Хотели «просто нанять топ-менеджера», а перестроили всю корпкультуру: кейс компании на 700 человек

«Мне нужен новый HRD» ― с такой мыслью проснулся CEO крупной компании. Но не подозревал, что проблема не в его «кадровике».

Хотели «просто нанять топ-менеджера», а перестроили всю корпкультуру: кейс компании на 700 человек

Привет, меня зовут Елена Белихова — я основатель и руководитель консалтинговой компании Grow.consulting. Мы помогаем бизнесу найти «своих» людей, увеличить прибыль и стать счастливее.

Недавно к нам обратился CEO крупного торгового бизнеса, где работает 700 человек. И говорит:

— Мне кажется, мой HR — это не то, что нужно. Помогите с этим вопросом.

Мы могли бы просто приступить к просмотру резюме, но решили разобраться.

Спойлер: HR у них был очень даже тот. Загвоздка оказалась в самом запросе компании.

Хочу хвастаться HRD! ― говорят фаундеры

Как наш директор понял, что его менеджер уже не тот? Оказалось, откалиброваться ему помогли резиденты бизнес-клубов. Мы даже узнали, что у предпринимателей принято выпендриваться своими HR-ами:

— Мой — с международным сертификатом коуча

— Наш HR — стратегический партнер

— Мы внедрили систему гибкого графика и регулярных менторских программ, и за год удержали 98% ключевых сотрудников

— Мы вот HR-академию построили

— У меня грейды сделали по зарплате и карьерным ожиданиям

— Мы манифест написали, теперь у офиса очередь из кандидатов

В одном из таких клубов наш заказчик понял, что ему тоже хочется козырнуть своим HR-ом. У его HR-специалиста один функционал, а у одноклубников ― совсем другие.

HR в этой компании закрывал функции кадровика: дела в папки подшивал, собеседования проводил, перед нужными инстанциями отчитывался. А CEO хотел управление командой, корпоративную культуру, чтобы человек работал с мотивацией сотрудников, помогал бороться с выгоранием… В общем, был полноценным директором по персоналу.

Как бизнес превращает HR в «кадровиков»

Прежде чем заводить в коллектив нового HR, а точнее HRD (директора по персоналу), нам нужно было выполнить подготовительные работы. Мы побеседовали со всеми сотрудниками и узнали, какая у бизнеса система управления, что хочется изменить, за что по шапке можно получить, а за что — премию.

Оказалось, кадровик в компании и вправду был хороший. Все «вчерашние» запросы компании она удовлетворяла на отлично. А запросы следующего уровня у компании еще и не сформировались! Нам предстояло решить этот вопрос.

Вот лишь один пример, как говорится, хозяйке на заметку: если в компании принято рандомно выписывать премии — это плохой звоночек. Сотрудник должен точно понимать, за что он получит премию, стремиться к ней, стараться. А божья благодать, капнувшая на карту — это нецелевое расходование средств.

В компании нашего клиента так было принято. Появились лишние деньги? Получите все по условных 10 тыс. рублей!

Хотели «просто нанять топ-менеджера», а перестроили всю корпкультуру: кейс компании на 700 человек

Что ж, найм директора по персоналу откладывается. Тут со всей системой работать надо. Нельзя было просто взять и нанять HRD в эту компанию. Нужно было делать организационную структуру менее хаотичной, систему мотивации — эффективной, а процессы управления стратегическими.

Как оценить вклад сотрудников

Как новый директор по персоналу будет управлять коллективом, мотивировать его, если в его арсенале ― только хаотичные премии? Для начала каждому сотруднику мы «прикрутили» свои метрики эффективности.

Количественные метрики мы внедрили для продажников — сумма выручки, средний чек, для маркетологов — количество лидов, для рекрутеров — за сколько времени закрыта вакансия, за 20 дней — гуд, за 120 — плохо.

Далее добавляем качественные метрики. Продажникам — «улыбчивость» (как вы понимаете, я про NPS), чтобы каждый клиент был доволен после сделки. С маркетологов спрашиваем креативность в создании кампаний. Рекрутеров оцениваем по тому, насколько быстро в компании ассимилируются новые сотрудники.

В конце квартала работу оцениваем по объективным параметрам, а не по личным ощущениям, и здесь уже решает система, а не люди ― давать премию или нет.

Простой пример оценки KPI
Простой пример оценки KPI

Получается, что руководитель тоже становится более ответственным, и платить готов постоянно, а не раз от раза.

Как по мне, задача бизнеса — сделать такую систему, чтобы сотрудники зарабатывали много. Только так они приносят компании прибыль.

Никогда такого не было, и вот опять

Мы продолжили улучшайзинг:

  • Перестроили организационную структуру.

Задачка со звездочкой, шутка ли ― 700 сотрудников. Раньше все работало в ретро-стиле: вертикальная структура, четкая иерархия, где вся операционка замыкалась на ключевых руководителях. Каждый отдел функционировал как отдельное государство, а взаимодействие было слабым, что приводило к разобщенности и замедляло процессы.

Мы прописали роли и зоны ответственности сотрудников, чтобы каждый знал, кто кому подчиняется, за что отвечает. Ввели уровни управления: теперь все решения не стекались только к одному человеку, а распределялись по уровням в зависимости от их сложности и важности.

Создали рабочие группы, чтобы наладить коммуникацию между разными департаментами. Благодаря системе метрик и отчётности процессы стали более прозрачными и контролируемыми.

  • Ввели метрики, через которые собственник управляет компанией.

EBITDA для отслеживания финансовой эффективности, NPS для оценки удовлетворенности клиентов, KPI для отделов и прочие радости.

  • Измерили вовлеченность и коэффициент счастья сотрудников.

Опросы показали, что сотрудники воспринимали работу как обязаловку и рутину, не особо видели цель и перспективу для себя и бизнеса. Многие говорили о нехватке мотивации и внимания со стороны руководства, слабой коммуникации между отделами.

Прощупать хотелки

Когда всё закончили, взялись за самого CEO и крепко его проинтервьюировали:

  • Какие полномочия будут у нового HRD, какие обязанности?
  • Готов ли руководитель доверять и делегировать?
  • Как СЕО будет контролировать работу HRD и какой результат ожидает?

Мы сделали вывод, что компании нужен не просто HRD с красивым резюме, а настоящий многозадачный супергерой. Он должен навести порядок в хаосе, сформулировать ценности, сплотить команду, быстро включиться в корпоративную культуру. Это должен быть человек, который готов тратить больше времени на развитие сотрудников, чем на заполнение отчётов.

Такой HRD ― стратегический партнер CEO, драйвер, который поможет компании выйти на новый уровень.

Как понять, что человек тот самый

Ловили такого специалиста мы пару месяцев. Многое было понятно из личной встречи. Я обычно спрашиваю, что кандидату важно в работе и в какой компании он никогда не будет трудиться. Какая международная компания отражает его ценности, какая нравится и почему.

Хотели «просто нанять топ-менеджера», а перестроили всю корпкультуру: кейс компании на 700 человек

Соискателей, кстати, было немало. Но отказать (даже несмотря на большой опыт) пришлось тем, кто предпочитал работать в консервативных и иерархических структурах, где всё по полочкам, а изменения не были частью корпоративной культуры. Нам нужен был тот, кого движение заряжает, а не пугает или утомляет.

И мы нашли такого специалиста – она не хотела работать в местах, где бюрократия важнее людей. Её вдохновляли гиганты Google или Patagonia, их гибкость, открытость, курс на развитие и прозрачность процессов. Я лично менторила ее и сопровождала на этапе адаптации.

Сцена после титров

Новый HRD прошла испытательный. СЕО отметил, что ему стало проще и понятнее управлять компанией. Индекс счастья сотрудников тоже вырос. Ну а следующей главой этой истории может стать то, что HRD все-таки взялась за корпоративную культуру.

Мы бы не решили запрос руководителя, если бы просто наняли для него хорошего директора по персоналу. И вообще, что такой ― хороший? Хороший ― это подходящий запросам компании и ее корпоративной культуре. Как оказалось, запрос был именно на изменение культуры.

У вашей компании проблемы с корпоративной культурой, если...

Задумайтесь на минутку. Наше представление о корпоративной культуре — это про что? Можно в цирк ходить семьями, команды КВН создавать, смузи банановое пить, но относиться друг к другу с максимальным неуважением. Вся эта шелуха — это не про корпоративную культуру.

Хотели «просто нанять топ-менеджера», а перестроили всю корпкультуру: кейс компании на 700 человек

И ещё немного про стереотипы. Бесплатные чай и кофе в офисе — это, увы, не про корпоративную культуру. Гораздо сложнее проявить настоящую заботу, внимание к своим сотрудникам. Хотя бы раз в месяц открыть дверь в свой кабинет, поговорить с сотрудниками, выйти поесть с коллегами на общей кухне.

А вы когда-нибудь решали проблемы бизнеса “заплатками” вроде найма нового человека? Делитесь в комментариях и приходите на HR-аудит.

1414
9 комментариев

Все ломается со старта, если приходить к умным людям с четким ТЗ. Умным людям надо назвать проблему, а они сами решение подскажут. Вот вам и кадровик......

6
Ответить

А вот мне бы хотя бы кадровика бы😆

4
Ответить

Через месяц HRD умывает руки, потому что построить корпкультуру Patagonia в этой компании это тот еще квест. Как в большинстве наших компаний

3
Ответить

Страшный скрип - это когда я вхожу в офис к моим зумерам 😂

1
Ответить

Мы не такие уж и страшные-то

Ответить

А чем интересно измеряется счастье сотрудника и какой процент счастья -это норма?

Ответить

Ну такая себе сказочка *

Ответить