Где искать надежного компаньона и как не стать врагами, выстраивая совместный бизнес
Партнер номер два появился в институте, он предложил вместе с ним заниматься готовой рыбой, и я согласился. Напарник решал вопросы с покупкой, я – с продажей, распространял привоз по рынкам и палаткам. И хотя через год товарищ потерял интерес к этой теме, я, наоборот, настолько прикипел к рыбе, что без раздумий принял предложение одного из постоянных клиентов и перешел на торговлю замороженной продукцией из Владивостока.
Год за годом я из ремесленника превращался в бизнесмена, обрастая новыми связями и знакомствами, благодаря которым развивал новые направления, и всегда находился кто-то, кто был профессионалом своего дела и имел навыки, которых не было у меня. Мы объединяли усилия и получали результат – вся моя бизнес-история складывалась на основе партнерства.
Что я понял, встречаясь и расходясь с разными людьми, с которыми меня сводила судьба, когда нам приходилось какое-то время двигаться в одном направлении? Осознал саму ментальность партнерства: это настоящий бизнес-процесс, который требует активного участия. К сожалению, многие этого не понимают, воспринимая сотрудничество как временное явление, не пытаются его сохранять и развивать, вкладываться в отношения. Наоборот, если сразу выстраивать их как проект и регулярно осуществлять менеджмент, то совместное дело может развиваться и приносить бесконечные профиты.
Где находить бизнес-партнера и стоит ли ему безоговорочно доверять
На мой взгляд, неважно, где вы познакомитесь. Важно, чтобы вы прониклись его идеями и вовлекли его в свои. Я считаю, что моя способность находить контакт с людьми помогла мне стать тем, кто я есть сегодня. Я никому ничего не навязывал, просто делился планами, объяснял, зачем этим занимаюсь, какие вижу перспективы. Общались, находили общий интерес, общую цель, появлялось то, что цепляло обоих и объединяло.
Конечно, ключевую роль играет доверие. Для себя я вывел такой принцип: чтобы проверить, можно ли доверять человеку, необходимо начать ему доверять. Даже малознакомому. Потому что если сделать это сразу, есть риск потерять что-то в моменте, зато можно быстро прояснить ситуацию на перспективу.
Если доверять дозированно, например, частично передавать важную информацию, человек, который прикинулся волком в овечьей шкуре, не станет действовать сразу, он будет ждать. И играть роль преданного соратника, чтобы влезть в душу. При этом расходовать грандиозные ресурсы партнера, в первую очередь — ваше время, которое уйдет на бесперспективные отношения, ведь вы не будете искать альтернативу, пока пребываете в уверенности, что вам повезло с товарищем.
Спустя какое-то время, когда бизнес разрастается, уровень интересов и уровень рисков становится выше, вы приходите к выводу, что наконец-то пришло время верить. Раздвигаете рамки общения и начинаете сливать полную информацию, попадая в собственную ловушку: именно этого от вас ждали так долго и терпеливо. Поэтому для меня такой времязатратный путь к доверию – нонсенс.
Присматриваться, использовать какие-то техники, психологические приемы для того, чтобы понять, каков человек, и на основании этого сделать выводы – по мне, это все не работает. Ты либо доверяешь сразу на 100%, и он завтра делает что-то для тебя губительное в небольшом масштабе, либо не делает, и вы вместе идете в гору.
В моей практике было и такое, когда человек, недолго думая, распродал свое недвижимое имущество, чтобы добить разницу до нужной суммы, необходимой на строительство мультитемпературных складов для хранения продуктов. У меня не хватало собственных средств, я позвонил своему будущему партнеру с надеждой, что у него есть. Оказалось, тоже нет, но он подсчитал, что если быстро продаст гараж и квартиру, то сможет вложить около 20% от нужной суммы. Я сам не верил, что он так сделает, а он сделал, потому что поверил в то, во что верил я – что услуги по хранению будут супервостребованы.
Где можно найти подходящих партнеров:
- в кругу родственников, знакомых, одноклассников, однокурсников;
- в социальных сетях на различных бизнес-площадках;
- на деловых мероприятиях — форумах, конференциях, презентациях, выставках и т.д.;
- в бизнес-клубах и сообществах;
- среди соратников по хобби — на рыбалке, в горах (для тех, кто занимается альпинизмом);
- в спортивных группах и спортивных залах;
- по рекомендации кого-то из проверенных знакомых.
Одним словом, везде. Нет волшебной тактики. Нужен запрос, действия (то есть поиск) и удача. И мой богатый опыт свидетельствует, что любой способ по-своему хорош, я находил партнеров во всех вышеперечисленных местах. И продолжаю — занимаясь в спортзале, участвуя в кроссах и триатлоне, в горах, на деловых мероприятиях знакомлюсь с партнерами в своих отраслях деятельности.
Главные ошибки в построении совместного бизнеса
Соучредители не разграничивают зоны ответственности
Просто ставят цель и начинают хаотично к ней двигаться, рассчитывая на то, что у каждого есть очень высокая экспертиза в этом вопросе, и вместе они тем более справятся. Стандартная ошибка, когда принимают решение 50 на 50 – отвечать поровну и делить прибыль поровну, не договариваясь о конкретном участке работы.
Даже если каждый из них обладает опытом, полным набором навыков и предпринимательских компетенций, без четкого разделения, кто что делает и за что несет персональную ответственность, получится история в духе басни Крылова с лебедем, раком и щукой.
Самый лучший вариант, когда доли изначально неравноценные, выбран старший партнер, мажоритарный акционер или главный учредитель – тот, кто принимает окончательное решение, за кем остается последнее слово.
Есть и второй вариант, если оба все-таки настаивают на полном равноправии: нужно до мельчайших подробностей прописать зону ответственности каждого в договоре, чтобы избежать недоразумений.
Безусловно, юридически закреплять партнерство нужно всегда, но в этом случае не будет лишним сделать это особенно тщательно, проверив каждую запятую.
Акционеры не договариваются заранее, как будут расходиться
В партнерство вступают почти как в любовные отношения: уровень дофамина зашкаливает. Никто не думает, что наравне с вероятностью, что у них все получится, есть ровно такая же, что не получится и придется идти разными дорогами.
Важно еще на берегу проговорить все возможные сценарии на случай разрыва отношений, ответить на вопросы: кто будет выкупать долю партнера, если это произойдет? Кому она достанется, если он потеряет трудоспособность или погибнет, кто будет наследником? Будут ли наследники правообладателями и при каких условиях? Как оценить долю, допустим, через 5 лет, если он захочет выйти из бизнеса? Заходил-то туда со 100 тысячами, а через пять лет бизнес стоит уже 100 миллионов. Как будем считать?
Все эти вопросы нужно задавать и получать на них ответы еще до того, как пускаться в совместное плавание. Есть масса рабочих инструментов, нужно официально договориться КАК. Иначе неизбежно разразится конфликт при дележе, обоим будет казаться, что их обделяют. Дело может закончиться непримиримой враждой и продажей акций постороннему лицу. Это тоже нормально, укладывается в рыночные отношения, но и такой вариант следует заранее предусмотреть.
Совладельцы не определяют зоны комфорта, не устанавливают, что для них неприемлемо
И с точки зрения ведения бизнеса, и в человеческих отношениях и ценностях. Принципы одного не должны противоречить принципам другого. Нужно сразу определить, в каких вопросах они будут следовать четкой стратегии, а какие темы и действия попадают в раздел болезненных и табуированных (например, вероисповедание).
Допустим, для одного компаньона нормально постоянно пребывать в должниках или в обязательствах, которые он не исполняет. Его не трогает, что он не отдает долги вовремя и отклоняется от условий договора. Второй по этому поводу сильно нервничает, переживает, не может заснуть. А их общая история как раз неразрывно связана с тем, что бизнес растет и нужно постоянно занимать деньги, брать кредиты. Что в итоге? Острый конфликт интересов.
Или для одного важен статус и соответствующие ценности: ездить на «Роллс-ройсе», обедать и ужинать в мишленовском ресторане – такой у него уровень личной финансовой гигиены. Второй не видит ничего зазорного в том, чтобы передвигаться на метро, питаться в столовой поблизости – ему так комфортно. Если они начнут обращать друг друга в свою веру, это обязательно приведет к напряжению в отношениях, а в худшем случае – к расставанию.
Идеальный вариант, если оба находятся на одной волне, обедают и закупаются в одном месте, ходят на одни мероприятия и тусовки и оба получают удовольствие. Но если вкусы не совпадают, надо просто определиться с зонами комфорта и болевыми точками, которых не следует касаться. Существовать абсолютно разным людям вместе можно, если их границы не нарушаются, каждый остается при своем.
У меня был опыт, когда «консорциум» распался по причине того, что мы сразу не разделили зоны ответственности, а когда поближе узнали друг друга, уже не смогли продолжать общение. Но я не могу назвать то партнерство неудачным, ведь оно принесло хорошие плоды для компании. Поэтому для меня неудачным сотрудничество может стать только в контексте потери человеческих взаимоотношений. Все свои союзы я могу смело назвать удачными, потому что они подарили мне людей, с которыми я общаюсь по сей день, и мы можем приносить друг другу пользу.
Меня недавно спросили, можно ли партнерам по бизнесу стать друзьями и наоборот — друзьям построить совместный бизнес?
Вот мой ответ: стать приятелями с партнером очень просто, потому что есть общие интересы, солидарная ответственность, совместное время. Бизнес – это круглосуточная любовь, она не заканчивается, даже когда ты спишь. Стать друзьями через бизнес можно, а стать компаньонами через дружбу – нет. В основе лежат разные цели и ценности.
Людям может быть хорошо и весело друг с другом, при встрече они отпускают какие-то сложности и просто отдыхают. В бизнесе быть беззаботными не получится из-за частых проблем и необходимости быстрых и спорных решений. И не всегда взгляды на их целесообразность совпадают.
Я так считаю. А как думаете вы?
Познакомиться с поближе с ГК «Обонато» можно тут:
считаю, что с правильными партнерами, можно горы свернуть! Жаль что я это понял слишком поздно
круто что у вас есть выбор. Я всю жизнь работаю только с теми кто руководит, ни разу не встречала достойного партнера с кем было б комфортно работать.
Главное - не отчаиваться. Возможно, ваш идеальный партнер уже где-то рядом, просто еще не знает о вашем проекте. Приглядитесь))
А как быть если метаешься между детским садом - площадкой (тож детской) и ближайшим магнитом? Столько идей в голове, хороший бэк. Но сама не вывезу, нужно брать когото в компаньоны.
вы из пещеры вещаете, наверно))
Уже сейчас клубы есть всякие специальные - яндекс в помощь, где можно и подружку и дружку и компаньона как вы выразились найти. Вообще сейчас супер время. Вон у меня весь день занимает работа, а я все успеваю, и спорт - и хобби, и правильные знакомства. Короч не ленитесь
согласна, с друзьями надо дружить, а не деньги делить. мухи с котлетами отдельно