Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

Почему логичные маркетинговые гипотезы проваливаются из-за алгоритмов «Яндекса»? Как узнать, что сработает? Автоматика заменит специалистов по контекстной рекламе? Расскажем о борьбе между логикой маркетолога и ИИ «Я.Директа». После трех факапов интернет-магазин матрасов в 2 раза увеличил доход и снизил долю рекламных расходов (ДРР) с 43% до 30%.

Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

Привет! Мы МАКО ― агентство контекстной рекламы с оплатой за результат. Сегодня поговорим про противоречие между ИИ Яндекс Директа и маркетологами. Первый идет к максимальной автоматизации, чтобы было меньше рычагов давления на рекламные кампании. Он использует ИИ и нейросети, для обучения ему нужно как можно больше данных.

А маркетолог хочет полностью контролировать кампании, потому что знает свою целевую аудиторию и хочет работать именно с ней. Но самые продуманные гипотезы могут разбиться о логику Я. Директа: ИИ «мыслит» по-своему и не всегда делает то, что от него ожидают.

Однако договориться с алгоритмами все-таки можно, у нас получилось👐 Искусственный интеллект не умеет генерировать и тестировать гипотезы, и на этом поле хороший маркетолог победит.

Рассказываем, как искали решения для нашего клиента — интернет-магазина матрасов. На примере 6-ти мини-кейсов показываем, как подружить логику Яндекс Директа с логикой маркетолога.

Доля рекламных расходов росла, а продаж не было. Максимально сегментировали аудиторию ― ДРР взлетел в 3 раза

Проблема: Интернет-магазин матрасов пытался масштабироваться, но при увеличении бюджета на рекламу росла доля рекламных расходов (ДРР), а продажи стояли на месте.

Решение: Сначала мы действовали по логике маркетинга, то есть стремились к тому, чтобы:

  • объявления в поисковой выдаче максимально соответствовали запросам пользователей,
  • показывались на самых заметных позициях,
  • только целевой аудитории,
  • только на релевантных рекламных площадках,
  • полностью исключались нецелевые запросы.

Начали с улучшения слабых кампаний, которые приносили мало заказов. Решили максимально сегментировать ЦА. Логичное решение ― сфокусироваться на самой конверсионной аудитории для роста продаж.

Мы выбрали по 5 регионов, поисковые кампании с самыми плохими результатами и разделили их на 2 группы. В каждой из этих групп выделили аудиторию, которая чаще всего покупает, и постарались привлечь больше таких клиентов.

В первой группе кампаний беспощадно отминусовали все сегменты ЦА, которые приносили мало конверсий
В первой группе кампаний беспощадно отминусовали все сегменты ЦА, которые приносили мало конверсий

Результат: По обеим группам упал рекламный трафик, стало еще меньше продаж, а расходы на рекламу увеличились. До теста ДРР в этих кампаниях был 51%, что и так плохой показатель, а тут он взлетел еще в 3 раза до заоблачных 170%.

Мы сделали вывод: если сильно ограничивать алгоритмы Яндекса, то автоматика ломается.

Обучили сильные кампании приносить конверсии из поиска, но лиды не выросли, а РСЯ окончательно сломалась

Проблема: Эффективные рекламные кампании, которые стабильно приносили клиентов, не масштабировались. Мы не могли выжать максимум из проверенного инструмента.

Драйверами продаж были Мастер кампаний и товарная кампания ― умные кампании Яндекса, которые одновременно показываются на поиске и в РСЯ. Система сама подбирает запросы, позиции и площадки для показа в зависимости от посадочной страницы и текста объявлений. Разница лишь в том, что товарная кампания показывается еще и по фиду, то есть файлу, который содержит информацию обо всех товарах.

Решение: Здесь мы выдвинули гипотезу, что нужно усилить хорошо работающие рекламные кампании. В обоих типах РК самые дешевые покупки приходили с поиска. Мы решили научить автостратегию приводить больше таких клиентов. Для этого создали составную цель. На первом этапе целевым действием был переход пользователя на сайт из рекламы, а на втором ― покупка. Мы увеличили стоимость конверсии и использовали эту цель для обучения рекламных кампаний.

Настройки цели для заказов из поиска
Настройки цели для заказов из поиска

Результат: Яндекс Директ не согласился с маркетинговой логикой. Число заказов с поиска не выросло. Зато сломалась РСЯ: некачественных сетевых площадок стало еще больше, а ДРР увеличился до 300%.

Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

Заказы из РСЯ немного подросли, но по-прежнему стоили в 2 раза дороже, чем с поиска, ― 11450 рублей.

Автотаргетинг “Я.Директа” подбирал нерелевантные объявления. Добились релевантности вручную, но потеряли охваты и треть продаж

Проблема: По запросам показывались нерелевантные объявления. Например, по ключевой фразе «пружинный матрас» ― реклама беспружинного матраса, которая вела на страницу с другим типом товара.

Это происходит из-за автотаргетинга, то есть система сама подбирает запросы, по которым показывать объявления, и не всегда угадывает. С недавнего времени такую настройку в Директе нельзя отключить.

Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

Решение: Логичное желание в этой ситуации ― максимально контролировать рекламу. Раз автоматика ошибается, мы вручную настроим кампании и сделаем объявления релевантными запросам пользователей.

Мы попробовали нестандартный ход и отминусовали слово «матрас», хотя оно входит в большинство ключевых запросов. Казалось бы, странно: в качестве минус-слов в настройках РК обычно указывают нецелевые слова (например, «бесплатно», «скачать», размеры матрасов, которых нет в нашем интернет-магазине). Это позволяет исключить показ рекламы по запросам, содержащим такие слова.

Но у нас свои аргументы: в ключевом слове запросе «пружинный матрас» минус-слово «матрас» будет игнорироваться. В Яндекс Директе действует принцип – если минус-слово содержится в ключевом слове, которое мы сами добавили для показа рекламы, то оно (минус-слово) будет игнорироваться. Но при этом во всех ключевых словах, которые подбирает автотаргетинг, наше минус-слово будет работать, и алгоритм не сможет подобрать никакой другой запрос со словом матрас, кроме тех, которые мы ему сами задали. А значит, мы обходим автотаргетинг и показываем наше объявление только по тем ключевым фразам, которые сами хотим, а не по тем, которые подберет Яндекс Директ.

Теперь объявление соответствует запросу
Теперь объявление соответствует запросу

Результат: Мы выиграли битву, но проиграли войну. Да, по запросам стали показываться максимально релевантные объявления. Однако основной цели мы не достигли. Яндексу не понравились наши ограничения, охваты упали, а с ними и продажи.

Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

Алгоритмы приносили только небольшие заказы. Оптимизировали рекламу по сумме в корзине и повысили средний чек

Проблема: В одной из эффективных кампаний автоматика дала сбой и стала привлекать аудиторию, которая совершала дешевые покупки. Средний чек снизился, как следствие, ДРР вырос выше порога рентабельности.

Решение: Мы учли прошлые ошибки и решили не ограничивать систему, а «подсказать» ей, что нам нужны покупки с высоким средним чеком. Это можно сделать разными способами: например, убрать из фида товары с низкими чеками или использовать фильтры по стоимости в динамическом поиске и смарт-баннерах. Но для классических поисковых кампаний и РСЯ этот способ не подходит.

Мы поступили по-другому: оптимизировали цель по корзинам, в которых общая сумма товаров не ниже 25 000 рублей. То есть автоматика учитывала корзины, в которых либо один товар стоит более 25 000 рублей, либо набрано несколько товаров на ту же сумму. Таким образом мы удерживали нужный нам средний чек.

Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

Результат: ДРР снизился на треть ― с 36% до 24%. Гипотеза сработала👌.

Автоматика приводила вовлеченных пользователей, но не клиентов. Внедрили «Избранное», оптимизировали рекламу по переходу в корзину и увеличили продажи на 50%

Проблема: В одной кампании мы использовали оптимизацию рекламы по микроцели ― добавление товаров в корзину. Алгоритмы стали приводить много пользователей, которые кладут товары в корзину, но не покупают.

Решение: Чтобы понять причину, мы изучили путь пользователей на сайте. Кое-что показалось нам необычным: люди будто бы использовали корзину, чтобы сохранить и сравнить понравившиеся товары. На сайте их нельзя было добавить в избранное, потому что не было такого раздела. Автоматика успела зацепиться за эту аудиторию и стала приводить не тех, кто готов купить прямо сейчас, а тех, кто только присматривается к товарам.

Тогда мы предложили добавить на сайт разделы «Сравнить» и «Избранное». Пользователей, которые переходили в них, возвращали на сайт с помощью ретаргетинга.

А для обучения кампаний немного изменили вектор: вместо добавления в корзину стали оптимизировать рекламу по цели «Переход в корзину». Таким образом мы «отцепили» автоматику от людей, которые привыкли сохранять товары в корзине «на подумать».

Целевое действие по-прежнему связано с корзиной, но вместо добавления товара ― переход
Целевое действие по-прежнему связано с корзиной, но вместо добавления товара ― переход

Результат: Как только автостратегии обучились на правильных данных, на сайт хлынул поток настоящих горячих покупателей! Продажи увеличились на 50%.

Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

Масштабировали успешные гипотезы. Доход вырос в 2 раза, ДРР снизился на треть

Итак, мы эмпирическим путем определили удачные гипотезы, которые не вызывают сопротивления у Яндекс Директа и приносят результаты. Постепенно мы обучили и перевели на них и другие рекламные кампании.

За 7 месяцев доход интернет-магазина вырос в 2 раза (мы начали работать на проекте с конца октября 2023 года).

Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

ДРР снизился на треть, достиг хорошего для e-commerce уровня в 30% и последние месяцы стабильно держится на этой отметке. Стоимость покупки тоже уменьшилась на 20%.

Маркетолог против умных кампаний «Я.Директа». Как после трех факапов в 2 раза увеличить продажи матрасов и на 30% повысить рентабельность

Если вы хотите масштабировать продажи в e-commerce, закажите за 0 р. наш глубокий аудит контекстной рекламы.

Чем это будет полезно?

  • Найдем технические ошибки в настройках кампаний и сегментируем их по уровню опасности: незначительные, существенные и критические.
  • Проверим статистику и найдем причину повышения стоимости обращения и падения прибыли.
  • Разработаем стратегию контекстной рекламы с новыми точками роста.

Делимся опытом нестандартных решений в контекстной рекламе в других статьях:

3131
55
39 комментариев

Автоматика Яндекса это вообще жесть. Из-за нее много фейковых заявок, особенно когда начинаем увеличивать рекламный бюджет.

4
Ответить

Да, бывает такое. А вы в какой тематике работаете?

Ответить

Логично, что еще сказать)

4
Ответить

Спасибо, Сергей! 👌

Ответить

Цель по сумме корзины интересное решение. Не встречала такого. Вроде в метрике в стандартном наборе целей такой не видела. Это ваша разработка?

2
Ответить

Да, мне тоже интересно) Классный у вас аналитик, настраивает необычные цели. Программист для этого нужен?

2
Ответить

Это не наша разработка, но да, нестандартная цель, для ее настройки нужно специальный код установить на сайт.

Ответить