Обучение сотрудников: нужная вещь или поп-культура нас разводит?

Сейчас нас окружает “культ обучения” и каждый уважающий себя предприниматель считает важным обучать своих сотрудников чему бы то ни было. Но предлагаю посмотреть на этот вопрос с критической точки зрения. В каких случаях это реально влияет на эффективность, а в каких - маркетинговый ход, чтобы фаундеры тратили свои деньги в надежде на повышение прибыли? Ведь большинство исследований, проведенных на эту тему, созданы тренинговыми компаниями или образовательными платформами.

Обучение сотрудников: нужная вещь или поп-культура нас разводит?

Будем честны, оценить связь обучения сотрудников и повышение прибыли крайне сложно, исключениями являются, пожалуй, только отдел продаж и клиентский сервис, в этих отделах результаты обучения можно отследить максимально быстро.

Почему обучение иногда проваливается?

  • Отсутствует конкретная цель обучения

Допустим, сотрудник команды рекрутмента приходит к вам с запросом на прохождение курса HRBP, но очевидно, что данный курс никак не повлияет на эффективность работы компании, потому что, хоть и является одной спецификации с профилем сотрудника, инструменты с курса он не сможет применить в работе. Вероятнее всего, после прохождения курса, сотрудник просто выйдет на рынок в поисках для себя новой должности.

  • Недостаточно связи с бизнес-метриками

Перед тем, как отправлять сотрудников на обучение определите, на какую конкретно метрику это обучение повлияет и поставьте таргеты, на которые хотели бы выйти. Обучение не должно быть самоцелью для бенефит-пакета, оно должно приносить реальное велью компании.

  • Нехватка мотивации и сопротивление сотрудников

Не всегда сотрудники понимают, зачем им нужно какое-то обучение, и соответственно, не воспринимают его всерьёз. Сделайте цели сотрудника на обучение прозрачными, все должны понимать для чего оно проводится и как повлияет на дальнейшую работу.

  • Нет связи с рабочими процессами

Компания может потратить 500к на создание корпоративного университета, но сотрудники пройдут лишь 20% предоставленных курсов, потому что другие 80% не адаптированы под реальные задачи. Зачем им тратить время на купленные курсы, которые для них неактуальны в работе?

Но есть ситуации, в которых стоит вложиться в обучение сотрудников.

  • Адаптация к новым рынкам

Например, обучение сотрудников местным регуляторным требованиям и особенностям, с которыми ранее они не сталкивались, но в силу выхода на новые рынки им придется регулярно с ними работать.

  • Реакция на изменения в законодательстве

Вот этот блок я бы сделала обязательным вообще для всех сотрудников юридических отделов, кадровых специалистов и бухгалтерии. Регулярные дайджесты при обновлениях и полноценные обучения при серьезных изменениях в законодательстве.

  • Внедрение новых технологий

Личный опыт

Кейс перехода с Oracle на PostgreSQL в дочерней компании бигтеха

В 2016 году бизнес-юнит компании, в котором я работала, столкнулся с необходимостью оптимизации расходов на лицензирование ПО. Переход с Oracle на PostgreSQL выглядел очень логичным, но экспертизы внутри команды не было, найм встал бы в круглую сумму, а потом еще и увольнение текущей команды сотрудников. В общем это все обошлось бы дороже, чем обучение уже работающих разработчиков.

Решение было простым: был приглашен опытный тренер по PostgreSQL, который за 180к провёл серию оффлайн-лекций для команды. Я считаю, это победа, потому что таким образом нам удалось и сэкономить деньги на пересборке команды и сократить расходы на лицензии.

  • Повышение эффективности сотрудников

Личный опыт

Повышение скорости релизов за счет обучения сотрудников

Компания среднего размера в сфере финтех столкнулась с проблемой нехватки DevOps-инженеров. Нет, на рынке были, но бюджета у компании на них не было. Мы решили провести внутреннее обучение для разработчиков и сисадминов, уже работающих в компании. Ребята прошли интенсивный курс DevOps-навыков, который обошёлся нам 300к для 15 человек. В результате, скорость релизов увеличилась на 25%. Это тоже очень хороший кейс, когда вложенные в обучение деньги дали видимый результат.

Поэтому, всегда оценивайте необходимость обучения сотрудников конкретно в вашем случае. Отмечайте метрики, на которые вы планируете повлиять с помощью этого обучения и привязывайте все к реальным процессам.

Не всем нужны внутренние корпоративные университеты. В случае, если у вас совсем небольшая компания до 300 сотрудников, возможно, будет более эффективным и выгодным вариантом создать для сотрудников ИПР, и не тратить большое кол-во ресурсов на покупку унифицированных курсов, которые пригодятся далеко не всем.

Расскажите, приходилось ли вам тратить свое время корпоративное обучение, которое не принесло результата?

77
11
11 комментариев

Всё-таки корпоративное обучение — это не волшебная таблетка. Без привязки к бизнес-метрикам это просто расход времени и денег.

3

Мне кажется, что это не просто рекламная компания, потому что работать в среде образованных людей намного приятнее. Когда человек специалист в своей сфере он практически сразу может оценить ситуацию и дать рекомендацию. А когда у тебя компания подобных людей, то и работа идёт быстро и гладко

2

да, все верно. но думаю, это скорее вопрос формирования команды больше, чем обучения. круто, когда специалисты внутри команды заинтересованы в развитии своей экспертизы и хотят учиться, но вот стоит ли оплачивать компании обучения, которые не повлияют на результаты бизнеса - вопрос. обучение без возможности обкатывать заграничные на практике выглядит, как пустая трата бюджета :(

2

Обучение это сложный процесс, часто такого микромасштаба, когда нужно передать знания опытного спеца Джуну. С внешними обучениями легче, но это не всегда решает проблему, потому что там своя система и подход.

2

На примере отдела продаж скажу, что выстраивать обучения необходимо на основе анализа узких мест менеджеров. Когда мы понимаем на что именно необходимо тратить ресурсы. Такое обучение совершенно точно даст свои плоды так как оно изначально организуется из-за выявленных недочетов и повлияет положительно на метрики ОП.

1

да, мне кажется, что как раз отдел продаж в вопросе обучения самый прозрачный для бизнеса) показатели ОП напрямую коррелируют с выручкой компании, поэтому в некоторых случаях целесообразно иметь собственного тренера по продажам, который будет такие обучения проводить регулярно и повышать качество работы, средний чек, и тд

так что здесь согласна на 150% 🤝🏻

3

А если рассматривать обучение как культурный элемент компании, а на развитие сотрудников смотреть как на развитие самой компании?

Объясню, компании, которые создают среду, стимулирующую развитие сотрудников, получают гораздо больше, чем просто обученных людей. Они формируют команду, ориентированную на рост, открытость к изменениям и инициативу. Когда сотрудники видят, что их обучение — не разовая акция, а часть системного подхода компании, они начинают воспринимать свое развитие как неотъемлемую часть своей работы и личного роста.

У ИКРЫ это классно в статьях сформулировано, например, тут https://blog.ikraikra.ru/6036-2/