другую задачу, что помогает избежать инерции и прокрастинации. Может быть. Но в БЗ «все эти навороты» не очень востребованы.

А вот представление информации не в виде списка, а в виде карточек, где столбцы соответствуют тому или иному признаку — это отличная фишка, которая позволяет находить информацию не контекстным поиском, а визуально — часто так быстрее.

Данные из умных таблиц можно визуализировать разными способами: работать с ними в Канбане, анализировать с помощью Диаграмм или просматривать в классическом варианте — Таблице.

Умные таблицы как очень удобные базы данных, для которых не нужно знать код. По кнопке можно изменить вид, легко отфильтровать или найти нужное по внутреннему поиску. Вжух, и готово!

Все участники совещания по выбору решения для БЗ вспоминали Trello, Notion и Confluence. Возможно, выбрали бы один из этих сервисов или их комбинацию, но такой опции больше нет.
В пользу TEAMLY сыграл юзкейс от Софьи Лесковой из ВкусВилл — Как в одиночку собрать базу знаний для 2000 сотрудников. Он вдохновил участников на то, чтобы хотя бы попробовать, тем более из затрат было только время исполнительного директора и начальника службы поддержки.

Принципы создания базы знаний в умных таблицах TEAMLY

С таблицами пришлось поразбираться — сначала эта штука выглядит весьма непривычно. Ну то есть таблица-то она и есть таблица, но вот какие в ней должны быть столбцы — загадка. Помог наш CTO — за пять минут понял, что одной строке таблицы должна соответствовать одна статья.

Как самому создать базу знаний поддержки. Даём инструкцию

Столбцы кастомные - есть основной набор свойств (текст, выбор, число и тп), но сами столбцы пользователи заводят самостоятельно исходя из своих нужд и задач. Свойства и атрибуты в данном случае - это одно и то же.

В ходе жизни статьи эти атрибуты могут меняться, но мы пока что остановились на статичной структуре — в БЗ содержатся только актуальные статьи. Если статья не нужна совсем, её удаляют. Если меняется информация в ней — меняют, о чём сообщают в рабочем чате СП.

Мы остановились на следующих свойствах наших статей:

  • Категория — основная предметная область, к которой относится статья. Это, например, Покупка (затруднения покупателя с корзиной, оплатой, промокодами и т.п.), Претензия (доставили не тот заказ, положили не тот товар, на ПВЗ выдали поврежденный товар/упаковку и т.д.), Доставка (Где мой заказ, Почему так долго и т.п.), Регистрация (Как зарегистрироваться на портале, Как сменить номер телефона/почту).
  • Тип — Инструкция (для покупателя), Справка (для сотрудника), Ответ (Что отвечать на отзыв на маркетплейсе).
  • Площадка — Портал или маркетплейсы (WB, Ozon, YM).
  • Дополнительно — Алгоритм/Скрипт. Алгоритм — инструкция для покупателя, Скрипт — для сотрудника СП.
  • Краткий ответ. Процитировано начало статьи чтобы сотрудник СП понял, то ли он нашёл, не заходя в саму статью. Если статья небольшая, она цитируется в поле полностью. (Да, это делается вручную, да, нужно менять Краткий ответ после изменения текста статьи. Но оно того стоит — так мы решили).

Категория, Тип, Площадка и Дополнительно — свойства с выбором одного значения из списка. По ним можно сортировать, фильтровать и группировать сами статьи.

Так выглядит настройка свойства Категория.
Так выглядит настройка свойства Категория.
Таблица статей отфильтрована по Тип = Инструкция. Можно сохранить эту выдачу как отдельное представление
Таблица статей отфильтрована по Тип = Инструкция. Можно сохранить эту выдачу как отдельное представление

Как показала практика, цветовое кодирование здорово помогает в поиске информации — попробуйте и поймёте, насколько.

Сотрудники СП пользуются как таблицей, так и другими представлениями, выбирая их по ситуации. Или пользуются отдельным поиском по умной таблице.

Как самому создать базу знаний поддержки. Даём инструкцию

Наша база знаний развивается. Она не только пополняется — мы платим за каждую статью, которые пишут сотрудники СП по согласованию с начальником. Мы добавляем новые свойства. Расширяем по необходимости списки значений атрибутов, чтобы сделать поиск более точным и быстрым.

В планах сделать онбординг для менеджеров поддержки в конструкторе курсов. Можно будет использовать наши статьи прямо из Базы Знаний - удобно.

База знаний за 30 минут — это реально?

Набросать первую структуру умной таблицы после беседы с нашим CTO заняло у нас с начальником СП примерно полчаса. За это время мы придумали четыре атрибута и их значения. Атрибут Краткий ответ появился в БЗ после тестирования на живых людях. Он позволил закрыть последнее требование заинтересованных лиц — время на поиск не более 10 секунд.

Это только пример использования умных таблиц TEAMLY для создания достаточно простой, но рабочей — это важно — базы знаний. С помощью этого мощного инструмента можно делать гораздо более сложные штуки, если вам это необходимо.

Мы сформулировали некие советы для тех, кто соберётся создать базу знаний. Делимся.

Как самому создать базу знаний поддержки. Даём инструкцию
  1. Не нужно стараться впихнуть невпихуемое в одну таблицу — делайте линки на другие статьи
  2. Помните — одна сущность = одна статья. В базе знаний должен быть только один источник правды. Это закон.
  3. Тестируя новшества, предупреждайте об этом сотрудников.

  4. Поощряйте сотрудников за наполнение БЗ, но страхуйтесь от ненужных, пустых или статей «на отвяжись». Мы делаем планирование и тестирование (прогоняем алгоритмы и скрипты, просим неспециалистов прочитать ответы и дать обратную связь о их пользе).

В TEAMLY вам не придётся, как нам, начинать с чистого листа: теперь есть шаблоны целых пространств, и в том числе пространство для техподдержки. В нем настроенные умные таблицы, продуманное древо и полезные наработки для отдела.

Для эйчаров малого и среднего бизнеса проводим вебинар «Как быстрее закрывать вакансии и увеличить eNPS, если вы не Яндекс» 11 июля. Регистрация открыта!
Как самому создать базу знаний поддержки. Даём инструкцию
3434
11
11
40 комментариев

Наверное, для описанной задачи сервис был предпочитательнее своего ПО. А вот когда в БЗ есть конфиденциальная информация — тут вопрос. Есть у вас какие-то средства предотвращения утечек/соблюдения конфиденциальности?

2

Вячеслав, есть разграничения прав доступа — можно предоставлять конфиденциальные данные только узкому кругу лиц. Кроме того, архитектурно данные разнесены. Но если нужна 100% защита, тогда on-premise-решение в закрытый контур

2

Славно, что эту историю рассказал вам Олег, а не Дима, который сейчас на расхват!

2

Во Вкусвилле еще и не такие чудеса происходят. Я без иронии. Они действительно умеют помочь сотрудникам раскрыться.

2

Моя компания когла узнала что будущее не за гугл тиаблицами)

2

устное народное творчество старичков компании это конечно формулировка прям огонь, зачастую из этого творчества и состоят базы знаний в компании

2