Сначала сотрудничает, а потом копирует товары и разрывает контракты: как магазины Target зарабатывают на чужих идеях

H&M и Zara копируют «подиумные» товары, а сеть розничных магазинов Target — целые бренды, сперва проверяя их жизнеспособность на собственных прилавках. Что думают о такой бизнес-модели стартапы, юристы и сама Target — в пересказе Fast Company.

В 2020 году американская розничная сеть Target выпустила свой бренд спортивной одежды для женщин, мужчин и детей — All in Motion. Все товары в линейке стоили менее $30 и были изготовлены из технологичных материалов.

За первый год продаж компания выручила $1 млрд, чего не смогли добиться даже известные спортивные бренды вроде Outdoor Voices и Tracksmith.

Однако ассортимент и дизайн для All in Motion компания скопировала с линейки C9 бренда Champion, которую сама продавала более 15 лет. В 2018 году Target принесла Champion $380 млн и спустя год решила не продлевать контракт с брендом.

Аналитики предполагали, что вместо сотрудничества сеть наверняка выпустит собственную линейку. Всё потому, что Target активно продвигала свои бренды ещё в нулевых, когда работала с дизайнерами Майклом Грейвсом и Айзеком Мизрахи и продавала эксклюзивные линейки одежды и домашней утвари. А в 2017 году объявила, что планирует удвоить число собственных марок.

Разрыв с розничной сетью повлиял на бизнес Champion: в марте 2020 года бренд подписал многолетний эксклюзивный контракт с Amazon. Но на новой платформе продажи линейки C9 сократились на $361 млн по сравнению с 2019-м. Товары Champion также рискуют затеряться в поисковой системе Amazon, поскольку та ставит на верхние позиции собственные бренды, которых теперь 110.

За 15 лет сотрудничества Грейвс создал более 2000 эксклюзивных товаров для Target в 20 товарных категориях <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.architecturaldigest.com%2Fstory%2Fmichael-graves-designs-are-about-to-get-a-whole-lot-more-accessible&postId=281413" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Architectural Design</a>
За 15 лет сотрудничества Грейвс создал более 2000 эксклюзивных товаров для Target в 20 товарных категориях Architectural Design

Бизнес-стратегия Target: она воссоздаёт целые бренды и продаёт товары стартапов

Бизнес-стратегия Target с каждым разом работает всё лучше, пишет издание:

  • Компания вдохновляется чужими идеями.
  • Проверяет их на жизнеспособность.
  • Даёт задачу повторить успех товара или линейки штатным дизайнерам.
  • А затем выпускает свой бренд и получает 100% прибыли.

Target не сообщает, сколько дизайнеров держит в штате, но рассказывает, что для разработок открыла:

  • Фабрику трёхмерного прототипирования.
  • Лабораторию для тестирования составов и материалов.
  • Художественную мастерскую для создания принтов.
  • Центр для тестирования готовых изделий.
Онлайн-журнал The Everygirl в 2018 году: «Universal Thread от Target — это бюджетная версия Madewell» <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.collegefashion.net%2Fshopping%2Ftarget-universal-thread-madewell-dupes%2F&postId=281413" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">College Fashion</a>
Онлайн-журнал The Everygirl в 2018 году: «Universal Thread от Target — это бюджетная версия Madewell» College Fashion

Компания годами совершенствовала технологии, искала поставщиков, завоёвывала клиентов и считает себя одним из лидеров отрасли, говорит директор по мерчандайзингу Target Джилл Сандо.

На 2021 год у Target более 45 собственных брендов, в том числе одежды, косметики и товаров для дома.

Десять из них приносят ей более $1 млрд выручки в год. А четыре, среди которых одежда для детей Cat & Jack и домашний декор Threshold, — более $2 млрд.

Впрочем, собственные бренды — не единственный двигатель продаж Target, которые выросли почти на 30% с 2017 года и составили $94 млрд в 2020 году.

Target также охотно поддерживает перспективные линейки d2c-стартапов — тех, что сами создают, продвигают и продают товар напрямую потребителю. Правда, как показала история с Champion, Target всегда может превратиться из партнёра в конкурента.

Сотрудничество с уже признанным на рынке брендом со своей лояльной аудиторией — хороший способ для компании выйти на рынок самой.

Поклонники Champion узнали, что теперь в Target можно купить спортивную одежду, и потому стали туда ходить.

Target этим воспользовалась и начала предлагать им свой собственный товар — очень похожий на уже знакомую им линейку Champion.

Лорен Битар, руководительница отдела аналитики RetailNext

Ритейлеры копировали тренды десятилетиями — иногда намеренно, иногда случайно, говорит аналитик NPD Group Маршал Коэн. На плагиате подиумных трендов зарабатывают такие бренды, как H&M и Zara. Копируют идеи розничные сети Walmart и Wayfair, а также сервис Amazon.

Но все они воссоздают отдельные продукты, а Target — целые бренды, которые могут конкурировать с лидерами рынка:

  • Она анализирует поисковые запросы.
  • Наблюдает за рынком и тенденциями.
  • Прогнозирует тренды, чтобы вовремя выпустить свою линейку.
  • Проводит опросы среди клиентов, чтобы совершенствовать дизайн.
Линейка мебели и домашнего декора Opal­house от Target повторяет товары компании Anthropologie <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.hunker.com%2F13711514%2Fanthropologie-dupes-weve-found-in-targets-new-opalhouse-line&postId=281413" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Hunker</a>
Линейка мебели и домашнего декора Opal­house от Target повторяет товары компании Anthropologie Hunker

Копируя других, Target редко нарушает законы — их в моде практически нет

Право интеллектуальной собственности при этом Target не нарушает, поскольку на рынке моды вообще мало соответствующих законов, говорит юрист Дуглас Хэнд.

Копирование идей — прибыльная для Target бизнес-модель. И пока она не посягает на запатентованные образцы и технологии, никаких законов она не нарушает.

Дуглас Хэнд, юрист

Правда, несколько раз Target зашла слишком далеко, пишет издание. В 2018 году с ней судился производитель спортивной обуви и одежды Vans.

Слева Target, справа — Vans
Слева Target, справа — Vans

Компания Burberry потребовала выплатить ей $8 млн за использование её фирменного паттерна.

Слева шарф Burberry, справа — Target
Слева шарф Burberry, справа — Target

А в 2019 году на Target подала в суд основательница продовольственного бренда Garnish & Gather Эмили Голуб. Target выпустила линейку Good & Gather, которая повторяла не только название, но также логотип и сами товары Голуб.

Все три дела в итоге приостановили. Других в истории компании не так много, поскольку плагиат в рознице широко распространён, пишет издание.

Однако такая тенденция угрожает небольшим брендам, которые активно инвестируют в инновационный дизайн, а затем ещё больше вкладывают в маркетинг, рассуждает соучредитель бренда экологичной одежды и обуви Allbirds Джоуи Цвиллингер.

Крупные ритейлеры пользуются идеями маленьких брендов так, будто последние разрабатывали идеи для них.

И ставят ритейлеры на узнаваемость — преимущество, которого у d2c-стартапов нет.

Джоуи Цвиллингер, основатель Allbirds

Фирменный товар Allbirds — обувь из шерсти за $95 — скопировали десятки розничных сетей, в том числе Amazon. Последняя выпустила в 2019 году похожую линейку, предлагая пару обуви за $45. По словам Allbirds, из-за этого компания теряет $10-15 млн в месяц.

Слева кроссовки от Amazon, справа — от Allbirds <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.geekwire.com%2F2019%2Fweve-wearing-amazons-allbirds-lookalikes-compare-real-thing%2F&postId=281413" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">GeekWire</a>
Слева кроссовки от Amazon, справа — от Allbirds GeekWire

Allbirds не стала подавать в суд на Amazon. Она уже пыталась судится с другими плагиатчиками, но разбирательства длятся слишком долго и не защищают компанию от потерь, говорит Цвиллингер.

Пока суд к чему-нибудь придёт, мода поменяется раз 20, а вместе с ней потеряет актуальность и дело. У большинства брендов на это нет ни сил, ни средств.

Дуглас Хэнд, юрист

Стартапы готовы к конкуренции с ритейлерами и потому вкладываются в инновации

Cтартапы стремятся сотрудничать с розничными сетями, чтобы хотя бы заполучить аудиторию, пишет издание. Например, создательница медиаплатформы Who What Wear Кэтрин Пауэр заключила контракт с Target, чтобы:

  • Выпустить совместную линию спортивной одежды JoyLab.
  • Эксклюзивно продавать свой бренд Who What Wear.
  • А также предложить покупателям Target свою линию по уходу за кожей Versed.

Так же поступил и производитель товаров и средств для мужской гигиены Harry's, надеясь стать конкурентом лидерам сегмента. Target даже выделил бренду отдельный стеллаж.

Стартапы готовы к конкуренции, пишет издание. Соучредитель экологичного бренда Grove Collaborative Стюарт Ландесберг представил свои многоразовые распылители и чистящие средства в Target в 2021 году.

Он знает, что крупные ритейлеры будут «плагиатить» Grove Collaborative, поэтому его цель — выпускать то, что рынок раньше не видел: «Если ваши идеи не копируют, то, возможно, они не такие уж интересные». К аналогичному выводу пришёл и Цвиллингер.

Мы решили, что Allbirds — не обувная компания, а инновационное производство материалов. И если мы будем хорошо справляться, плагиатчики за нами не угонятся.

Джоуи Цвиллингер, основатель Allbirds
5050
11
49 комментариев

Да какая это копия)
Так, жалкая пародия на легенду.
Башмаков типа вансов на рынке полно.
Единственное чем бы я отметил этот экземпляр - редкостное дурновкусие

37
Ответить

Ни в одном примере нет стопроцентных копий, там все разное, все детали. У обуви разный силуэт. Что за дое до клетки, теперь никому клетку нельзя что ли? Да многие, кто покупают «копии» понятия не имеют, что есть «оригинал»: увидели и купили. Я про вэнсы впервые слышу, кеды и кеды, не очень симпатичные. Что уникального во всей этой хрени, что они так бьются за свое единоличное обладание?

26
Ответить

когда что-то входит в моду, его пытаются в разных вариациях изготовить все производители, в тренде оычно какая-то деталь, которую немного меняют и исполняют во всем, в чем только можно, вы же сами видите - все одеты похоже, суть тренда понять можно по внешнему виду больешй части толпы

1
Ответить

Есть vans и есть копии. Кому-то может и нравится носить копию, а мне вот и мысли не придет купить вместо vans что-то другое, даже если оно дешевле и выглядит точно так же. И всего остального это касается

20
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Ну, ванс это уже достаточно раскрученный бренд, а есть новички, которых никто не знает, и купить вещь похожую на их уже не такой зашквар, как с раскрученными брендами.

+ скорее всего сетевой магазин не уронит качество продукта, что в принципе на дистанции экономит вам кучу кеша

5
Ответить

Что то кеды Ванс очень сильно напоминают мне мои кеды из моих далёких 80-х СССР... Моему отцу они также напоминаю его кеды из 60-х...Не верите?Так "Приключения Электроника",там точь в точь "почти"...
Кто же кого копирует и копировал?

4
Ответить