Требования к медицинским сайтам – полный обзор

Меня зовут Евгений Александров, директор агентства интернет-маркетинга ITC, среди наших клиентов – много медицинских организаций, которые мы обслуживаем.

Сегодня сайты медицинской тематики подвергаются многочисленным проверкам. Не всегда речь идет о Роскомнадзоре (о нем мы поговорим ниже) – поисковые системы также проверяют ресурсы на соответствие информации особым критериям.

Требования к медицинским сайтам – полный обзор

Google с особой строгостью относится к сайтам, подпадающим под определение YMYL — способные влиять на здоровье и благополучие пользователей. К ним применяются критерии E-A-T (Экспертность-Авторитетность-Надежность) и, если страница не соответствует ожиданиям, она будет понижена в поисковой выдаче.

Законы «Об основах охраны здоровья в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (№ 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.) обязывают медицинские организации, независимо от формы собственности, вести официальный сайт. К нему предъявляются особые требования, которые должны неукоснительно исполняться.

Под медицинской организацией подразумевается юридическое лицо, которое осуществляет медицинскую деятельность в качестве уставного (основного) вида деятельности. Обязательное условие — лицензия, выданная в установленном законодательством порядке.

Роспотребнадзор и Роскомнадзор проводят проверки интернет-страниц и, если находятся нарушения или недочеты в оформлении ресурса, структуре, объеме информации, в соответствии со статьями КоАП (14.4, 14.8, 13.11), клиника или иное медучреждение будет нести административную ответственность. Чаще всего, она выражается в достаточно крупных штрафах.

Важно: сведения о лицензии

Наиболее важная информация, которая должна быть доступна каждому, кто зашел на сайт. Сведения должны быть полными: номер лицензии, указанные в ней виды медицинской деятельности, контакты выдавшего ее органа.

Частая ошибка — отсутствие скан-копии. Даже, если публикуется максимально полная информация, необходимо приложить скан документа. Так пользователь сможет убедиться в достоверности указанных данных.

Важно: политика обработки и защиты персональных данных

Потребитель имеет право ознакомиться с политикой обработки и защиты персональных данных (Закон о персональных данных, ст. 18.1., ч. 2).

Частая ошибка — отсутствие у пользователя возможности дать согласие на обработку. Если на сайте можно записаться к специалисту, заполнить форму, указывая любые контакты или личную информацию, требуется разместить не только ссылка на политику обработки и защиты персональных данных, но и окошко, где пользователь ставит галочку в знак согласия на такую обработку (исключение составляют формы обратной связи).

Недочеты в политике защиты и обработки персональных данных или ее отсутствие может обойтись клинике в 75 тыс. руб.

Основные сведения о медорганизации

На сайте размещаются следующие данные о клинике или ином медицинском учреждении, включающие:

  • полное наименование организации;
  • данные об учредителях;
  • филиалы, подразделения, корпуса, их адреса и телефоны;
  • контактные данные: телефон, электронная почта, адрес местонахождения;
  • юридический адрес;
  • документы в электронном виде, которые свидетельствуют о включении организации в госреестр;
  • лицензия в электронном виде, свидетельствующая о праве осуществления медицинской деятельности;
  • график работы клиники или иного медучреждения, включая филиалы и подразделения;
  • виды оказываемых медицинских услуг;
  • список платных услуг с указанием стоимости (прайс-лист в электронном виде.

Также необходимо указать контактные данные надзорных органов в сферах защиты прав потребителей и здравоохранения. Для учреждений, оказывающих первичную помощь, обязательны к публикации сроки, результаты, порядок прохождения диспансеризации.

Медицинские сотрудники

Потребитель имеет право на достоверную информацию о специалистах, работающих в клинике. Должны быть в свободном доступе:

  • ФИО специалиста;
  • точное название занимаемой им должности;
  • актуальный график приема;
  • актуальный порядок записи на прием, диагностику или консультацию;
  • контактные данные;
  • информация об образовании специалистов.

Данные могут публиковаться как общим файлом, так и в виде карточек сотрудников. Следует помнить, что, размещая фото сотрудника в его карточке на сайте, согласно ст. 152.1 ГК, необходимо получить его письменное согласие.

Частая ошибка — отсутствие информации об образовании медицинских сотрудников. Сведения должны включать данные сертификатов и других документов, включая соответствие занимаемой должности, срок действия, специальность, а также дополнительно: квалификацию, кем и когда выдан, уровень образования.

Лекарственные препараты

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. требует, чтобы на страницах ресурса указывались перечни:

  • жизненно необходимых препаратов;
  • лекарственных средств, предназначенных для лечения гемофилии, рассеянного склероза, злокачественных образований лимфоидных и кровеносных тканей, болезни Гоше, гипофизарного нанизма, муковисцидоза;
  • важнейших препаратов для медицинского использования;
  • бесплатных рецептурных лекарств;
  • рецептурных лекарств с 50% стоимостью.

А также необходимо опубликовать список пациентов, перенесших пересадку тканей и/или органов.

Платные услуги

Если учреждение оказывает платные медицинские услуги, то на сайте должны присутствовать:

  • перечень услуг;
  • актуальная стоимость (в форме прайс-листа) в национальной валюте (рубли);
  • информация о порядке предоставления услуг и их оплате;
  • сведения о специалистах, которые оказывают платные услуги;
  • график работы специалистов, оказывающих платные услуги.

Структура сайта и форма предоставляемой информации

Согласно правилам, установленным Минздравом, на ресурсе должны обязательно реализовываться:

  • карта сайта (необходима для комфортной навигации);
  • версия, рассчитанная на слабовидящих людей;
  • иные инструменты, призванные сделать работу с ресурсом более удобной.

Информация на сайте излагается максимально доступно и просто. Интерфейс и структура создаются с учетом интересов пользователя.

Подробнее о структуре сайта мы рассказывали в одной из прошлых статей.

Дополнительные требования к данным по НОК (независимой оценке качества)

Кроме уже указанной информации, существует дополнение, по которому обязательны для публикации на сайте медицинской организации:

  • сведения о структуре и органах управления организации;
  • информация о страховых компаниях, с которыми клиника работает по программе обязательного медицинского страхования;
  • гарантии свободного доступа граждан к услугам здравоохранения, согласно государственной территориальной программе;
  • сведения о порядке, сроках, результатах диспансеризации;
  • регламент внутреннего распорядка;
  • план, по которому руководитель медорганизации осуществляет прием граждан;
  • порядок записи на первичный прием;
  • сроки и условия госпитализации;
  • проведение и подготовка диагностики заболеваний;
  • вакансии, а также требования к кандидатам на вакантные должности;
  • отзывы потребителей, которые воспользовались услугами, предоставляемыми организацией.

Дополнительные требования распространяются на организации, которые участвуют в госпрограмме Независимой оценки качества (НОК). Но рекомендуется принять их к сведению и остальным медучреждениям, поскольку идет унификация правил и контролирующие органы автоматически распространяют их на все сайты.

Частая ошибка. Размещение отредактированных комментариев пациентов. Блок отзывов должен содержать отзывы в том виде, в котором они оставлены пользователями, чтобы не создавать искаженной картины.

В случае неисполнения требований

Если качество, содержание и структура контента на интернет-ресурсе медицинской организации не соответствует требованиям, может быть возбуждено административное дело по статьям КоАП РФ: 14.1 и/или 14.8, поскольку имеет место пренебрежение правами гражданина на достоверную информацию и свободный к ней доступ.

Последствия:

  • предупреждение;
  • штраф для должностных и юридических лиц;
  • если недостоверная или неполная информация на сайте стала причиной вреда, нанесенного здоровью, — компенсация пациенту стоимости лечения полностью или частично.

В последнем случае контролирующие органы опираются на ГК РФ (ст. 1050), нормы которого действуют даже, если отсутствует договор на оказание медицинских услуг.

А как же социальные сети?

Социальные сети остаются одним из основных источников информации для большинства интернет-пользователей. Медицинские организации не обязаны законодательно вести аккаунты в одной или нескольких соцсетях, но не пренебрегают и этими каналами информирования. Чаще всего, аккаунт позволяет пользователю узнать новости об изменениях в расписании, проведении акций, если речь идет о платных услугах.

Социальные сети — канал работы с потребителями, открывающий широчайшие перспективы, но об этом мы поговорим в скором времени в отдельной большой статье.

Резюме

Необходимо понимать важность соблюдения правил, как и то, что в них нет ничего чрезмерного или неразумного. Требования логичны и призваны защитить потребителя.

Какими документами следует руководствоваться

  • Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.
  • Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.
  • Указ Президента РФ №601 от 07.05.2012 г.
  • Указ Президента РФ №597 от 07.05.2012 г.
  • Приказ Минздрав РФ №956-н от 30.12.2014 г.
  • Приказ Минздрав РФ №240 от 14.05.2015 г.
  • Федеральный закон №392-ФЗ от 05.12.2017 г.
  • Приказ Минздрав РФ №201-н от 04.05.2018 г.
  • Приказ ФФОМС № 36 от 28.02.2019 г.

Надеемся, что данная статья поможет вашему сайту соответствовать современным требованиям закона. Если вам потребуется юридическая проверка сайта медицинской клиники от профессионалов, вы всегда можете обратиться в ITC за помощью.

1111
7 комментариев

Спасибо, полезно.
Жаль, что по YMYL маловато, но впрочем, этого добра и так хватает. А вот по РКН подборок толковых не встречал.

1
Ответить

Спасибо за отзыв. У нас еще планируются к выходу новые материалы по продвижению медицинских сайтов. Будем рады видеть вас в кругу своих читателей.

1
Ответить

Очень полезное чтиво, редкость в этой тематике. По гуглу вы написали, а про Яндекс забыли. Сейчас там в плане медицины настоящая помойка. Пишут все кому не лень. Я сам врач по первому образованию и часто вижу как в одной статье свалены в кучу терапия новорождённого и пожилого пациента. Про дозировку вообще молчу. Надо бы Яндексу как и гуглу прикрыть эту лавочку.

1
Ответить

Спасибо за отзыв, в одной из следующих статей как раз затронем требования Яндекса к рекламным кампаниям в области медицины. 

1
Ответить

Статья отличная, спасибо автору. Все требования собраны в одном месте, однозначно в закладки.
Не совсем согласен со структурой сайта и формой предоставляемой информации:
- карта сайта;
- версия, рассчитанная на слабовидящих людей;
Это скорее рекомендации для госучреждений. Карту сайта обычно размещают в футере, не каждый пользователь до туда доходит. Решается продуманной навигацией на сайте и поиском.
А версия для слабовидящих, вообще редко где видел. Вряд ли это уместно для клиники косметологии, например..

1
Ответить

У гугла есть требования такого рода. В США к государственным интернет-ресурсам такое прописано на уровне законодательства, любой федеральный сайт должен быть доступен человеку с любыми отклонениями и хорошо воспроизводиться в голосовом браузере. Попробуй, например, только альты к картинкам не заполнить и описаниями не снабдить.
Инфа старая, но я не думаю, что эти правила отменяли.

Ответить

Прекрасная статья) а как быть если есть основной сайт, отвечающий требованиям, и несколько лендингов, которые не имеют версий для слабовидящих? Это допустимо, как думаете?)

Ответить