Секреты закупщиков — топ 10 уловок, с помощью которых клиент может забирать всю прибыль поставщика или подрядчика

• Как закупщики умудряются получать максимальные скидки на минимальных объемах поставки?
• Как действовать, чтобы сохранить и прибыль, и отношения?
• Чему нужно учить менеджеров по продажам?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво собрать самые распространенные хитрости и уловки закупщиков

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F474%2F&postId=1281235" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Гладиатор»</a>: Проксимо держит за яйца продавца жирафов
Кадр из фильма «Гладиатор»: Проксимо держит за яйца продавца жирафов

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

В 90-е, когда на предприятиях перестали выдавать зарплату, многие руководители пытались поддерживать своих сотрудников. Моей маме ведомство давало землю на сезон под посадку картошки. А осенью централизовано заказывали грузовик, чтобы сотрудники могли вывести собранный урожай.

Будучи ребенком я помогал родителям, а заодно грел уши. Запомнилась история о том, как кто-то принес с работы ящик сгущенки.

Добытчик объяснил, что на работе ее дают за полцены. Жена дала ему денег, чтобы он принес еще. Он принес. Позже выяснилось, что сгущенку давали бесплатно, а деньги он потратил на водку. Очень предприимчивый был мужчина.

1. Выбор без выбора

Закупщик заверяет, что будет всем рассказывать о том какая у вас хорошая компания, но ему для этого нужны «особые условия». Можно, конечно, отказаться, но тогда он не сможет вас никому рекомендовать, потому что косяков много, а он дорожит своей репутацией (читай: «о ваших косяках узнает весь рынок»).

Чаще всего выходить из такой ситуации просто нет необходимости. Страшное слово «рынок» существует только в голове неопытного менеджера по продажам. В действительности охватить его невозможно и никто не будет этим заниматься. Дополнительно нужно работать над своим продуктом, чтобы переход на аналоги значимо усложнял жизнь закупщику.

2. Эскалация запроса на скидку

Почти во всех компаниях большую скидку нужно согласовать с руководителем. В больших компаниях можно согласовать тем бОльшую скидку, чем выше руководитель на стороне поставщика. Закупщик добивается от менеджера по продажам разговора с руководителем отдела, у того с коммерческим директором и т.д. Это отвлекает руководителей от работы и снижает маржинальность поставки.

Можно полностью отказаться от процесса эскалации запросов, если использовать матрицу преференций. Это может быть внутренний документ или открытый. Главное, чтобы скидка зависела не от решения, а от привлекательности клиента.

3. Авансирование скидки

Закупщик приходит за значительным объемом, под который выбивает большую скидку. Когда дело доходит до оплаты, он просит выставить счет на пробную партию. Потом еще одну «пробную партию». И еще. Таким образом он выбирает минимальные объемы, под которые никогда бы не получил большую скидку.

Задача менеджера по продажам выяснить подо что клиент берет объем. Если аргументы клиента кажутся правдоподобными и ему действительно нужен большой объем, то можно отгрузить пробную партию. Но только одну. А дальше нужно продолжать с клиентом работать, чтобы либо получить весь объем, либо продавать по обычной цене.

4. Конкурентные предложения

Закупщик показывает предложения конкурентов, в которых и цена ниже, и отсрочка платежа больше. Такое предложение может быть сделано в графическом редакторе или по великой дружбе с поставщиком смежного продукта. Если предложение все же реальное, то в нем отсутствует какое-то важное условие, при котором оно стало реальным. В некоторых компаниях есть практика разрешать менеджерам давать скидки, если клиент присылает предложение конкурентов.

Матрица преференций — универсальный инструмент. Закупщик пытается сделать решение о скидке индивидуальным, а оно должно приниматься системно и централизовано. Такие КП — плохой способ мониторить рынок. Этим должен заниматься отдельный человек, который и актуализирует матрицу преференций.

5. Запрос калькуляции

Закупщик просит разбить общую стоимость и показать в отдельности материалы, работы и прочее. Затем он может вычеркнуть маржинальные позиции, показать другие цены на материалы, поставить другого подрядчика на работы и т.д.

Ценность предложения должна быть не в материалах и даже не в работах, а в комплексе. Для клиента комплексное предложение может быть интереснее благодаря гарантии, экспертности, срокам и т.д.

6. Отмена конкурентных преимуществ

Закупщик аргументирует необходимость снизить цену тем, что ему не нужны определенные опции. С одной стороны без них продукт теряет конкурентные преимущества и попадает в один ряд с более дешевыми аналогами. С другой — эти опции не отделимы и клиент рассчитывает их получить.

Менеджеру по продажам нужно глубоко знать специфику клиента и той ситуации, в которой закупщик ищет поставщика. Идеально, если кроме поставщика в переговорах участвует кто-то из руководителей. Тогда можно построить глубокие доверительные отношения, о которых я писал в статье «Методология продаж Сэндлера — как продавать на полном доверии, без манипуляций и дожима».

7. Приглашение в проект (команду, обойму)

Закупщик приглашает поставщика в большой проект. Чтобы получить контракт/ финансирование, нужно дать очень хорошие цены, подготовить ТЭО (тихнико-экономическое обоснование), провести мониторинг рынка и т.д. Все это разумеется бесплатно, а главный приз ждет всех в конце. Проект может по каким-то причинам не состояться, а цены становятся уже как бы принятыми между партнерами. Похожим образом могут действовать чиновники для того, чтобы кто-то что-то сделал для них бесплатно.

Для участия в таких проектах нужно хорошо знать партнера. Не помешает на берегу договариваться, что в случае неудачи цены откатываем назад до уровня, которых соответствует объемам поставки.

8. Манипуляции с манибэком

Закупщик покупает пробную партию по хорошей цене, находит или придумывает недостатки и требует возврата денег. Во время переговоров соглашается не требовать возврата, но только при условии максимально хороших условий в будущем. Дополнительно может угрожать негативными отзывами, жалобами в разные инстанции и т.д.

Рекомендация может прозвучать как «мыши станьте ежиками», но крайне желательно не поддаваться шантажу. У меня есть отдельная статья о том почему мы не делаем манибэк: «Манибэк в B2B — почему самая честная позиция не возвращать деньги, даже если клиенту что-то не понравилось».

9. Манипуляции с дебиторкой

Отсрочка платежа на практике может значительно отличаться от той, что указана в контракте. Закупщик берется помочь решить этот вопрос, но взамен просит дать хорошие условия на последующие поставки.

О том как работать с дебиторской задолженностью я писал в статье: «Как взыскать дебиторскую задолженность без обращения в суд».

10. Завышенные требования

Закупщик, зная характеристики вашего продукта, завышает требования, чтобы они стали невыполнимы. В процессе переговоров может обнаружиться что-то еще, а потом еще. Когда менеджер по продажам готов уже сдаться, закупщик соглашается снизить требования, но при условии низкой цены, отсрочки платежа и т.д.

Хороший менеджер по продажам знает потребности клиента не хуже, а порой и лучше закупщика. Для этого он собирает всю схему принятия решения и общается на всех уровнях. Подробнее я писал об этом в статье: «Классификация контактных лиц в компании: как определить схему принятия решения».

Психологические приемы

Закупщиков учат вынуждать продавца прилагать максимум усилий в процессе продажи, даже если предложение устраивает. Для этого используют массу уловок:

  • В больших проектах или поставках закупщик торгуется по всей сумме, а потом старается зафиксировать стоимость каждого этапа или единицы продукции. После этого покупает по частям или только то, что ему нужно.
  • Худший сценарий предыдущего пункта — когда закупщик делает небольшую или нулевую предоплату и забирает частями совсем не в том объеме, который обсуждали. При этом платит по какому-то собственному графику, постоянно увеличивая дебиторскую задолженность.
  • Опытный закупщик обязательно найдет «нестыковки» в предложении. Например, гарантия платная, но везти агрегат нужно самому. Он потребует снижения стоимости гарантии, либо увеличение гарантийного срока за ту же цену, либо доставку за счет поставщика. Либо отсрочку части оплаты на срок гарантии.
  • При этом над менеджером по продажам постоянно висит угроза разрыва отношений.
  • Даже после того, как поставщик пошел на все уступки, закупщик удивляется, обижается, называет неприятным сюрпризом попытки продавца зафиксировать условия. После чего тонко намекает или прямо объясняет, что нужно продемонстрировать лояльность. Например предоставить отсрочку платежа.
  • Для этого в самом начале переговоров закупщик обозначает недостижимую планку и отвергает любое предложение. В этом случае компромисс выглядит как уступка со стороны закупщика. Со временем он напомнит об этом.
  • В переговорах незримо участвует какой-то руководитель, который не одобряет / контролирует / запретил (нужное подчеркнуть). Придумываются даже специальные термины: фриз, мораторий, платежный день и т.д.
  • На решающей встрече закупщик пытается проштормить продавца. Об управлении штормингом я писал в отдельной статье: «Модель Такмана в переговорах»
  • Любой пункт договора закупщик использует как повод потребовать что-то взамен. Одновременно предлагает свои пункты, которые трудно или невозможно реализовать. Излюбленный вариант — космические штрафы в NDA. Закупщик готов заменить их на ответственность по ГК, но с уступкой по условиям поставки, например с отсрочкой платежа.
  • В жестких переговорах используют массу дополнительных приемов манипуляций, которые я даже описывать не буду.
  • Сила позиции клиента заключается в том, что деньги имеют однозначную ценность, а товар или услуга — нет. Когда закупщик находит недостатки в предложении поставщика, то вполне логично понижает качество своего предложения, т.е. соглашается заплатить меньше или не платить вовсе — в течение какого-то времени, а потом еще в течение какого-то времени и т.д.

Почти все приемы закупщика так или иначе связаны либо с шантажом, либо с обещаниями, которые он не собирается выполнять. Хороший менеджер по продажам — это адвокат, защитник своей компании. Он умудряется принести и заказы, и прибыль. Хорошие производственники и финансисты обычно ценят хороших менеджеров по продажам.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
2727
55
11
11
129 комментариев

предприимчивый мужчина со сгущенкой, конечно))

5
Ответить

Ага, тоже удивилась его находчивости 🙄

1
Ответить

Все в дом))

1
Ответить

Ай ;)

2
Ответить

Я сегодня в вашей лиге😁

3
Ответить

Ага. Поправил. Спасибо!)

1
Ответить

какой вы внимательный читатель

1
Ответить