«ВКонтакте» через суд потребовала запретить сбор данных пользователей для банков

Социальная сеть «ВКонтакте» подала в суд на компанию Double Data и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) с требованием запретить организациям собирать данные открытых профилей пользователей для оценки их кредитоспособности и продажи этой информации банкам. Об этом пишет «Коммерсантъ», в распоряжении которого оказалась копия заявления.

«ВКонтакте» через суд потребовала запретить сбор данных пользователей для банков

В иске говорится, что Double Data разработала сервис для сбора и анализа данных 407 млн профилей — речь идёт о фамилиях, именах, сведениях о месте работы и учёбы, анкетах друзей, информации о месте рождения и регионе проживания, фото, а также сведений о частоте посещений страницы и типе устройства. НКБИ предлагала этот сервис банкам, утверждают в соцсети.

«При этом ни сеть "ВКонтакте", ни её пользователи не давали разрешения на извлечение таких материалов и их коммерческое использование», — подчеркнул заявитель. «ВКонтакте» потребовала обязать ответчиков прекратить использовать открытые данные пользователей для продажи своих услуг, а также потребовала взыскать «символическую» компенсацию в один рубль с каждой компании за нарушение «исключительных прав».

В пресс-службе холдинга Mail.ru Group, которому принадлежит «ВКонтакте», сообщили, что используемые Double Data технологии подразумевают создание множества технических запросов к социальной сети, «что в конечном итоге может негативно повлиять на скорость отклика для обычных пользователей, а также копирование, обработку и продажу контента, в том числе аудио, видео, фото». Как именно это повлияет на контент, в компании не объяснили.

Гендиректор Double Data Максим Гинжук в разговоре с «Коммерсантом» назвал иск «ВКонтакте» частью «конкурентной борьбы». Он напомнил, что в 2016 году Mail.Ru Group инвестировала в технологии Big Data и продукты для оценки кредитных рисков для российских банков.

Гунжук добавил, что размещать личные данные в открытом доступе — это право каждого пользователя и «никто не должен монополизировать их использование». «Много игроков на рынке использует социальные сети, и нужно строить экосистему использования данных, а не разрушать её», — сказал он.

В НБКИ отказались комментировать ситуацию.

«Коммерсантъ» отметил, что аналогичные сервисы используют многие компании и банки в мире. Например, компания Lenddo работает в 20 странах и анализирует данные из Facebook, Twitter, LinkedIn, Google и Yahoo. В России такие проекты используют Moneyman и «Вдолг.ру».

40 комментариев

А как можно оценить кредитоспособность по профилю?
Все фоткаются и фотошопят, а сколько людей занимаются бизнесом по данным анкет :))))))
Это тоже самое, что Инстаграмеров нищебродов анализировать, которые еду фоткают или с красивыми машинами стоят ;)

4
Ответить

Я еще могу понять, когда данные собирает ФСБ, ища неугодных ей людей. Но как можно по профилю оценить заранее, заплатит ли человек кредит через год или нет?!
Сразу вспоминается статья на VC про то, как два чувака сделали деда звездой соцсетей и набрали пару десятков тысяч подписчиков)

2
Ответить

Это всего лишь один из тысячи параметров, сам по себе не имеющий значение, но важный в общей системе оценки.

2
Ответить

Наверное ведут подсчет каждого фейка, друзей и вступлений в паблики со словом бизнес, потом принимают решение по слову директор в графе работа. Очень ценный банк данных, пусть собирают :))))

Ответить

Отличный пиар для Double Data. Ещё бы научились делать верные выводы на основе анализа.

2
Ответить