Продажа франшизы через продавцов-брокеров или свой отдел продаж? Какой вариант про масштабирование, а какой — про банкротство

Доброго вам дня!
Меня зовут Андрей Новоселов. Я создаю франчайзинговые компании, многие из которых стали лидерами рынка. Занимаюсь франшизами с 2010 года.

Продажа франшизы через продавцов-брокеров или свой отдел продаж? Какой вариант про масштабирование, а какой — про банкротство

Превратил франшизы «Не Школа», «Разноцветные цыплята», «Zanoza» и другие в гигантские франчайзинговые сети, про которые вы могли слышать. Основал компанию Белый Франчайзинг.

Белый — символ чистоты, порядочности, надежности и прозрачности. Это противопоставление черному, серому и грязному франчайзингу.

Франчайзинг — лучшая модель модель масштабирования бизнеса, по-моему мнению.

Я твердо убежден, что вам не стоит упаковывать и продавать франшизу, если вы гонитесь за паушальными взносами. «Открыл партнера и забыл» — это зло, а не франчайзинг. Не гонитесь за заработком на паушалках!

Франчайзинговый бизнес строится на доходы от роялти

Чтобы зарабатывать на роялти, нужно строить долгосрочные, доверительные отношения с партнерами. Внимательно относиться к ним, заботиться и делать все, чтобы они выросли. Это самый эффективный путь к вечному богатству во франчайзинге. Но он не самый быстрый.

Лайфхак: Делайте роялти всегда процентным, потому что только % мотивирует вас растить выручку партнера и зарабатывать процент от его дохода.

Вернемся к теме продаж. Если вы решили продавать франшизу своего бизнеса, у вас есть 2 варианта:

  • Через продавцов-брокеров (сторонние компании, которым можно делегировать продажи);
  • Через свой отдел продаж.

Давайте разбираться о плюсах и минусах каждого варианта, чтобы понять, какой подойдет лучше вам.

Продажа франшизы через сторонних брокеров

Скорее всего, вы задумываетесь о продаже франшизы через брокера по этим причинам:

  • Дешево

Вам не нужно вкладываться в сотрудников, инфраструктуру и построение отдела продаж, если начинаете работать с брокерами. Они сами найдут клиентов, продадут им и принесут вам на блюдечке с золотой каемочкой. Но заберут за это 50-80% комиссии с продажи.

Пример из моей практики: Лидер рынка в детской нише, с которым я работал, решил сэкономить на отделе продаж и маркетинге. В итоге он принял решение работать с брокером, потому что это тупо дешевле.

Итог — собственник 4 месяца звонил брокеру и узнавал, когда же будут продажи. 4 месяца не продавал, не получал выручку и терял деньги из-за фиксированных расходов.

Напишите, нормально ли вам было бы просидеть 4 месяца без денег?

  • Быстро

У брокера есть опытные продажники, CRM-система, подключенная телефония, скрипты продаж. Команда брокера быстро изучит ваш продукт и уже «на следующий день» начнет продавать.

А ещё менеджеры продаж у брокера, зачастую — классные НЛПшники-втюхивальщики, которые точно быстро продадут вашу франшизу всем, кто может в теории её купить.

Вопрос: «Нужны ли партнеры, которые клюнут на такие продажи?»

  • Делегирование

Действительно, первое время получится освободить время на более важные дела, но ненадолго. По опыту, потом придется потратить в 10 раз больше времени на улаживание конфликтов с партнерами. И спойлер: все равно делать свой отдел продаж.

В моей практике были люди, которые приходили на мое наставничество после работы с брокерами. Каждый их день начинался и заканчивался одинаково — с десятка сообщений от партнеров о том, что они что-то не могут сделать. Но чаще всего просили вернуть деньги и хотели выйти из франшизы. Все эти проблемы приходилось решать, засучив рукава, а времени на них уходило больше, чем ушло у брокера на продажу таким партнерам.

Недостатки работы с брокерами

  • Самый большой недостаток работы с брокерами — супер плохие партнеры

В делегировании продаж изначально заложен конфликт интересов: брокеру важно получить высокую конверсию в продажу, которую он достигает за счет завышения ожиданий у потенциального партнера, а вам нужно тщательно выбирать себе франчайзи-партнеров. Это не выгодно брокеру, но необходимо для вас, потому что вы фактически вступаете в бизнес-брак со своими партнерами. Они доверяют вам свое время, деньги и будущее, а вы берете на себя ответственность помогать им и делать все, чтобы они выросли. Естественно, работать бок о бок с неадекватами и слабыми предпринимателями никто не хочет.

Какова вероятность, что собственник бизнеса откажет какому-то количеству партнеров, если будет продавать сам?

Вероятность отказа есть.

  • Второй недостаток — цель работы

При выборе партнеров собственник понимает, что ему ещё долгое время придется работать с этими людьми, поэтому будет гнаться не за количеством, а за качеством. А брокер после получения комиссии полетит отдыхать на Мальдивы без лишних обязательств и проблем.

Продажа франшизы через продавцов-брокеров или свой отдел продаж? Какой вариант про масштабирование, а какой — про банкротство
  • Третий недостаток — отсутствие доступа к базе

Клиентская база — самый ценный актив бизнеса, с которым нужно постоянно работать.

Люди, которые хотят купить франшизу, покупают спустя время. Их нужно догреть, утеплить и в целом постоянно работать с базой — это займет время.

А если база останется у брокера, через какое-то время он начнет продавать вашим же потенциальным партнерам.

  • Четвертый недостаток — невозможность построить систему продаж

Вы можете по полгода сидеть без новых партнеров и слушать обещания от брокера, потому что у него может что-то не получаться. В итоге вы никогда не сможете спрогнозировать свой рост, а в продажах не будет системы.

Это не просто проблема. Это причина, которая запускает гибель бизнеса. За вашей франшизой будет следить управляющая компания, в которой будут. (про аккаунтов и тд)

  • Пятый недостаток — комиссии от 50 до 80% со сделки

Когда мы продаем через собственный отдел продаж, мы закладываем на него в среднем 20% от паушального взноса. Это фонд оплаты труда, телефония и автоматизация. А брокеру придется отдавать в среднем 70%.

Например, вы продаете франшизу двум партнерам. Паушальный взнос — 1 000 000:

  • Если продавали через брокеров, 1 400 000 рублей отдадите им и сами останетесь с 600 000 рублей.
  • Если продаете через свой отдел продаж, то расходы пойдут в команду. В среднем 400 тысяч в отдел продаж и 400 тысяч на маркетинг, если клиент стоит в районе 200 тысяч рублей. В итоге заработаете 1 200 000 рублей. Это в два раза больше, чем с брокером.

Таким образом, вы переплачиваете брокеру минимум в два раза, а главное — полностью теряете контроль над своими продажами. Коммерческая функция «Продавать» неотделима от бизнеса, поэтому вы должны делать это самостоятельно!

Если вы хотите строить бизнес в долгую, вам нужно выбирать партнеров, строить отдел продаж и погружаться в процесс.

И самое страшное — я не придумал ни слова в этой статье! Это реалии франчайзингового рынка сегодня.

Отзыв на скрине немного не по теме, но он отлично подтверждает мой тезис о том, что брокеры могут впарить что угодно и кому угодно, а вам, собственнику, придется все разгребать.

Источник: otzovik.com
Источник: otzovik.com

Никто, как вы и ваша команда, не захочет разбираться в человеке, с которым вам нужно будет работать кучу времени. Я не просто так называю франчайзи “Партнерами”. Вы частично берете ответственность за их результат на себя.

И если вы будете продавать франшизы всем подряд, очень скоро превратите свой бизнес в лопнувший пузырь. Это не тот случай, когда нужно гнаться за быстрыми деньгами.

Хотите ещё расскажу вам про «Экологичное мошенничество» от брокеров, на которое можно нарваться сейчас?

Представьте, вы — франчайзер, который хочет отдать продажи франшизы на аутсорс. Вы обращаетесь в приличную компанию: вам рассказывают, как будут все продавать, показывают кучу кейсов и в целом на первый взгляд все хорошо. Но потом вам предлагают переупаковать или упаковать её с нуля франшизу, чтобы «продаж было больше». Приводят конкретные доказательства, спорят и все-таки убеждают, что нужно улучшить упаковку. Вы соглашаетесь, и работа начинается!

Действительно, появляется более красивый сайт, аккуратные пдф-файлы и инструкции для партнеров. Когда дело доходит до продаж, компании-продавцы франшиз часто начинают сливаться под разными предлогами: «Не хватает людей», «Заболел менеджер» и так далее.

Смысл везде один — брокеры, которые упаковывали вашу франшизу, не готовы брать ответственность за результат упаковки в виде продаж. Они просто в него не верят или хотели заработать на упаковке.

Ко мне регулярно приходят с такими случаями, поэтому напишу статью на эту тему, если вы поддержите этот материал лайками.

«Упаковка в отрыве от продаж не приносит денег»

Чтобы не быть голословным, нашел отзыв пострадавшей от такой схемы предпринимательницы. Этот комментарий спокойно гуглится и, поверьте, их сотни во всем интернете.

Источник: otzovik.com
Источник: otzovik.com

Теперь стоит поговорить про продажи франшизы через свой ОП.

Продажа франшизы через собственный отдел продаж

Преимущества внутреннего отдела продаж:

  • Контроль

Вы будете полностью контролировать продажи и коммуникацию с партнерами. Если продажник начнет обещать золотые горы, будете знать, с кем работать и как исправить.

  • Экономия

Уже разобрали, что собственный ОП дешевле, чем брокер.

  • Доверие

Как потенциальный партнер будет готов купить, встретьтесь с ним до подписания договора, чтобы наладить контакт. Как правило, брокеры не дают возможность встретиться с партнером предварительно, чтобы не терять деньги.

Недостатки самостоятельного продвижения франшизы:

Если нанять классного руководителя отдела продаж, прописать все процессы, регламенты и погружаться в работу сотрудников, недостатков не будет! Но у меня есть предложение, как можно улучшить работу отдела продаж.

Я предлагаю вам строить собственный отдел продаж

Это самый лучший вариант продажи франшиз для франчайзеров, который позволит выстроить процесс продаж и набрать костяк самых преданных и желанных партнеров.

Чтобы убедиться в этом, предлагаю изучить несколько моих кейсов, которые также разместил на VC:

Спасибо, что дочитали до конца! В качестве бонуса прикрепляю мое видео о том, как заработать на франшизе, даже если у вас не так много партнеров-франчайзи.

Оно доступно по ссылке в моем телеграм-канале. Рекомендую к просмотру всем, кто связан с франчайзингом или хочет упаковать свой бизнес в франшизу.

1313
44
22
10 комментариев

Можно пояснить пример, где из миллиона получается два, пожалуйста? Вот этот. У меня не складывается картинка.

Например, вы продаете франшизу двум партнерам. Паушальный взнос — 1 000 000:

Если продавали через брокеров, 1 400 000 рублей отдадите им и сами останетесь с 600 000 рублей.
Если продаете через свой отдел продаж, то расходы пойдут в команду. В среднем 400 тысяч в отдел продаж и 400 тысяч на маркетинг, если клиент стоит в районе 200 тысяч рублей. В итоге заработаете 1 200 000 рублей. Это в два раза больше, чем с брокером.

1

Здесь речь о двух партнерах, которые платят по миллиону в качестве паушального взноса. Поэтому получается такая математика:)

1

Продажа франшизы через продавцов-брокеров или свой отдел продаж? Какой вариант про масштабирование, а какой — про банкротство — Личный опыт на vc.ru

• Андрей Новоселов - создатель франчайзинговых компаний, многие из которых стали лидерами рынка.
• Занимается франшизами с 2010 года, превратил франшизы «Не Школа», «Разноцветные цыплята», «Zanoza» и другие в гигантские франчайзинговые сети.
• Основал компанию Белый Франчайзинг, символ чистоты, порядочности, надежности и прозрачности.
• Франчайзинг - лучшая модель масштабирования бизнеса, по мнению Новоселова.
• Не стоит упаковывать и продавать франшизу, если гонитесь за паушальными взносами, лучше зарабатывать на роялти.
• Продажа франшизы через сторонних брокеров может привести к потере контроля над продажами и плохим партнерам.
• Собственный отдел продаж обеспечивает контроль, экономию и доверие, но требует времени и усилий для создания и поддержания.

1

Спасибо за выжимку!

1

Здесь девис не нужен, нужен пробел. Не благодарите.

1

Я бы предпочла обойтись без промежуточного звена в виде брокера

1

Первые франшизы вообще собственнику самому надо продавать. После этого год их вести, и только потооом нанимать менеджеров и продавать много.

1