Как ФЗ 161 портит жизни: реальные истории блокировок, на которые банки закрывают глаза

Эта статья выходит как крик о помощи людей, которых по их мнению без оснований занесли в базу по 161 ФЗ. Все истории были собраны от участников чата о блокировке по 161 ФЗ. Я не профессиональный журналист или сотрудник банка, поэтому истории были записаны со слов людей, но я склонна им верить. Также я осознанно не брала истории “дропов” и людей, занимающихся серыми схемами, так как в них должны разбираться компетентные специалисты. Но людей, которых занесли в базу по странным критериям достаточно и с ними надо работать. Также у многих героев нет даже бумажных или электронных подтверждений о регистрации их обращений, банки просто не дают их фотографировать или не присылают данные о их регистрации.

Как ФЗ 161 портит жизни: реальные истории блокировок, на которые банки закрывают глаза

Напомню, что 161 ФЗ направлен на борьбу с мошенническими действиями. Последствиями блокировок по 161 ФЗ является ограничение или полная невозможность пользоваться дистанционным банковским обслуживанием. Простыми словами вы не можете расплачиваться картами, переводить и получать деньги (кроме заработной платы и социальных выплат), вам удалят личные кабинеты. При этом могут отключить не все, а только одну или несколько функций.

История Дениса Исаева: как жить полмесяца без денег после блокировки по 161 ФЗ с полностью белыми доходами

26 августа Т-Банк прислал сообщение о блокировке моих счетов из-за нахождения моих данных в базе ЦБ РФ по 161 ФЗ. В тот же день я обратился в интернет-приемную Центрального банка и начал ждать ответа. Пока ждал ответ, постепенно блокировались счета и в других банках. ЦБ ответил через 13 рабочих дней, указав, что сведения подали 2 банка: Т-Банк и Альфа-Банк и отказал в удалении из базы. После этого я обратился в оба банка.

История с Т-Банком особенно любопытна: я использую его исключительно для пополнения кредитной карты, чтобы оплачивать автокредит и приобретать билеты на различные мероприятия через их приложение. Все средства я переводил с моей основной карты Альфа-Банка. Т-Банк начал расследование, пообещав дать ответ до 4 октября, однако информации нет до сих пор. 15 октября зарегистрировали новое “срочное” обращение с ответом до 9 ноября. При этом даже, если мне ответят, то узнать, что мне ответили, будет сложно – доступа в личный кабинет нет.

Переходим к Альфа банку, в нем мне сообщили, что никаких блокировок с их стороны нет, однако уже 19 сентября моя карта была откреплена от счёта из-за подозрительной операции, хотя в этот день никаких операций я не совершал. Персональный менеджер подтвердил блокировку по 161 ФЗ и в тот же вечер мне заблокировали доступ к личному кабинету, а также карты. Альфа банк отправил заявление в ЦБ и снова пришел отказ.

Сейчас я жду ответа от Т-Банка и готовлюсь повторно обратиться в ЦБ. Думаю подать жалобу в прокуратуру и иск в суд на Т-Банк, Альфа Банк и Центральный банк, поскольку не совершал мошеннических операций, и мои доходы полностью прозрачны.

Сначала ситуация нанесла удар по моральному состоянию: меня безосновательно записали в мошенники, несмотря на то, что я занимаюсь легальной деятельностью и исправно плачу все налоги. Но дальше стало еще хуже. Альфа-Банк за день до зарплаты заблокировал мой счет и оставил меня без средств к существованию на полмесяца. Пришлось выживать на кредитную карту. Сейчас зарплата поступает на счет в Сбербанке, но каждый день я живу в страхе, что и его заблокируют. А средства на заблокированном счете в Альфа банке остаются недоступными, и я пока не знаю, как их вернуть.

Анонимная история: реальные мошенники открыли счет на мое имя в Яндекс Банке и мне пришла блокировка

Столкнулась с блокировкой по 161 ФЗ. Обратившись в Центральный банк РФ, выяснила, что сведения обо мне передал Яндекс Банк. Примечательно, что я никогда не была его клиентом, не открывала там счетов, что подтверждено справкой из налоговой. Более того, проверка кредитной истории во всех БКИ также показала полное отсутствие любых взаимодействий с этим банком.

И тут началась настоящая жесть: связаться с банком оказалось возможным только через чат, так как после 30-40 минут ожидания на линии трубку никто не берёт. У банка нет отделений, а для регистрации обращения мне пришлось отправить селфи с паспортом. Только после этого они начали внутреннюю проверку, которая обещала занять 15 календарных дней. По результатам проверки Яндекс Банк нашел счет, открытый на мое имя и закрыл его. Также Яндекс Банк отправил заявление в ЦБ. Ответ они не прислали до сих пор, хотя все сроки уже давно вышли.

Для меня непонятно, как могли открыть счёт на другой номер телефона и почему этот счёт не отразился в налоговой. Конечно, я написала заявление в МВД, заявление зарегистрировали, но никакой обратной связи пока нет, лишь присвоенный номер КУСПа.

Автор этой истории обычный физик, которая также не связана с мошенническими схемами.

История Михаила: несовершеннолетние тоже в базе

Летом мне позвонили из Т-Банка и сообщили, что мой счет заблокирован в соответствии с ФЗ 161. Сначала я не понял, что это значит, но всё стало понятно, когда под блокировкой оказались все мои счета. Постепенно участь постигла счета в Т-Банке, Альфа-Банке, Сбербанке, Почта Банке и Озон Банке. Я не могу зайти в личные кабинеты, а также пользоваться картами.

Когда я обратился в Центральный банк за разъяснениями, мне сообщили, что инициаторами блокировки стали Сбербанк и Озон Банк, и отказались исключить мои данные из базы. Сейчас я нахожусь в ситуации бесконечного "футбола": ЦБ отправляет меня к банкам, а банки — обратно в ЦБ. При этом единственный банк, с которого мне удалось вывести деньги, это Озон Банк.

Мои родители сильно переживают и не понимают, как это произошло. Я тоже затрудняюсь что-то объяснить: я лишь пользовался такси и получал переводы от друзей и одноклассников, чтобы оплачивать покупки, так как учился в кадетской школе и помогал им. Я готов предоставить все чеки и банковские выписки, но, похоже, это никого не интересует.

История Альмира: не знаю, как устраиваться на работу, а в кредите на образование уже отказали

25 июля 2024 года, после принятия ФЗ 161, на мои счета наложили блокировку. Узнал я об этом через день, когда блокировка пришла на мой счет в ВТБ. В августе я подал заявление в Центральный банк и выяснил, что инициатором ограничения оказался Сбербанк. Я являюсь клиентом Сбербанка, но последняя операция по моему счету была в январе 2024 года. Я многократно обращался в Сбербанк с просьбой исключить мои данные из “черного списка", но каждый раз получал лишь стандартные отписки. Банк не сообщает, что я должен сделать, чтобы снять с себя ограничения, хотя я готов предоставить любые справки — из МВД, ФНС и других инстанций. Однако никакие документы предоставлять не нужно, как сказала поддержка Сбербанка. Это вызывает у меня недоумение. Я также подавал заявления в ЦБ через другие банки, где мои счета также заблокированы, но результата не последовало.

Серыми схемами я никогда не занимался. Да, у меня были переводы, но все они от знакомых и связаны с личными делами.

Эта ситуация оказала огромное влияние на мою жизнь. Во-первых, родители какое-то время не понимали, что происходит, и спрашивали, чем я мог таким заниматься, раз все мои счета заблокированы. Мне было нечего им ответить, но сейчас они, к счастью, немного успокоились. Также я подозреваю, что именно из-за этого мне не одобрили кредит на образование под низкий процент, и мне пришлось одалживать деньги у знакомой. Доходило и до абсурдных ситуаций: я оформил новую карту, потому что блокировки накладываются не сразу. Доехал на автобусе в город, но на обратном пути моя карта уже оказалась заблокированной, и мне пришлось искать наличные деньги. Сейчас я ищу работу, но даже тут возникает проблема — в банке мне сообщили, что зарплату я смогу получить лишь один раз с заявлением на закрытие счета. Это, конечно, незаконно, но вот таковы реалии. А живу я в небольшом городе, где выбор банков крайне ограничен, и ситуация становится еще сложнее. Единственное утешение – это, пожалуй, что я успел вывести все деньги со счетов.

История Никиты: уже сложно понять, что происходит

30 сентября я получил уведомление от Т-Банка, что попал в списки по 161 ФЗ. В тот же день я позвонил в поддержку, где мне сообщили, что я действительно заблокирован и что нужно писать обращение в Центральный банк. Также они прислали инструкцию, как это сделать. Мои деньги зависли на счете Т-Банка, а я нахожусь в состоянии шока, так как моя деятельность легальна, а карту я использовал для переводов друзьям и родственникам. В отчаянии я лечу в Москву, чтобы лично разобраться с Т-Банком и вернуть свои деньги. Однако денег своих я так и не увидел. Лишь через день мне дали временный доступ к личному кабинету, чтобы я смог вывести свои собственные средства.

К этому времени пришел ответ от ЦБ: данные обо мне отправил Сбербанк. Обратившись в поддержку, я узнал, что мою карту заблокировали из-за подозрения в компрометации, якобы для моей же безопасности. В Сбербанке я подал два обращения: первое — о разблокировке карты по компрометации, второе — о запросе на исключение из списков по 161 ФЗ. Однако банк отказывается признать, что они отправляли мои данные в ЦБ, утверждая, что ничего подобного не делали и не направляли обращение. Моя единственная догадка — это предшествующий этим событиям перевод денег на счет ИП за рекламу. Я проверил все детали транзакции: назначение платежа и код деятельности — всё соответствовало. Более того, Сбербанк даже позвонил мне, чтобы подтвердить, что перевод был сделан мной. Транзакция прошла, но спустя короткое время я оказался заблокирован. По идее, закон требует, чтобы такие платежи были приостановлены на 48 часов, а затем автоматически завершены, если от клиента не поступило обратных указаний. Но что-то явно пошло не так: деньги прошли, а я получил блокировки.

Теперь разобраться в этой ситуации невероятно сложно, как и жить без своих карт. Банк не идет на встречу и не говорит, как решить мою проблему.

_____

Оставляю ссылку на чат в ТГ для людей, которые также оказались под блокировками и которым нужна хоть какая-то информация, которую по крупицам из разных источников собирают участники. Также вас точно поддержат там морально.

2424
22
11
11
84 комментария

Забавные истории вы выложили. Буквально в каждой читаем, что было много переводов, но все они от знакомых и знакомым. Даже интересно представить какое это должно быть количество переводов от одних и тех же лиц, чтобы блок словить? А если лица все разные, то насколько общительный должен быть человек, чтобы иметь такое количество знакомых?)
Почти уверен что большая часть всех этих историй именно про тех, кто водил по счету серые средства. Не важно каким образом. Но как только получаем блок, сразу все деньги становятся от знакомых)

2
Ответить

видно что человек разбирается в вопросе и не в коем случае не наживается на чужом горе, 161 фз если что блокирует ДБО - дистанционное банковское обслуживание для вашей же безопасности, просто закон сырой и работает не так как надо - а люди страдают. Автору статьи прилетел 161 фз вообще не за что если что (и даже тут она почти месяц разбиралась), и ей все сняли на данный момент, она просто пытается помочь таким же людям как она,тем кто столкнулся с 161 фз. По факту множество людей кого ЦБ отправляет в банк, а банк жмет плечами и отправляет в цб, и в итоге остается только в суд идти

3
Ответить

и вот опять перепутали 115 фз и 161 фз

Ответить

Получил свои 15 рублей, ботяра? 🤡

1
Ответить

Здравствуйте.

Согласно действующему законодательству мы обязаны проверять операции клиентов и при необходимости передавать информацию в ЦБ.

Готовы разобрать каждую ситуацию и дать подробные комментарии клиентам. Для этого нам нужны ФИО и даты рождения. Клиенты могут прислать их нам в личные сообщения и приложить ссылку на статью.

Ответить

с 4 октября разбираетесь, и что-то никак не получается разобраться

4
Ответить

Вы мне лично не предоставили ответ от ЦБ, хотя обязаны. Все сроки прошли! Меня вынесли и ответ мне не очень нужен, но сам факт!

Ответить