ТРИЗ — системный подход к инновациям в бизнесе

Вы слышали о ТРИЗ — теории решения изобретательских задач? Если нет, то самое время познакомиться с этим мощным инструментом для создания инноваций. ТРИЗ предлагает системный подход к решению нестандартных проблем и генерации прорывных идей. И что самое ценное — ТРИЗ можно применять в бизнесе.

Генрих Саулович Альтшуллер
Генрих Саулович Альтшуллер

Разработанная советским писателем-фантастом и инженером Генрихом Альтшуллером, ТРИЗ основана на анализе тысяч научных разработок. Альтшуллер выявил общие принципы и закономерности, которые лежат в основе эффективных изобретений. Сегодня ТРИЗ используют ведущие компании мира, среди которых Samsung, Intel, Boeing, Procter & Gamble.

Так в чем же суть ТРИЗ?

Вот основные концепции:

  • Выявление и устранение противоречий. В ТРИЗ считается, что в основе любой изобретательской задачи лежит противоречие. Например, мы хотим увеличить емкость аккумулятора смартфона, но при этом не увеличивать размер устройства. Классические методы решения здесь не работают. Нужны нестандартные подходы - и ТРИЗ дает нам 40 приемов устранения технических противоречий, а также принципы разрешения физических противоречий.
  • Системный подход. ТРИЗ предлагает рассматривать любой объект как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. При этом система является частью надсистемы и состоит из подсистем. Это позволяет увидеть дополнительные ресурсы и возможности для решения проблемы. Например, если мы работаем над повышением эффективности двигателя, то можем рассмотреть его как часть системы "автомобиль", а также изучить его подсистемы - систему зажигания, подачи топлива и т.д.
  • Использование уже известных приемов и шаблонов. За десятилетия развития ТРИЗ накоплена внушительная база знаний - 40 приемов устранения противоречий, 76 стандартных решений, законы развития технических систем и др. Используя эти инструменты, можно находить решения для самых сложных проблем.

40 приемов ТРИЗ

40 приемов ТРИЗ - это один из ключевых инструментов теории решения изобретательских задач. Эти приемы были выведены Альтшуллером и его коллегами на основе анализа огромного количества патентов и успешных изобретений.

Каждый из 40 приемов предлагает определенный принцип или идею для устранения технических противоречий. Противоречие в ТРИЗ - это ситуация, когда улучшение одного параметра системы ведет к ухудшению другого. Например, увеличение прочности конструкции обычно ведет к увеличению ее веса.

Вот список 40 приемов ТРИЗ:

  • Принцип дробления
  • Принцип вынесения
  • Принцип местного качества
  • Принцип асимметрии
  • Принцип объединения
  • Принцип универсальности
  • Принцип "матрешки"
  • Принцип антивеса
  • Принцип предварительного антидействия
  • Принцип предварительного действия
  • Принцип "заранее подложенной подушки"
  • Принцип эквипотенциальности
  • Принцип "наоборот"
  • Принцип сфероидальности
  • Принцип динамичности
  • Принцип частичного или избыточного действия
  • Принцип перехода в другое измерение
  • Принцип использования механических колебаний
  • Принцип периодического действия
  • Принцип непрерывности полезного действия
  • Принцип проскока
  • Принцип "обратить вред в пользу"
  • Принцип обратной связи
  • Принцип "посредника"
  • Принцип самообслуживания
  • Принцип копирования
  • Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности
  • Замена механической схемы
  • Использование пневмо- и гидроконструкций
  • Использование гибких оболочек и тонких пленок
  • Применение пористых материалов
  • Принцип изменения окраски
  • Принцип однородности
  • Принцип отброса и регенерации частей
  • Изменение физико-химических параметров объекта
  • Применение фазовых переходов
  • Применение теплового расширения
  • Применение сильных окислителей
  • Применение инертной среды
  • Применение композиционных материалов

Каждый из этих приемов - это по сути подсказка, в каком направлении можно искать решение проблемы.

Например, прием "принцип дробления" предлагает разделить объект на независимые части, выполнить объект разборным, увеличить степень дробления. Это может натолкнуть на идею создания модульной конструкции, состоящей из взаимозаменяемых блоков.

Или, вот еще пример приема "принцип обратной связи" - ввести обратную связь, если она еще не применялась, или изменить ее. Обратная связь позволяет системе подстраиваться под изменения, делает ее более гибкой и адаптивной.

Важно понимать, что 40 приемов - это не готовые решения, а скорее направления поиска.

Существует "Таблица разрешения технических противоречий", которая рекомендует конкретные приемы для определенных типов противоречий. Но для начала полезно просто изучить все 40 приемов, попробовать применить их к реальным задачам.

40 приемов ТРИЗ широко используются в инженерном творчестве, изобретательстве, но могут применяться и для решения нетехнических задач, в том числе в бизнесе, маркетинге, организации процессов. Главное - творческий подход и готовность мыслить нестандартно.

Хорошо, но как это работает на практике?

Вот несколько примеров применения ТРИЗ в бизнесе:

Samsung и инновационный пылесос

Инженеры Samsung работали над новой моделью пылесоса. Стояла задача уменьшить размер и вес устройства, сохранив при этом мощность всасывания. Традиционные решения (более компактный мотор, облегченные материалы) не давали нужного эффекта. Решение с ТРИЗ: используя прием "вынесения" из 40 приемов ТРИЗ, инженеры предложили перенести мотор из корпуса пылесоса в ручку. Это позволило создать компактный и легкий корпус, соединенный гибким шлангом с ручкой, содержащей мотор. Получился инновационный пылесос с небольшим корпусом и эргономичной ручкой. Устройство сохранило мощность всасывания, но стало более маневренным и удобным в использовании. Подобный дизайн стал отраслевым стандартом для многих производителей.

"33 пингвина" против сезонного спада продаж

Российская сеть кафе-мороженого "33 пингвина" столкнулась с типичной проблемой - падением продаж зимой. Нужно было найти способ привлечь клиентов в холодное время года. С помощью ТРИЗ маркетологи сформулировали противоречие: мороженое должно быть холодным, но "теплым" для клиентов зимой. Решение - добавить в зимнее меню горячие десерты с мороженым. Идея сработала и продажи зимой выросли на 20%, компания привлекла новых клиентов.

Сухо и комфортно

Компания Procter & Gamble использовала ТРИЗ для улучшения своего продукта - подгузников Pampers. В какой-то момент они столкнулись с проблемой: их премиальная линейка подгузников Pampers Premium стала терять долю рынка. Нужно было срочно улучшить продукт, но традиционные методы не давали результата. Тогда команда P&G обратилась к ТРИЗ. Они начали с формулировки ключевого противоречия: подгузник должен хорошо впитывать влагу, но при этом оставаться сухим и комфортным для кожи ребенка. Улучшение впитываемости обычно ведет к тому, что подгузник становится более влажным внутри. Используя инструменты ТРИЗ, в частности, прием "принцип разделения", команда P&G пришла к идее многослойной структуры подгузника. Они предложили сделать подгузник из нескольких слоев, каждый из которых играет свою роль:

  • Верхний слой, прилегающий к коже, остается сухим и пропускает влагу внутрь.
  • Средний слой - абсорбент, который впитывает и удерживает влагу.
  • Нижний слой предотвращает протекание.

Получился подгузник, который отлично впитывает, но при этом оставляет поверхность, контактирующую с кожей ребенка, сухой. Это решение позволило Pampers Premium вернуть и укрепить свои позиции на рынке. Но команда P&G на этом не остановилась. Они продолжили использовать ТРИЗ для дальнейшего совершенствования продукта. Например, применив прием "принцип динамичности", они сделали боковые застежки подгузника эластичными. Это позволило лучше фиксировать подгузник и предотвращать протекание. Кроме того, используя прием "принцип предварительного действия", в P&G разработали подгузники с лосьоном, который наносится на кожу при надевании подгузника. Это помогает защитить кожу ребенка от раздражения. Таким образом, последовательно применяя принципы и инструменты ТРИЗ, Procter & Gamble смогла не только решить конкретную проблему с линейкой Pampers Premium, но и вывести свои подгузники на новый уровень качества и потребительских свойств.

Как внедрить ТРИЗ в свою практику?

Начните с изучения основ - книг Альтшуллера, работ его последователей. Ссылки не буду давать, вы их легко найдете. Затем пробуйте применять приемы устранения противоречий, и постепенно вы научитесь мыслить в парадигме ТРИЗ и сможете применять более сложные инструменты.

Старайтесь больше практиковаться. Используйте ТРИЗ при решении реальных бизнес-задач. Привлекайте коллег, устраивайте мозговые штурмы по методикам ТРИЗ. Анализируйте результаты, учитесь на опыте. ТРИЗ - это мощный инструмент для создания инноваций, которые не являются продуктом случайности, а закономерный результат системной работы.

P.S. Буду рад, если подпишитесь на мой Телеграм-канал "Записки стартапера"! Там я регулярно публикую небольшие кейсы, разборы инструментов, методологий и подходов, примеры внедрения методологий в работу компаний и многое другое.

В статье использованы материалы из книг Генриха Альтшуллера, Игоря Викентьева
22
2 комментария

Таки удалось впихнуть невпихуемое в смарт или вынесли в повербанк и теперь нужно таскать два девайса?) Двигатель в ручке, это чисто дизайнерское решение, но оказалось удачным, а могло и не прижиться. Попробуйте с ТРИЗ придумать нового конкурента Чупа-чупсу (у меня есть проработанная концепция, так что в этом нет ничего невозможного), который прост, понятен и широко известен (Чупс).

1

Круто, что такие подходы, как ТРИЗ, начали обсуждать в контексте бизнеса! Системное мышление сейчас как никогда важно для поиска нестандартных решений. Было бы интересно увидеть примеры реального применения ТРИЗ в маркетинге или продуктовой разработке — это вдохновляет.

1