Поддержка Ozon не принимает во внимание закон об исчерпании исключительного права на товарный знак

С описываемой ситуацией, вероятно, сталкиваются многие продавцы на Ozon, как и на других маркетплейсах. Речь идет об исключительных правах на результат интеллектуального труда.

Закуплена у производителя в России партия товара. Ограничений на продажу в договоре нет. Есть оффлайн магазин. Продаем там. Размещаем на Озоне. Производитель просит убрать товар с маркетплейсов. Просит всех продавцов своего товара. Все убирают. Но ситуация не соответствует требованиям законодательства, так как право производителя исчерпано - ст. 1487 ГК. Делаю запрос в поддержку Озона. Позиция маркетплейса следующая:

В соответствии с договором оферты раздел "требования к товару" пункт 1.3. Права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), у Вас должны быть получены разрешения на использования результатов интеллектуальной деятельности до начала реализации. На основании этого, если такие документы отсутствуют, реализация товаров не допускается.

Таким образом, если вы торгуете товаром, производитель которого имеет зарегистрированный товарный знак, вы должны предоставить площадке разрешение на продажу. Еще одна выдержка из диалога с поддержкой:

Согласно статье 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

К чему на практике приводит следование таким нормам? Вы закупили партию товара, разместили ее на маркетплейсе или другом ресурсе - инстаграмме, вконтакте или на собственном сайте. Попутно потратили на это размещение время и и деньги. И тут вам прилетает требование производителя - убрать товар из продажи. Как же так, зачем, спросите вы. Да много зачем - например, продавец решил сам выйти на маркетплейс. Конечно, если у вас есть договор поставки, где на конкретную партию товара не наложены ограничения, можно это требование проигнорировать, но это плохое решение - вы-то рассчитывали не одну партию продать, тратя ресурсы на заведение карточек товара и прочие удовольствия, связанные с размещением. Если договора нет - ну тогда вообще сами вы и виноваты.

Вот и получается, что сидит производитель, ждет, пока ему местечко на маркетплейсе нагреют розничные продавцы - и приходит на все готовое. Ну да, скажете вы - закон суров, но это закон. Но дело в том, что законодатель предусмотрел такой поворот!

ГК РФ Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия

Этот аргумент приведен в диалоге с поддержкой, но остался без ответа. Есть надежда, что здесь маркетплейс сочтет возможным на него ответить. Неплохо было бы и обсудить этот момент с теми, кто продает товары, производитель которых имеет зарегистрированный товарный знак, и просто с участниками сообщества.

2121
98 комментариев

Производитель со своей стороны создал бренд, наладил производство, вложил в него время и деньги, которые никак не сопоставимы с размещением карточки на маркетплейс. Сидит и видит что собственная розница резко в объемах потеряла, начинает разбираться и видит что некий оптовик, в нарушение всех договоренностей по рекомендуемой цене, начинает демпинговать на маркетплейсах и снижает маржинальность бизнеса. Производителю выгоднее исключить такого "перекупа". А что будете делать когда партия закончится, у кого покупать будете?

9

Хорошая гипотеза но мимо. В конкретном этом  случае у производителя, видимо, есть желание зайти на маркетплейсы. Договоренностей по РРЦ/МРЦ нет. Соответственно нет и их нарушения.
Исключил не такого, а всех, все на озоне убрали товар. Потому что нафиг не нужно. Было бы нужно - с помощью 1487 ГК послали б в пешее эротическое. 
Допродаем партию в оффлайне и у этого поставщика брать не будем, в этой категории - поставщиков более чем достаточно.
Попытка поддержать отечественного производителя оказалась неудачной. В продаже будут другие отечественные (с соответствующими договорами, если или пока не захотят на озон и иже с ним сами) и все те же китайские производители, благо качество достаточное, цена разумная и поставщиков в РФ искать не надо, сами ищут и находят продавцов. 

И еще раз - вопрос не в этом, а в игнорировании озоном ст. 1487 ГК. 

7

А ещё и по другому бывает, сам производитель начинает продавать товар на маркетплецсе по оптовой цене, и смысла у регионального дилера тогда нет смысла покупать для розницы, да и вообще этим регионального просто убивает, заодно и офлайн розницу в регионе.

5

Какой ужас, кому-то запретили торговать паленкой под видом бренда. Вы бы всю схему рассказали как закупают небольшой объем у бренда с документами и продают китайскую паленку. А то мп оказывается плохие обижают бедных перекупов.

8

ты  какого хрена сбежал с психушки? иди лечись дальше.

5

Это очередная попытка показать какой ОЗОН плохой?
Так может случиться на каждом маркетплейсе.
Когда вы закупаете товар по договору - если в нем не было прописано, что вам запрещена реализация на маркетплейсах - прикладываете этот договор в ОЗОН и все. Представляете, как все просто?! 
Пишу об этом, потому что сам так делал и не раз, а вот вы, судя по всему, оперируете воображаемыми продажами.

5

Ваше право "судить по всему". Я "черным по русскому" все изложил. Сегодня у вас партия по договору без ограничений, завтра с ограничениями. И производитель, зайдя на разогретое вами место, даже спасибо не скажет за потраченное вами время. И самое главное - вот вы всегда так делали, договор прикладывали  - а зачем, если ст. 1487ГК это делает необязательным? Более того, как видно из ответа поддержки, их не интересует договор, им нужно конкретное разрешение от производителя, документы, которые элементарно не нужны  - в соответствии со ст.1487. Производитель исчерпал свои исключительные права, продав товар, введённый им в оборот. 

4