Вычислить и обезвредить: как контролировать работу сотрудников, не нарушая их права

«Доверяй, но проверяй», — сказал Рональд Рейган на встрече с Михаилом Горбачевым в Женеве в 1985 году. Пословица стала негласным стилем управления многих бизнесменов. Предпринимателей волнует, чем заняты их сотрудники в рабочее время, и это нормально. Однако, между контролем и слежкой тонкая грань.

В этой статье разобрали, когда и как правильно контролировать сотрудников, и как не проглядеть шпиона.

Вычислить и обезвредить: как контролировать работу сотрудников, не нарушая их права

Когда контроль над сотрудниками оправдан

На сегодня 78% российских компаний сталкивались со сливом инсайдерской информации, для 61% из них такие сливы закочились серьезными убытками.

Помимо слива инсайдерской информации, бизнесы рушат ленивые и некомпетентные сотрудники. Многие работодатели считают, что если человек находится в офисе — он работает. Это в корне не верно. После установки специальных ПО или внедрения CRM-систем, работодатели сталкиваются с неприятной правдой — в рабочее время сотрудники могут заниматься чем угодно, но только не работой.

Контролировать персонал полезно для бизнеса — это дисциплинирует и помогает команде не расслабляться, где бы они не работали: дома или в офисе. Вот ситуации, когда стоит контролировать сотрудников:

Через отдел продаж проходит много денег. Каждая российская компания хотя бы раз сталкивалась с вороватым менеджером. Менеджеры могут красть как часть продаж, так и клиентскую базу, или продавать закрытую информацию. Чем крупнее компания, тем выше риск.

Сотрудники часто срывают дедлайны. Когда у задач стоят нормальные сроки, а сотрудник все равно срывает сроки и не может внятно объяснять почему — стоит проследить за его работой.

В компании много удаленных сотрудников. Чтобы проверить, чем заняты сотрудники в офисе — работодателю достаточно заглянуть в соседний кабинет. С удаленкой сложнее, вы не видите подчиненного и не можете оценить его продуктивность.

Уволили недовольного сотрудника. Человек может оказаться мстительным по натуре и если вы его чем-то обидели, постарается оставить какой-нибудь неприятный сюрприз после своего ухода.

Руководителю сложно оценить продуктивность сотрудников. Такое бывает, если руководитель далек от специфики работы подчиненных. Тогда он может установить специальное ПО с согласия сотрудников и контролировать их работу.

Герой сериала «Офис» менеджер Дуайт иллюстрирует энтузиазм на работе
Герой сериала «Офис» менеджер Дуайт иллюстрирует энтузиазм на работе

В офисе испортилась рабочая атмосфера. В этом случае руководителю стоит понаблюдать за сотрудниками — это единственный способ найти возмутителя спокойствия.

Однако, в каждой из этих ситуаций есть свои ограничения, когда контроль превращается в сталкинг или посягательство на личную жизнь подчиненных.

Как правильно следить за сотрудниками

Следить за сотрудниками — законное правило работодателя. По статье 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну телефонных разговоров и личных переписок.

Но как только человек переступает порог офиса — он обязан придерживаться правил, прописанных у него в трудовом договоре. Это подтверждает статья 22 Трудового кодекса РФ:

«работодатель может требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей» и «соблюдения правил внутреннего трудового распорядка».

Руководитель имеет право заходить без спроса в кабинет к подчиненным, садиться за их рабочий компьютер или просто стоять и наблюдать за работой. Только есть еще один нюанс.

Если сотрудник будет на работе вести личные переписки или использовать интернет в личных целях — работодатель может сделать ему выговор или уволить. А вот работник может засадить своего начальника за вторжение в его частную жизнь.

Дуайт следит за вами
Дуайт следит за вами

Стоять за спиной подчиненного и действовать ему на нервы — не выход. Сегодня есть множество решений, как контролировать работу, не нарушая ничьих личных границ. Например, такие.

Видеонаблюдение — чтобы не ходили долго на перерывы. Закон разрешает работодателю устанавливать видеонаблюдение в офисе, торговом зале или над прилавком камеры. А вот устанавливать камеры в туалете, комнате отдыха или столовой — нельзя, потому что здесь сотрудники проводят личное время.

Причем, вы должны взять с сотрудников разрешение на установку системы видеонаблюдения и прописать это в договоре. Для старых сотрудников достаточно сделать дополнение к договору.

Видеонаблюдение помогает улучшить бизнес-процессы. Например, вы поняли, что в обед сотрудники вынуждены посещать здание далеко от офиса, потому что своя комната отдыха плохо оборудована. Внесли несколько изменений и вот с перерыва больше никто не опаздывает.

Кнопка учета времени — чтобы не опаздывали и было понятно, чем занимаются. Вы можете установить в компании биометрические системы по учету прихода или ухода сотрудников, а также подключить кнопку по учету времени. Сегодня такую кнопку можно настроить в любой CRM-системе.

Например, в «Клиентской базе» разработали свою биометрическую систему. Сотрудник приходит, наводит устройство для считывания на свой пропуск и данные о его приходе автоматически отмечаются в нашей CRM-системе.

Специальное ПО — чтобы сотрудники не сливали информацию. На рабочий компьютер сотрудника вы можете установить софт как «Стахановец» или StaffCop — программы будут демонстрировать экраны сотрудников в реальном времени. При просмотре записей обратите внимание на историю браузера, время на развлекательных сайтах и общение с клиентами.

Отчеты — чтобы сотрудники не ленились работать. Разработайте для каждого отдела свои KPI исходя из специфики работы. Если вы зададите хорошим сотрудникам вектор, они будут сами ставить себе задачи и находить способы, как достигнуть KPI.

Например, мы в «Клиентской базе» отчеты разработали для всех отделов: для техподдержки — на закрытие заявок, для менеджеров — план звонков в день. Все отчеты разработали на конструкторе прямо в CRM.

Помните — ставить прослушку или программы слежения на личную технику сотрудников нельзя. Но есть выход: например, выдать удаленщикам рабочие ноутбуки, а менеджерам — телефоны.

Что делать, если проглядели

В июне 2018 года международные новости встряхнуло дело об инсайдерской утечке из компании Tesla. Владелец компании Илон Маск подал в суд на своего сотрудника Мартина Трипа за корпоративный шпионаж. Чтобы найти «шпиона», Маск пригласил экспертов провести внутреннее расследование.

Tesla крупная компания, но утечки важной информации случаются и в небольших компаниях. Здесь расследование может провести сам руководитель компании. Например, в созданных на платформе «Клиентской базы» CRM-системах есть такой инструмент «Логи» — через него можно отследить всю историю работы сотрудника.

Поиск информации через «Логи» в CRM-системе на платформе «Клиентской базы»
Поиск информации через «Логи» в CRM-системе на платформе «Клиентской базы»

С помощью логов в «Клиентской базе» вы можете вычислить все изменения настроек программы, просмотры конкретных таблиц, смены паролей, экспорты данных из таблиц, редактирование или изменение конкретных записей. Чтобы узнать, чем занимался сотрудник в течения дня — задать в настройках его имя и дату.

История действий пользователей в логах в CRM-системе на платформе «Клиентской базы»
История действий пользователей в логах в CRM-системе на платформе «Клиентской базы»

Например, сотрудник экспортировал клиентскую базу и продал ее конкурентам, но продолжает работать в вашей компании. Чтобы выяснить, кто это сделал — можете отфильтровать в логах все экспорты таблицы.

В результате поиска вы узнаете:

  • кто слил информацию;
  • в какой день и время;
  • с какого IP-адреса.

С помощью настроек групп доступа и логов в CRM вы можете заранее обезопасить данные от недовольных сотрудников. Например, скрыть какие-то поля и таблицы от пользователя. Если же, он все-таки удалит записи из таблиц или отредактирует данные — вы сможете выяснить, что он сделал и как через логи.

Настройка «Групп доступа» в CRM-системе на платформе «Клиентской базы»
Настройка «Групп доступа» в CRM-системе на платформе «Клиентской базы»

Если пользователь удалил данные из таблицы навсегда — сотрудники техподдержки помогут их восстановить с помощью бэкапов. Вы можете самостоятельно настроить автоматическое сохранение бэкапов по расписанию.

Создание расписаний бэкапов в CRM-системе на платформе «Клиентской базы»
Создание расписаний бэкапов в CRM-системе на платформе «Клиентской базы»

Как не взять в компанию шпиона

Многие нечестные конкуренты могут специально подослать шпиона в вашу компанию. Он может уйти сразу после собеседования, или задержаться — чтобы выяснить больше информации. Понять, что к вам подослали троянского коня можно еще на этапе собеседования.

Лайфхаком поделился директор рекрутингового агентства hrKazan.ru Юлиана Чуева.

«Часто на финальном собеседовании, таким кандидатам не терпится обсудить клиентов будущего работодателя, узнать про его продукты, какие-то секретные фишки.

Чтобы поймать шпиона, достаточно задать несколько наводящих вопросов. Обычный сотрудник не так осведомлен, как «разведчик». Чтобы проявить себя как специалист и вызвать доверие, он может что-то рассказать о ваших конкурентах, техниках продаж топовых менеджеров.

Еще один способ — напрямую позвонить его бывшему работодателю и спросить, почему от него ушел такой “классный” сотрудник».

Юлиана Чуева, Директор рекрутингового агентства hrKazan.ru

***

В больших компаниях сотрудники срывают дедлайны и плохо работают в 49% случаях, а вот в мелких — 70%. Руководителям часто сложно принять, что их отдел откровенно халтурит, потому что многие работают по такой схеме долгие годы. Как правило, внедрение CRM, отчетов и установка дополнительных систем наблюдения дисциплинирует и сводит сливы инсайдерской информации к нулю.

Доверяйте своим сотрудникам, но заботьтесь о безопасности компании.

Вычислить и обезвредить: как контролировать работу сотрудников, не нарушая их права
1111
19 комментариев

Ст. 138 УК РФ не разделяет личное и рабочее время, а также не делает исключения для работодателя. Есть тайна, значит нарушать её нельзя.

4

Формально, ребята, вы написали отличную статью, продвигающую ваш (с трудом удерживаюсь от негативно-оценочных прилагательных) сервис. Но вот читая чуть ли не каждый абзац, я чувствую, как волосы встают дыбом. Вместо каких-то реальных мер/подходов/стратегий вы подсовываете "ну, поставьте камеры, заставьте всех писать отчеты по поводу и без, интегрируйте анальные зонды, а еще наймите человек 50, которые будут всю эту дату отсматривать, анализировать и писать списки на расстрел". А почему? А потому что ваш говносервис (извините, таки не удержался) только это и умеет. Что-то мне подсказывает, что вы не найдете здесь поддержки... Но все же расскажите потом, как с продажами, наверняка найдется здесь какое-то количество охуенно эффективных менеджеров, которые купят ваш продукт.

4

Олег, не стоит путать Клиентскую базу с сервисами типа СтаффКоп или Стахановец. Кб сервис не про контроль и слежку, а про автоматизацию бизнеса. И делать этот сервис может очень многое, например вести учет любых данных в компании в виде базы данных, автоматизировать работу по взаимодействию с клиентами, фиксировать заявки и вести их по воронке продаж, интегрироваться с сайтами для сбора форм, печатать и рассылать шаблоны документов и коммерческих предложений, строить отчеты на базе загруженных данных и многое другое. В данной статье мы уделили внимание безопасности в компании и рассказали о нашей программе исключительно в этом разрезе.

Кстати, Олег, ради интереса, зашел в ваш профиль и почитал ваши комментарии, они исключительно критические по всем статьям и по всем даваемых в ним советам. Расскажите тогда про ваш опыт, про вашу идеальную организацию, которую вам удалось построить, про ваши методы работы с подчиненными, причем желательно не воображаемые, как должно быть, а как действительно у вас обстоят дела, было бы крайне интересно ознакомиться, без шуток.

1

Олег, пару предложений о стратегии напишите, пожалуйста. Интересно. Мне ближе подход, при котором специалист решает проблему за 5 минут, а в остальное время повышает скилл, чтобы решить новую проблему за те же 5 минут (надо оговориться, что "5 минут" обычно включает дни или недели плотной работы). При этом у него появляются идеи для усовершенствования процессов, которые специалист с удовольствием драйвит. Это закрывает вопрос с мотивацией, а как следствие и с параноей руководства.

Сейчас стало модно в каждой вакансии удаленщиков заставлять установить "наше ПО по учету времени". Не имеют права следить за личной жизнью. 

2

Ставишь трекер на паузу и начинается твоя личная жизнь, в чем проблема?

Марат, отличный сервис, пользуюсь два года, спасибо! Негативный отзыв могут написать только те, кто не пользовался им. Во время карантина это стало нашим спасением. Единственный сервис, который смогли выстроить под наши процессы: рекрутинг и подбор персонала, больше ни одна CRM этого не может. Ненавязчивый контроль через Логи - не с целью поймать, а с целью улучшить работу сотрудников - спасение и координация процессов. Мне не нужно теперь присутствовать в офисе, вся работа ведется из дома. И сотрудники могут спокойно работать "на удаленке". Идеальных работников нет и ошибаются все, но можно вовремя это заметить и корректировать. Есть нюансы с настройками и техподдержкой, я очень далека от программирования и в этом сложность в настройке и доработках (они бесконечны, к сожалению... или к счастью - ведь совершенству нет предела), а цены на доработки ого-го какие и оперативности в обратной связи хотелось бы увеличить. Развивайтесь! Мы этому только рады) И лояльности побольше к "старым" и "малообразованным" в программировании клиентам. Удачи вам и СПАСИБО!

1