Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

Честно расскажем про то, как делать не надо, и как начинать ребрендинг правильно. В статье мы попытались ответить на вопрос: и насколько айдентика отвечает внутреннему содержанию идеи, сервиса, бренда и как она помогает стать лучше для клиентов?

Начало: MAED геральдический

Знакомьтесь, это MAED образца 2013 года. Первый логотип — это дерево знаний, растущее из книжки. Логотип придумал отец-основатель, двигатель проекта и главный идеолог MAED Андрей Гавриков. На момент основания учебного центра хотелось логотипа с отсылками к классическим западным крутым вузам.

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

Дизайн сайта в 2013 году никто не придумывал. Андрей взял готовый шаблон на wordpress, верстали сайт самостоятельно.

А вот как выглядел сайт.

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

Продолжение: MAED химический

Время шло и в году 2018 надо было обновляться, как-то что-то делать. Андрей Гавриков придумал концепцию с химическим элементом: каждый курс можно было сложить в систему периодических элементов маркетинга, ну и прокачаться в них.

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

Фирменные цвета — белый, синий, черный. Стиль все еще классический, строгий. Основное УТП MAED:

упор на классический маркетинг, вывереную систему;

и не менее классический партнер по обучению маркетингу.

Это сайт MAED:

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd
Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

В тех же синих и белых тонах, с тем же классическим видом. Но MAED растет: уже есть 6 курсов, больше 4000 выпускников. Примерно тогда же создали группу для коллег в Фейсбуке #Тыжмаркетолог ( вы удивитесь, посмотрев сколько там людей сейчас, и это активная аудитория). Есть большие амбиции и планы по завоеванию мира и его окрестностей. Есть команда, методология, стандарты. MAED образца 2018 года — устоявшийся солидный онлайн-образовательный сервис, который соединяет экспертизу профессионалов и тех, кому эта экспертиза больше всего нужна.

Именно в это время только ленивый не говорил нам о том, что сайт устарел, UI/UX у него отвратительные, навигация сложная. Пора было решаться на редизайн и решительно обновляться.

А вот тут история размеренного постепенного солидного роста тут обрывается. И начинается другая: MAED+ инвесторы.

Первый подход к ребрендингу: фиаско

Когда начинается стремительный рост, все возможно. Например новый нейминг. Почему нельзя было оставить старый? Потому что у MAEDa появились инвесторы, а там где инвестиции — там стремительное развитие, обновление. Хотелось сделать бренд MAED современным, очень ярким, видимым, отстроится в брендинге от конкурентов. Казалось, что быстрее всего это получится сделать, если изменить главное.

Так на стратегической сессии в 2020 году родилось новое название

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

Почему MAD? Одна из версий — потому что мы современные, дикие, с легкой ебанцой, с сумасшедшинкой. Так хотелось обновления, что в MAED`е быстро забрендировали все учебные материалы по-новому, но нигде не объяснили что это значит. Нужно было делать все одновременно: запускать блог в новом дизайне, придумывать фишки для креативов в SMM, дизайн рассылки, лидмагнитов, презентаций.

Этот логотип, дизайн и концепцию придумал Александр Лагута. Со стилем Лагуты мы мгновенно отстроились от конкурентов — агрессивный красный, черный, ярко выраженная сетка, черно-белые портреты и баннеры. В основе идеи таблицы. Маркетологи — это про таблицы, отчеты, поэтому дизайнер все сделал на основе табличной верстки. Стиль был простой понятный, такой финансово-математический, узнаваемый, современный. Как это должно было выглядеть:

( фото из аккаунта в Instagram дизайнера)

Почему не получилось? MAD — это не мы

Новое имя зарегистрировать не удалось. При нейминге очень важно это учитывать. Оказалось что мы не можем защитить никоим образом права на MAD, то есть не можем зарегистрировать товарный знак. А слово Academy в принципе не регистрируется. Получалось, что мы никаким образом не сможем это название защитить. К тому моменту уже все сошлись во мнении, что MAED тоже нормально, MAED знают, к MAED привыкли… Да и к тому же строгий, деловой дизайн шел вразрез с концепцией MAD — таких немного диких, но очень приятных маркетологов. Поэтому еще один логотип потихоньку проник в новый черно-красный дизайн:

от концепции остался только цвет 
от концепции остался только цвет 

«Мы отказались от родного, любимого и понятного не только для нас, но и для аудитории названия, и приняли идею, которая слабо отражала смысл предприятия. И с этой слабой идеей пошли заказывать новый фирменный стиль. Ведь мы не сумасшедшие, а наоборот методичные, скрупулезные, можем быть радостно — веселыми, но не MAD»

Владимир Давыдов, директор по маркетингу MAED

Действительно крутой концепт оказался мертворожденным. Мы не чувствовали внутреннего коннекта. Знаете, когда приходите на выставку современного искусства и не понимаете искусство это или нет. Мы не смогли справится с этим дизайном.

На этом месте должны быть какие-то выводы. Но вы уже и так все поняли.

Строгий концепт выдержать не удалось. Подчеркивания вместо буллитов, большие заголовки были нечитаемы в блоге. Получали от читателей такой фидбек: мол статьи ваши прекрасные, но читать с телефона трудновато. И мы стали делать то, что делать никак не должны — вмешиваться и потихоньку переиначивать концепт. Вначале идея была в том, чтобы люди пришли в экстаз от табличной верстки: с подчеркиваниями, разлиновкой. Но в тоже время было много элементов дизайна, которые связывали воедино концепт: косые линии через весь экран, красные круги. Но в нашем исполнении получалось какое-то перечеркивание, не было естественности. В естественном дизайне Лагуты не было объемной инфографики. Мы и ее сделали по-своему.

«Мы не имели никакого tone of voice, понимания как мы хотим по новому сообщить о себе, о своем позиционировании. Пытались на дизайн наложить то, как мы себя ощущаем. Но мы не чувствовали этого дизайна, и не могли даже на себя примерить. Поэтому не смогли его тиражировать. Когда мы начали создавать лендинги, наслоилось отсутствие у нас дизайнерских компетенций. Именно с точки зрения постановки ТЗ рядовым дизайнерам, которые реплицировали изначальный стиль Лагуты. Скорость и отсутствие лишних средств на исполнителей — и в итоге у нас получилось письмо Матроскина, Шарика и дяди Федора».

Павел Овсянников, генеральный директор MAED

Через 8 месяцев пришло окончательное осознание, что нужно начинать редизайн по-новому, и делать это правильно.

На этом месте снова должны быть какие-то выводы. Например о том, что цельный, естественный концепт дизайна самостоятельно менять по чуть-чуть — плохая идея.

Второй подход: начинаем формулировать смыслы и только потом идем в дизайн

Мы собрались и решили описать MAED, его сущность, позиционирование, тон голоса разными способами. Так мы поняли, что MAED — маркетолог для маркетологов.

из презентации бренд-платформы
из презентации бренд-платформы

Например вот так мы видим себя через музыку, личности, на какие бренды хотим быть похожи по духу:

Мы поняли что в основе нового фирменного стиля должны быть люди. Человекоцентризм здоровой образовательной организации, где люди — это

  • студенты ( много студентов, разные студенты)
  • выпускники
  • преподаватели ( с разным опытом в маркетинге)
  • фаундер, команда MAED ( нас много)
  • Якко Столкер, партнер от NIMA.

Дальше осознали, что хотим коммуницировать со всеми не только во время учебы. У нас есть большое комьюнити, студенческие чаты, закрытый клуб, блог, рассылка. Мы — коммуникаторы, те, кто зажигает и рассказывает истории. А еще те, кто может выслушать и посоветовать. Поэтому дальше получилось так:

Человекоцентризм + легкое общение на понятном языке, без канцелярита и официоза.

Потом мы поняли, что работаем над тем, чтобы студенту был важен не только результат, но и приятен сам процесс обучения. Потому что внедряем всякие новые форматы и методологии в обучение. Формула MAED подросла:

Человекоцентризм+ легкость в общении + fun.

Хотелось уйти от агрессивных цветов, показать дружелюбие, заботу, стать очень ярким брендом.

Вот с этим сформированным внутренним убеждением о том, кто мы и что нам нужно мы пришли к другому дизайнеру.

Внутреннее убеждение надо задокументировать. И периодически туда заглядывать, а документ назвать, например, «бренд-платформа».

Поэтому на второй раз мы пошли уже не от дизайна, а начали с прописывания смыслов — что такое MAED, для кого он, кто мы такие, сделали первый подход к созданию платформы бренда. И после этого уже пошли в дизайн.

Осознанный ребрендинг

Рассказывает Андрей Гавриков.

«Сейчас перешли к цветным элементам, это связано с расширением собственных граней и видения. В 2013 году мы стали партнерами NIMA в России, тогда мы считали, что образование это ОЧЕНЬ серьезно, сложно и академично. И мы целевую аудиторию видели только в таком разрезе — мол вот сейчас всем срочно надо получить системное образование, сложное, большое, навороченное.

Со временем мы стали понимать, что образование — это конструктор. Его можно выстраивать из разных блоков, элементов. История с многообразием, раньше у нас было достаточно узкое направление по обучению в маркетинге, сейчас мы охватываем все направления. Подхватываем и развиваем новые професси, например, crm- маркетолог, мессенджер-маркетолог, менеджер по маркетплейсам. Каждая буква, каждый элемент символизируют разные направления в маркетинге. Можно добавлять разные цвета и говорить что весь в MAED`е весь спектр маркетингового образования».

Андрей Гавриков,, совладелец и генеральный директор маркетинговой группы «Комплето», представитель Нидерландского Института Маркетинга (NIMA) в России

Теперь логотип MAED выглядит так:

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

Дизайнер Александр Бородай подсказал решение, которое не ограничивает нас в использовании логотипа на визуальных элементах разных размеров и направлений. Вот как выглядит лого для крупных форматов.

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

Из лого можно сделать паттерн или послания, которые будут считываться всеми за секунду:

Мы исследовали несколько различных подходов и в итоге нашли два, которые будут работать в различных контекстах: фотография и цвета бренда.

Фотографии показывают лица бренда

Фотография — идеальное средство для чествования людей, которые делают MAED тем, чем он является — будь то наша команда, наши замечательные клиенты или более широкое маркетинговое сообщество. Дизайнер подсказал стиль фотографии, который является динамичным, реалистичным, светлым и демонстрирует влияние MAED на жизнь его студентов.

«Имиджевые изображения бренда представляют собой набор сверх эмоциональных(!) фотографий кураторов, лекторов, команды либо учеников. Стилистика имиджевых фотографий должна подчеркивать и передавать позитивные эмоции от обучения и индивидуальность моделей. Фото могут использоваться вместе с прочими бренд-элементами. Для сборки рекламных макетов нужны максимально эмоциональные фотографии. Рекомендую использовать цветные фоны, которые идентичны или максимально приближены к бренд-цветам».

Андрей Бородай, дизайнер
ну до сверх эмоциональных фото  мы еще не дошли, но все возможно 
ну до сверх эмоциональных фото  мы еще не дошли, но все возможно 

Цвета и иконки

Дизайнер предложил цветовую гамму из семи основных цветов. Но главная фишка в том, что использование дополнительных цветов не ограничено. Главное соблюдать принцип цветового контраста

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

А иконки сделаны таким образом, что их легко может сделать даже начинающий дизайнер. Вообще все в новом фирменном стиле построено так, что его легко придерживаться, воплощать в верстке, баннерах, лендингах. Позитивный и простой стиль, веселое и интересное обучение:

Графический роман или история ребрендинга с четырьмя логотипами. Кейс MаEd

«Я предложил для верстки рекламных коммуникаций некий конструктор из имиджей, блоковой структуры ( кубики, окрашенные в какой-то цвет), рекламных сообщений в фирменном шрифте. Хотел сделать сообщения крупными, эмоциональными, чтобы они гармонировали с графическими элементами».

Александр Бородай, дизайнер
фрагмент из гайдлайна по стилю
фрагмент из гайдлайна по стилю

А что получилось в результате

Ярче

Мы именно так себя и чувствуем — яркими, настоящими.

Под капотом мы все тот же MAED, но мы уверены, что наш новый бренд будет намного лучше показывать, кто мы есть на самом деле.

2222
11 комментариев

Коллеги, привет! Вы проделали большую работу и, кажется, что получилось неплохо. 
Я так понял, что это ребрендинг, верно? Расскажите, а где потерялось исследование аудитории? Что они думали до ребрендинга, а что после? Где вы на карте рынка? Ваша ЦА это понимает?

Буду рад вашему ответу

4

ребрендинг был прямо сегодня  - вот выкатили утром обновленный сайт. Исследование аудитории  - мы же образовательная контора, поэтому знаем про аудиторию все. Был фидбек про то, что ..ну не ок. Мы подумали и сделали ок. 

Еееее! Это огонь новость!)))) Очень крутой дизайн!)

1

Оч крутой новый фирстиль! Прямо 8 балов из пяти :)