3 вывода маркетолога после просмотра Фуриосы

Буквально в последний момент я таки успел посмотреть Фуриосу – и был шокирован увиденным. Пробую новый формат – делюсь тремя выводами после просмотра. Естественно, не забыв про маркетинг! Без лишних слов, к главному вопросу:

3 вывода маркетолога после просмотра Фуриосы

Мощное анти-феминистическое высказывание

Первое, о чем хочется сказать – Фуриоса не то, чем кажется. Что я ожидал увидеть: кино о бедной девушке, которая всеми силами пытается спастись от похотливых байкеров в пустынях постапокалиптической Австралии. Что я получил по факту: то, что и ожидал. Но есть нюанс!

По описанию это типичное повесточное кино. Судите сами: девушка хорошая, мужчины злые и плохие. «Ну вот же он, феминизм! Ловите его, насмехайтесь над ним!» – прокричит зритель. И в чем он не прав? Да, лично я не увидел феминизма ни в Хищных птицах, ни в Капитане Марвел, например. Для меня это нормальные сюжеты. Ведь что удивительного в сюжете формата «жертва-женщина, злодей-мужчина»? По-моему это классика, жиза, база.

И лично мне за такими сюжетами очень интересно наблюдать. Кому-то интересно смотреть, как всесильный Супермен разбирается с карикатурно злым и очевидно более слабым врагом. Меня же будоражат истории о «слабом» поле. Просто потому что в этих историях обычно присутствует что-то еще, помимо «тупой» силы. За этим интересно наблюдать и анализировать. Ну и куда же без слезовыжималки?

Но вот в чем штука, тот самый нюанс. Хоть по синопсису и содержанию при первом рассмотрении и кажется, что Фуриоса – это типичная повестка, на самом деле при вдумчивом просмотре понимаешь, что все ровно наоборот.

3 вывода маркетолога после просмотра Фуриосы

Глазами главной героини мы наблюдаем мир Безумного Макса – и он выглядит ровно так, как его должны представлять себе девочки-подростки, выросшие под гиперопекой мамы и бабушки. Мир в лапах диких грязных вонючих мужчин, которым не интересно ничего кроме насилия ради насилия, машин и байков, политики и бум-бахов. Ужас, да? Повесточка? Но это же круто!

Когда я смотрю Фуриосу, первое и главное, что бросается в глаза – наш мир абсолютно не такой. Возможно, феминистки или просто тревожные девушки и представляют его себе так, но по факту этого нет. Мы не убиваем друг друга за бензин – ни слова о политике, – не разъезжаем адскими кавалькадами. Вот смотришь фильм, и прям выдыхаешь: фух, как же хорошо, что наш мир не такой.

Наверняка где-то там есть Тайный Повесточный Комитет, который хочет, чтобы мы видели мир таким и срочно крестились в повестку. Но именно Фуриоса показывает – нашим миром точно не правят мужчины. А если кто-то думает иначе – просто покажите ему мир Фуриосы, где и показан самый настоящий маскулизм во всей красе.

В случае Ани Тейлор-Джой это особенно сложно
В случае Ани Тейлор-Джой это особенно сложно

Вывод 1: Не всегда что-то является тем, чем кажется. И на этих триггерах можно играть. Например, как это сделали маркетологи фильма Барби – еще одного мощного анти-феминистического высказывания.

Не согласны, считаете, что Барби не что иное, как повестка? Тогда велком – вот мой разбор маркетинга этого фильма, где я прям очень доступно и по косточкам разобрал все фишки, которые помогли собрать 1.5 млрд.


Спойлер: одна из фишек – неоднозначный сюжет. Который только притворяется типичной повесткой, а на самом деле нужен лишь для того, что мы взрывались, хватались за лицо и спорили после просмотра, генерируя фильму упоминания и трафик.

Лидер уровня Джека Воробья

Второе, что меня впечатлило – персонаж Криса Хемсворта. Это какой-то сюр – на постере он выглядит как Тор. Я не смотрел трейлер – и был приятно удивлен. Тор-то оказался не Тором, а совсем другим!

Разве что фамилия у этого Тора заканчивается на -ян
Разве что фамилия у этого Тора заканчивается на -ян

Уже в такси после просмотра я задумался: а в чем прикол? Да, злодей вышел харизматичным, сыграно классно, особенно на фоне изначальной установки «да что нового мне может показать Крис Викинг Хемсворт?». Но еще раз: в чем прикол самого персонажа? Не как его воспринимаю я, зритель, а как его воспринимают внутри сюжета окружающие?

Ассоциации быстро привели к похожему образу – Джеку Воробью. При всей разности у них есть общие черты. Помимо юморка и комичности есть еще одна общая черта – сходу как-то и не задумываешься, что перед тобой лидер.

Джек Воробей – капитан. Он постоянно об этом говорит, уже ко второй части это становится мемом. Но признайтесь, на каком просмотре вы впервые задумались о том, что Джек-таки капитан? Человек, который возглавляет команду, которого слушаются. Недавно я пересматривал Пиратов Карибского моря – в первом же фильме Джек показан как человек, которого свергли, предали. Какой он лидер в сравнении с тем же Барбоссой?

Однако под конец первого фильма Джек наконец-то принимает корабль в управление. И выглядит это несколько странно. Как будто он не на своем месте. Еще 10 минут назад его все презирали и называли самым жалким пиратом, а теперь команда слушает его приказы. Как так?

И только под конец второй части все встает на свои места. Джек – капитан, но не потому, что у него есть команда, а потому, что у него есть корабль. Барбосса – капитан команды. Дай ему любой корабль, и он будет капитаном. А Джек – капитан корабля. То есть он капитан не в формате «я здесь самый крутой и тестостероновый альфа-самец», а в формате «это мое, я этим владею». А значит команде просто ничего не остается, кроме как слушать его – это же его корабль.

Конечно, у Джека есть лидерские качества. Однако если команду он еще готов бросить, то корабль – нет. Он живет этим, это его – и всем остальным приходится подстроиться.

Когда не зря мониторил свежее
Когда не зря мониторил свежее

Вот ровно те же вайбы я поймал от Дементуса – персонажа Криса Хемсворта. Он тоже харизматичный и веселый, тоже находчивый, тоже занимается криминалом. И тоже непонятно почему управляет своей бандой. Особенно на фоне карикатурно страшных злодейских конкурентов, которым противостоит.

И я думаю, что ответ в том же – Дементус управляет бандой просто потому, что считает Пустошь своей. Есть те, кто хочет власти – как Барбосса в Пиратах. Им неважно, чем именно править, лишь бы оставаться при делах и в капитанских званиях. А есть те, кому важно управлять чем-то конкретным. Для Джека это Жемчужина, для Дементуса – Пустошь.

Этим он похож на еще одного персонажа пиратской тематики – главного героя Ван Писа, Манки Д. Луффи. Тот считает, что станет Королем Пиратов. Наивно, глупо? Возможно, но он реально в это верит – и эта вера заряжает всю его команду. Кроме того, не каждый в принципе позволит себе искренне поверить, что он может забрать, так сказать, свое. Большинство людей в принципе к этому не готовы.

Однако между Джеком и Дементусом все же есть существенная разница. Если Джек предпочитает «петь песни» лично, втирать дичь и договариваться, то Дементус поет голосистым соловьем толпам, воодушевляет народ. Умеет управлять толпой, знает желания людей.

Лидер, которого мы заслужили
Лидер, которого мы заслужили

Вывод 2: Лидерство доступно не каждому – это как ноша, так и выбор. До того, как я начал руководить командами, мне казалось, что злые руководители все сплошь глупые, жадные и абсолютно не понимают ни в целеполагании, ни в управлении людьми. Надо ли говорить, как сильно я ошибался?

По этому поводу предлагаю почитать еще один материал – в нем я с «высоты» своего опыта даю подсказываю руководителям, почему сотрудники не хотят работать. Статья в тему как раз потому, что описывает проблемы от лица человека, который еще не успел забыть, каково быть сотрудником.

Фуриоса еще раз демонстрирует мне, что для того, чтобы стать управленцем, а значит лидером – нужно, для начала, на это согласиться. Далеко не каждому в принципе нужно иметь под своим началом орду диких мотоциклистов – напротив, чаще всего люди хотят спокойной линейной работы.

Пореже, но все-таки часто – умереть за «свое дело». Или за «правое» дело. В общем, поскорее умереть, просто потому что не особо видят смысла в жизни – это фильм тоже очень наглядно, прямо в лоб демонстрирует.

И крайне редкие экземпляры готовы быть лидерами. В моем окружении куча примеров людей, которые имеют возможность быть управленцами, но категорически не хотят – потому что это ноша, ответственность. А среди знакомых управленцев сплошь выгорания…


А вывод, в общем-то, простой: хочешь быть лидером – будь им, вот так просто. Но этого нужно искреннее хотеть и понимать, что все плюсы будут уравновешены жесткими минусами.

Ненависть – сильнейшая мотивация

Ну и последнее из впечатлений на сегодня – путь, который проходит главная героиня. Мы видим путь Фуриосы от совсем маленькой девочки до «черного ангела Пустоши» – причем, по ощущениям, сцен именно с Аней Тейлор-Джой было примерно столько же, сколько с актрисой, играющей маленькую Фуриосу.

3 вывода маркетолога после просмотра Фуриосы

Путь героини показан так, что не проникнуться им смогут только обладатели совсем уж черствых сердец. Помните слезовыжимательные сцены с Енотом из Стражей Галактики 3? На мой взгляд, здесь все гораздо жестче.

При всем сюрреализме и гиперболизации происходящего, сюжет полом крайне реалистичных моментов. Чего стоят ошибки юной Фуриосы: смотришь на это, сдерживаешь порыв закричать «емае, ну ты чего!» – а затем понимаешь, что все показано так, как оно и было бы, будь происходящее реальностью. Именно так и повел бы себя ребенок. Хотел бы сказать точнее, но решил, что лучше обойтись без спойлеров.

И вся эта боль не дает героине выдохнуть, смириться, начать жить новую, доступную в текущий момент жизнь. Внутри нее горит пламя ненависти, питает и не отпускает до самого конца, на протяжении 15 лет. 15 лет, Карл!

Это впечатляет, особенно когда работаешь на удаленке и порой не можешь найти в себе мотивацию и силы что-то поделать в этот день.

3 вывода маркетолога после просмотра Фуриосы

Вывод 3: Ненависть – сильнейшая мотивация. В моей жизни были периоды, когда мне приходилось работать очень много на ненавистной работе, где руководитель с одной стороны подгонял, а с другой бесконечно докапывался до результата. Быстрее, еще быстрее! Почему так плохо, пиши лучше!

Оценивая свое текущее эмоциональное состояние я понимаю, что сегодня не вывез бы тот объем работы. А точнее дело даже не в объемах – они-то как раз кратно выросли. А именно тот уровень однотипности и неприятности задач. Особенно в связке с уровнем оплаты за них. Но тогда во мне бурлила ненависть, уязвленное эго. И все получалось, на негативной тяге.

По этому поводу я припас аж 2 своих материала:

1. Как понять, что пора валить с проекта – здесь делюсь своим опытом работы на токсичных проектах.

2. Всего 5 шагов, и вы начнете гореть от продуктивности – один из моих любимых материалов: о том, как заставить себя работать без ежедневников, кофе и таблиц продуктивности.

Еще пример. Один мой коллега, тоже из Awake, много лет страдал на крупном российском проекте. Вывел его по своему фронту работ в топы – кратный рост, успех, юху-ху! Но нет, вместо это руководитель бесконечно дрючил и унижал его. Коллега не выдержал и уволился, а затем начал на фрилансе пахать как не в себя, вынашивая в груди весь тот многолетний негатив от прошлого проекта. Он не мог успокоиться, хотел доказать и себе, и прошлому начальнику и всему миру собственную крутость – и очень быстро заполучил новый проект, в разы круче и громче прежнего, с зарплатой х4 от предыдущей.

Я не говорю, что это круто, что это нужно всем и каждому. Как бы это сейчас не прозвучало, но на мой взгляд, в конечном итоге добро всегда побеждает. И лично мне и приятнее и спокойнее находиться в добром веселом настроении.


Но факт есть факт – такая страшная злая болезненная мотивация работает лучше, чем что-либо другое. Просто потому что держит тебя в тисках и не отпускает до самого конца, ведь без нее ты словно перестаешь существовать.

Вместо вывода

Что тут говорить – фильм мне понравился. С удовольствием сходил бы еще раз, уже с компанией – чтоб нагло шушукаться и обсуждать каждый вотэтоповорот назло соседним креслам. Ну а что, надо иногда себя баловать!

Отличный экшен, без каких-либо объяснений интуитивно понятный, но при этом достаточно сложно устроенный лор. Местами классная актерская игра, несколько мощных сцен погони, даже юморок и, конечно, жесточайшая драма одного ребенка. Этого хватило, чтобы получить удовольствие от просмотра.

Когда сказал, что получил удовольствие от фильма, который не собрал кассу
Когда сказал, что получил удовольствие от фильма, который не собрал кассу

Предыдущий фильм – Дорогу ярости – я смотрел дома, на маленьком мониторе, и он мне не понравился. Я искренне не понял хайпа, от того же Бэдкомедиана. Личная драма главного героя меня не трогала – возможно, потому что это был первый фильм франшизы, который я посмотрел (до Фуриосы он же был и последним).

Уже после написания этого лонга я пересмотрел Дорогу Ярости и еще больше удивился тому, что когда-то этот фильм смог снискать славу и любовь. Ведь он смотрится как абсолютное продолжение истории Фуриосы, а без нее мной воспринимается как оборванное и вырезанное из контекста произведение.

Здесь же я искренне не понимаю кассового провала. На Вики пишут, что возможная причина в том, что зрители устали от приквелов. На мой же взгляд, зрители устали от нарочитой повестки – обидно, что именно здесь ее как раз не было, на мой взгляд.

В любом случае, было о чем подумать и чем поделиться. А теперь вы расскажите – как фильм? Орали с нарочитого пафоса? Удивились колоритностью Дементуса? Мог бы Фуриосу сыграть котик-сфинкс вместо Ани? И главное – почему кино не собрало кассу?

4949
30 комментариев

Иногда кино - это просто кино.
Визуальное рзвлекалово под пиво с раками - и не более того... )

3

Иногда - да) Красота - она ведь в глазах смотрящего)

Мне фильм понравился, свою порцию эмоций от просмотра получила, большего и не ждала от фильма-атракциона

2

А предыдущий фильм (который продолжение этого) смотрели?

Комментарий удалён модератором

А кто провоцирует и зачем?

Я ещё не смотрела это кино. Но мне оно уже не понравилось потому что это какой-то отстой 💁