Год перемен: что произошло с «AliExpress Россия» в 2020

Количество российских продавцов увеличилось в 7 раз, а продажа крупногабаритных товаров выросла до 350% в отдельных категориях.

Год перемен: что произошло с «AliExpress Россия» в 2020

В октябре 2019 года открылось совместное предприятие китайской Alibaba, «МегаФон», Mail.Ru Group и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) — AliExpress Россия. Что изменилось на маркетплейсе за этот год и как локализация компании улучшила сервис для российских продавцов и покупателей?

Изменение 1. Доступ на AliExpress получили российские продавцы

Первый офис в России китайская торговая площадка открыла ещё в 2015 году. Уже в январе 2017 года AliExpress стал самым популярным интернет-магазином в России с аудиторией в 22,194 млн человек. Представители маркетплейса неоднократно отмечали, что наша страна — крупнейший рынок для компании. Но несмотря на это, долгое время доступ для российских продавцов на маркетплейс был закрыт.

С появлением совместного предприятия AliExpress Россия в 2019 году, российские продавцы начали активно выставлять свои товары на площадке. За год их число на платформе выросло в 7 раз и к октябрю 2020 года составило 22 тысячи. Ассортимент товаров российских компаний на платформе достиг 3,5 млн позиций. На продажи локальных продавцов уже приходится порядка 20% всего оборота AliExpress Россия.

Число представленных брендов постоянно растёт. Сейчас российские продавцы AliExpress предлагают более 100 тысяч продовольственных товаров и более 364 тысяч товаров в разделе «Электроника». Далее по темпам роста ассортимента идут категории одежды, обуви и аксессуаров, игрушек и товаров для хобби, а также товаров для школы и офиса — здесь ассортимент с марта увеличился в 7 раз. Количество локальных товаров в категориях «Красота и здоровье», «Спорт», «Украшения и аксессуары» за полгода выросло в 4 раза.

С тех пор как мы пришли на AliExpress, наша узнаваемость сильно выросла. Чтобы сохранить эту тенденцию, мы открыли на платформе собственный официальный магазин и сейчас стараемся его развивать вместе с командой AliExpress. На платформе мы зарабатываем до 10% от общей выручки, но эта доля постоянно растёт, как и онлайн-продажи в целом

Российский производитель телевизоров Polar Line

Изменение 2. Больше мест, где можно забрать заказ, быстрее и дешевле доставка

Число посылок с AliExpress составляет 40% от всех посылок Почты России. Всего за 10 лет сотрудничества эти две компании привезли в Россию более миллиарда посылок.

Но сроки доставки в Россию товаров с AliExpress всё это время были гораздо дольше, чем у локальных маркетплейсов. Чтобы ускорить доставку, логистический оператор «Цайняо» в 2019 году запустил прямые авиарейсы между Китаем и Россией. А Alibaba арендовали семь самолётов, в том числе два у «Почты России». Это сократило средние сроки доставки. «Цайняо» планирует дополнительно инвестировать 1 млрд рублей до июня 2021 года, чтобы ускорить доставку товаров по России.

Благодаря этим мерам в июле 2020 AliExpress снизил тарифы на все отправления по России. Для любого отправления по России (будь то Москва или Хабаровск) и любого товара весом до 2 кг. стоимость доставки для продавца будет стоить 69 рублей. Ранее стоимость доставки рассчитывалась по разным параметрам и в среднем была сильно выше.

Теперь продавец сможет легко прогнозировать выручку, имея четкие данные по стоимости логистики. Тарифы будут действовать с 14 декабря 2020 года. Для покупателей это снижение стоимости доставки будет также означать более низкие тарифы на логистику: заказы от 99 рублей можно будет получить бесплатно в постаматы, пунктах выдачи и отделениях почты по всей стране.

На сегодняшний день продавцам и покупателям AliExpress в России доступно более 18 000 постаматов Cainiao и партнёрской сети в 600 городах страны — наибольшее их количество приходится на магазины X5 Retail Group.

Изменение 3. Возвращать товары можно бесплатно и без объяснения причин

Если раньше для возврата товара необходимо было доказать несоответствие, то сейчас «передумал» — тоже достаточно веская причина. В августе 2019 года AliExpress сделал бесплатным возврат для российских покупателей в рамках проекта AliExpress Plus. Вернуть товар можно в течение двух недель. Объяснять причину возврата не нужно: вещь может быть с браком, не подойти по размеру или просто не понравиться.

Кроме того, возврат товаров теперь ничего не стоит. Чтобы вернуть товар, нужно:

  • Открыть спор на лёгкий возврат и получить автоматически сгенерированный код.
  • Прийти с этим кодом на почту, распечатать накладную и отправить товар. Деньги вернут на карту покупателя, когда товар будет получен.

В апреле 2020 года вернуть товар без объяснения причины стало возможно и при покупках на AliExpress Plus. Это магазин с ускоренной бесплатной доставкой заказов до двери.

Изменение 4. Больше дорогих покупок

Ускорение доставки и бесплатный возврат привели к тому, что россияне покупают на маркетплейсе больше дорогих товаров. Чехлы для телефона и брелоки вытесняют бытовая и цифровая техника. Например, в апреле 2020 площадка зафиксировала рост продаж крупной бытовой техники в России на 200%. Самой популярной категорией стали холодильники, рост продаж которых составил 350%. А в июне 2020 года в число наиболее популярных категорий попали телефоны и электроника.

По итогам 2019 года онлайн-продажи российских продавцов на AliExpress выросли на 162% — до 36 млрд рублей. По версии аналитического агентства Data Insight площадка заняла 6-е место в рейтинге крупнейших интернет-магазинов России.

Изменение 5. Покупать товары можно в лентах «ВКонтакте» и «Одноклассники»

С 2020 года товары маркетплейса продаются в социальных сетях. Это результат партнёрства с Mail.Ru Group.

В июле «ВКонтакте» запустила персональную ленту для покупок в мобильном приложении — пока в ней товары только с AliExpress, но ассортимент будет расширяться. В разделе есть поиск по товарам и деление на тематические категории.

Лента «Покупки» позволяет получить более полное представление о товаре. Например, не просто увидеть прямую рекламу «купи умные часы», а посмотреть обзор от блогера — какие функции есть, удобны ли они, как смотрятся на руке. Если пользователю товар кажется интересным, он переходит в мини-приложение или на сайт AliExpress. Зачастую дорогие покупки — отложенные, то есть совершаются не сразу.
Мы видим высокий интерес пользователей как к самому разделу, так и к товарам, представленным в нём. Например, в топе категорий по заказам из мини-приложения сейчас смартфоны, аксессуары для мобильных телефонов, другие гаджеты, одежда и аксессуары. Мы уверены, что за шопингом через рекомендации — будущее.

Ирина Денежкина, директор по электронной коммерции «ВКонтакте»

В октябре 2020 года лента товаров появилась в «Одноклассниках». Товары AliExpress также нативно интегрированы в разные разделы социальной сети: пользователь может перейти к покупке прямо из ленты новостей или из видеоролика. Отслеживать доставку можно прямо в социальной сети.

«Маркетплейс «ОК» и AliExpress Russia — не просто интернет-магазин. Мы совместили опыт глобального игрока на рынке e-commerce с нашим пониманием того, как пользователи потребляют контент и совершают покупки внутри соцсети.
Процесс покупки в «ОК» — это развлекательный сценарий, в котором ты можешь полистать ленту, найти интересный товар, тут же обсудить его с друзьями и купить. Теперь в этот процесс добавляется широкий ассортимент из десятков миллионов товаров и спецпредложений «AliExpress Россия».

Инна Галиахметова, руководитель e-commerce направления «ОК»

В самом начале периода самоизоляции на площадке для стримов AliExpress LIVE были запущены онлайн-трансляции со встроенными покупками и товарами. Именно тогда был отмечен повышенный интерес пользователей к онлайн-контенту и онлайн-развлечениям. На старте проекта стримы собирали 300 тыс. уникальных просмотров, а уже в августе их количество увеличилось до 5 млн. С марта по сентябрь общее количество просмотров составило 20 млн раз в рамках платформы AliExpress LIVE и 170 млн в социальных сетях.

В день старта традиционной распродажи 11.11 на AliExpress стартовал 24-часовой стрим с ведущим Владимиром Маркони, каждый час проходил новый тематический эфир со звёздами и экспертами. Например, тему fashion вела Ксения Дукалис, тему электроники и гаджетов — блогер Wylsacom, а главную тему вечера — Максим Галкин. За первый час эфир посмотрели 500 тысяч покупателей. Всего стрим в приложении «AliExpress Россия» посмотрело более 1,5 млн человек.

Изменение 6. Посылки от разных продавцов можно объединить и отслеживать по единому логитреку

Раньше, заказав на AliExpress несколько посылок, отслеживать каждую нужно было по отдельному коду, и приходили они в разное время. С сентября 2019 года AliExpress начал собирать товары от разных продавцов в одну посылку. Объединённой посылке присваивается единый трек-номер. Услуга бесплатная, если общая сумма заказа выше $5. В результате скорость доставки таких объединённых заказов выросла на 80%.

Изменение 7. Обращаться в службу поддержки теперь можно на русском

До создания «AliExpress Россия» все клиентские обращения обрабатывали китайские контакт-центры на английском или китайском языках. Для многих российских пользователей это создавало проблемы. Поэтому в апреле 2020 года порядка 80% онлайн-чатов начали обрабатывать в России, остальные чаты и 100% споров по товарам из Китая пока обрабатывают в китайских контакт-центрах на русском и английском языках. В планах компании до конца этого года сделать 100%-ю локализацию, чтобы все сотрудники контакт-центров по работе с клиентами из России находились в России.

Изменение 8. Первые сто товаров — продают без комиссии

Чтобы поддержать бизнес в этот непростой год, в AliExpress Россия отменили комиссии на первые 100 проданных товаров и начали компенсировать расходы продавцов на логистику. Субсидия составляет 60 рублей за заказ. Эта мера позволяет продавцам на маркетплейсе сэкономить 20–30% от стоимости доставки.

Изменение 9. Фокус на fashion и российские марки

За год площадка качественно усилила fashion-направление: AliExpress стал первым маркетплейсом, запустившим коллекцию виртуальной одежды, на площадке появились магазины многих модных брендов — от крупных, как Love Republic и Puma, до небольших, как «Кружок» и Outlaw Creative. В 2020 году платформа начала поддерживать локальные марки и провела модный показ, где представила коллаборации с российскими дизайнерами и показала китайские бренды.

На площадке стало доступно больше брендовых товаров. В частности стали доступны товары от KupiVip. AliExpress стал первым маркетплейсом для этого бренда:

«Новая договоренность – продолжение нашего плодотворного сотрудничества с AliExpress. Ранее мы предоставляли «Цайняо» услуги складской обработки fashion-товаров, так как обладаем эксклюзивной экспертизой в этой сфере. Теперь же мы обрабатываем заказы не только для «Цайняо» и продавцов AliExpress, но и размещаем ассортимент товаров KupiVip на крупнейшей в России и странах СНГ площадке.
Я уверен, что наше партнерство приведет к невероятно высоким бизнес-показателям: когда лидеры в сфере e-commerce объединяются вместо того, чтобы конкурировать, каждая сторона от этого только выигрывает».

Олег Минаев, CEO KupiVip

Помимо этого, маркетплейс запустил ряд мер поддержки малого и среднего бизнеса, которому было непросто. Площадка проводила коммуникационные кампании в поддержку fashion-брендов, российских производителей и предприятий художественных промыслов. Кроме того, AliExpress открыл двери для самозанятых, которых в этом году стало больше за счёт сокращения числа ИП.

Изменение 10. Через AliExpress можно заказать продукты и получить их за 15–30 минут

Через AliExpress теперь можно покупать еду и товары первой необходимости с моментальной доставкой. Во время первой волны коронавируса компания запустила сервис «Есть!» совместно с «Самокат» и доставляет продукты питания за 15–30 минут уже в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде.

Изменение 11. Команда — залог успеха. Локальная команда выросла кратно

За 2020 год команда AliExpress в России выросла в два раза, в первую очередь за счёт технической команды и команды разработчиков. За это время была локализована главная страница, улучшен поиск, запущены новые сервисы (такие как «Есть!» и AliExpress Plus), разделы («Сделано в России») и многое другое. В будущем компания планирует расширять команду как техническими специалистами, так и менеджерами по другим направлениям.

Так, за 2020 год к команде присоединились: Анатолий Орлов — CTO, Григорий Орлов — вице-президент по логистике, Бурхард Биндер — вице-президент по развитию fashion-направления и многие другие.

1212
41 комментарий

Как это символично :) Полдня сегодня потратили на попытки разместиться там, полчаса назад попытки были брошены.

Чтобы не быть голословным:
1. Постоянные технические ошибки (страница не найдена, прав доступа, тупо ошибки с программным кодом на страницах).
2. В части разделов страницы на китайском и только на нем.
3. Какие-то адские процедуры регистрации бренда - мы не можем использовать созданный нами же бренд, так как аналогичные уже, видимо, есть в других странах и других продуктовых категориях.
4. В конце концов, категория "продукты питания" в принципе недоступна, надо ее как-то отдельно создавать, для чего требуют какие-то дополнитьлные документы, чего не требуют другие маркетплейсы. Я не являюсь производителем и могу запросить документы у него, конечно, но все это лишние усилия - другие же не требуют.

В итоге, на озоне и вб удалось разместиться просто моментально. Там свои проблемы есть, но по крайней мере не с тем, чтобы просто начать.

2
Ответить

Илья, здравствуйте! В первую очередь нам жаль, что что-то не срослось — это не шаблон, а искренне. Поверьте, это не норма — в норме у всех все работает. Но мы очень хотим разобраться в вашей ситуации и исправить ее. Прокомментируем каждый пункт.
  
1. Сейчас не ведутся никакие работы — все работает в стандартном режиме, регистрации проходят. Нам надо посмотреть, что именно не открывается и куда нет доступа. Пожалуйста, сделайте скриншоты или скринкаст процесса и пришлите нам в чат поддержки продавцов: https://alimebot.aliexpress.com/intl/index.htm?from=y1ZW0BUnFX. Там есть наши люди, они разберутся и помогут. Понимаем, что займет время, но поможет нам разобраться, а вам — работать на платформе с удобством.
2. У нас давно уже все основные страницы интерфейса для продавцов на русском языке. В редких случаях уведомления могут быть на английском — но это встречается нечасто. Пожалуйста, пришлите “китайский” скриншот туда же в чат.
3. Если бренд уже есть на платформе, все еще проще — вам надо просто выбрать его в списке. Затем система может запросить у вас документы на бренд — их надо подгрузить в соответствующее поле. Вот тут очень подробная инструкция по этому вопросу: https://business.aliexpress.ru/help/article/1060585183
4. Продукты питания — это специальная категория, она открывается только по запросу конкретного продавца и с предоставлением документов. Нам не все равно, какие продукты будут продаваться на платформе. Но подать запрос несложно — число продуктов на платформе растет, такие запросы поступают регулярно. Инструкция есть тут: https://business.aliexpress.ru/help/article/1060608116

Если останутся вопросы, напишите в онлайн-чат с поддержкой продавцов. Коллеги всегда стараются помогать!

1
Ответить

Что за мода такая - фигурки людей с диспропорционально большими руками и ногами и маленькими головами? Кому-то это нравится? Дает прирост в кликах? Везде вижу такие уродские иллюстрации. 

1
Ответить

Маленькая голова, чтобы меньше думать при покупках. Большие руки, чтобы больше набирать товаров.

Ответить

Ваша статистика и реальность не совпадают, в ближайшей пятёрочке посылки только мне приходят, хотя рядом открыли озон и там очередь стоит, заказы с тмаил один не пришёл совсем, второй везли 21 день. На таможне Ваш партнёр  Танаис морозит посылки месяцами. На последний возврат я потратил часа 4 четыре - переписка отправка видео и фото для спора, стояние в очередях на почте, заполнение деклараций, и деньги за международную отправку никто не вернул. 

1
Ответить

Доброе утро.
Пожалуйста, опишите ситуацию с проблемным заказом в личных сообщениях, проверим ситуацию.

Ответить

Я тут посмотрел - за последний год я потратил на Али ок 400 тысяч рублей. Не то, чтобы сильно много. Но достаточно, чтобы за время нахождения в приложении/на сайте понять что большего дна с точки зрения технической реализации, в мире, похоже, не существует. Косяки в иОс приложении, которые не фиксятся годами, ошибки в вебе, которые не просто досаждают, а иногда действительно блокируют использование, продвижение и поощрение разводилова, когда на покупателей просто кладется болт.
Десятки раз писал в саппорт (да, я упоротый) - все без толку.
И эта компания вылезла с рекламными постом? Пфф... не смешите меня.
К сожалению, на Али действительно можно купить то, что в оффлайне или сильно дороже, или недоступно. Из-за этого и рост. Но, с учётом никакущей технической реализации, очень хочется верить что это временно, и на смену придут действительно удобные проекты.

1
Ответить