Повысить нельзя уволить. Что делать, если сотрудники работают в нескольких компаниях одновременно?

Рассказывает Павел Шинкаренко, CEO и основатель Solar Staff

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Недавно The Wall Street Journal выпустил статью про удаленных сотрудников, которые работают сразу в нескольких компаниях. Они используют несколько ноутбуков, разные таск-трекеры и зарабатывают от 200$ тысяч в год. В сети даже появились полноценные сайты, которые пропагандируют новый подход к работодателю — «Говорят, у нас свободный рынок. Я собираюсь взять от него всё, что мне полагается».

В будущем мы будем видеть больше подобных историй, потому что само отношение людей к труду за последние два года изменилось. Ниже я описал, откуда появилась одновременная работа в нескольких компаниях, и как можно адаптировать свой подход к сотрудникам. Но обо всем по порядку.

Как одновременная работа в нескольких компаниях связана с гиг-экономикой

Пандемия сильно поменяла отношение к работе. Все компании, пускай и временно, перешли на удаленку, из-за чего у людей возник логичный вопрос — «зачем мне сидеть в ненавистной компании, если у меня появилось столько возможностей?». Культ постоянной занятости начал исчезать, на его место пришло желание изменить свою жизнь.

Многие сменили работу, столько же ушло на фриланс — по данным PwC, в России уже есть 14 млн. проектных исполнителей: только за прошлый год их количество увеличилось на 76%. Одновременно с этим, бизнес понял, что фриланс экономит деньги и время компании. Один из ключевых параметров — время поиска необходимого кандидата. Human Capital Benchmarking Report отмечал, что на закрытие вакансии у компаний в среднем уходит 42 дня. Для сравнения, наше исследование показало, что на поиск фрилансера бизнес тратит 3,5 дня. Серьезная разница, не находите?

Профиль людей, которые работают на себя, сильно поменялся — теперь это не только студенты, которые совмещают работу с учебой. Это маркетологи, специалисты по нейросетям, врачи, юристы. У многих из них есть опыт корпоративной культуры, но они устали от крупных компаний и поняли, что им выгоднее работать на себя — так можно заработать больше денег и получить больше опыта.

На 76%
увеличилось количество проектных исполнителей в России. По данным PwC за последний год.

Подобных «свободных художников» будет становиться все больше — по данным исследования ADPRI, со старта пандемии больше половины сотрудников заинтересовались в работе по контракту, так как это открывает новые возможности в применении навыков. Не забываем и про «зумеров», для которых удаленная работа не ноу-хау, а стандарт. Так, уже в обозримом будущем нас ждет рынок из десятков миллионов фрилансеров. И это люди, которых интересует быстрый рост, деньги и интересные задачи, а также этика, если говорить про «зедов». Но точно не модная переговорка с Playstation 5 и вкусным чаем.

Отсюда и желание людей работать в нескольких местах одновременно — это ультимативный способ получить много опыта и денег за короткий промежуток времени. Для компаний это может звучать дико, но это новая реальность, в которой мы все оказались после пандемии.

Почему подработка сотрудников — это хорошо и для компаний и для сотрудников

Если вы живете не в Мавритании, то рабство в вашей стране уже отменено, а в конституции даже прописаны какие-то права. Одно из них — право на труд. Компании не могут просто взять и запретить подработки, особенно если они не мешают сотруднику выполнять свои обязательства. Это банально против прогресса — как я писал выше, умение «подрабатывать» находится в ДНК любого современного сотрудника. Некоторые делают это настолько умело, что совмещают работу на 10 местах одновременно.

Кажется, что подработка означает сокращение зарплат. Но на деле все зависит от того, как компания платит человеку — за время (в народе time and material) или за закрытые задачи (Unit-economy). Если компания платит за задачи, то ей без разницы сколько подработок у сотрудника — главное, чтобы был результат. Вообще, использование Unit-экономики при найме дает настолько большую гибкость и вариативность действий, что об этом можно написать отдельную статью.

Большое количество закрытых задач помогают человеку быстро получить опыт и прокачать себя. Чем больше людей подрабатывает, тем больше качественных специалистов появляется на рынке.

Бизнесу это выгодно, потому что любая компания всегда заинтересована в самых высококвалифицированных кадрах. Важная поправка: речь идет о качественной подработке, когда задачи закрываются вовремя, а заказчик получает оговоренный результат.

Соответственно, чем быстрее бизнес адаптируется под новые условия и начнет поддерживать подработку (или не выступать открыто против нее), тем быстрее у него появятся квалифицированные сотрудники. Подработка в нескольких компаниях станет новой нормой — вопрос только в том, как скоро.

Три способа реагирования на подработку: «за», «против» и c пользой для себя

  • Узнать и зарегламентировать. Можно открыто заявить — «мы не против, чтобы вы работали где-то еще, если…» и дальше перечислить при каких условиях это возможно. Например, если соблюдается non compete — то есть на конкурентов работать нельзя. Или сказать, что в таком случае надо выходить из рабочих профилей программ и переключаться на профили другой компании.

  • Уволить. Если компания не знает, что делать с подрабатывающими специалистами и видит в них опасность, то логично перестать с ними работать. Главное — обозначить позицию заранее, на этапе найма. Как минимум, это честно. Пока что бизнес может нанимать людей и с такими условиями.

  • Дать возможности. Если ваш сотрудник подрабатывает в другом месте, потому что хочет больше заработать, то что мешает ему делать то же самое в вашей компании? Вы можете нагрузить человека новыми обязательствами и задачами, учитывая его навыки и желание заработать.

    Классический пример — Google. Компания транслирует конкретную мысль: «Ты можешь потратить полдня пятницы на собственный проект и идеи. Только держи все на виду, чтобы при случае мы могли его выкупить». Главное — избегать ситуаций, когда с ростом задач доход сотрудника не увеличивается. Это несправедливо, непродуктивно, да и как минимум — не по-людски.

⌘⌘⌘

После перевода статьи The Wall Street Journal на VC некоторые отмечали, что не понимают как должны чувствовать себя компании в такой ситуации. Они инвестируют в развитие сотрудников и заботятся об их комфорте, хотя они в «любой момент» могут уйти в другое место. Кажется, в ситуации с одновременной работой ситуация еще хуже, потому что сотрудники могут пользоваться благами сразу нескольких компаний, а потом еще и начать работать на себя.

То, что компании вкладывают в сотрудников — часть общественного договора. Еда, отпуски, корпоративы, психологи, уроки иностранных языков (у нас вот даже иностранцы русский учат) — это нормально. Amazon, например, потратит более миллиарда долларов на бакалавриат для сотрудников. На первый взгляд кажется, что компания своими же руками роет себе могилу. Но на деле это совсем не так.

Можно относиться к людям, как к рабам — «я тебе плачу зарплату, что ты из себя тут возомнил», но этот как минимум неэффективно в долгосрочной перспективе

В любой момент может появиться компания, которая предложит лучшие условия труда и все сотрудники уйдут к ней. Причем, это может быть конкурент из смежной сферы — в строительстве кадровый голод, потому что люди поняли, что возить пиццу выгоднее, безопаснее и приятнее. А еще зарплата на карточку приходит раз в неделю и никаких тебе кирпичей.

В древности рабы тоже делали свою работу «за бесплатно», но когда к ним начали по-нормальному относиться и платить зарплату, то они начали работать еще лучше. Годы прошли, но ситуация не изменилась — выигрывает тот, кто думает о сотрудниках и открывает возможности.

7171
60 комментариев

Платить нормальную зарплату, например

28

Комментарий недоступен

31

Так нельзя

3

Человеческой жадности нет предела

1

Если мы говорим о подработке, когда юрист утром вычитывает договор в одной компании, а вечером вычитывает договор в другой компании — то такая подработка возможна и, мне кажется, давно существовала и без пандемии для любого процессного специалиста.

Но тезис о том, что руководитель любого звена / создатель некой дополнительной ценности для компании будет равноценно работать на двух параллельных равнозначных работах мне кажется очень спорной.

В Amazon есть хороший принцип single-threaded leader (STL), согласно которому у проекта должен быть руководитель, который думает только об одном, своем проекте. Если определены цели и метрики этого проекта, если у STL есть обозначенные полномочия — он реально начинает его пушить. 

Если предположить, что STL в другом месте имеет параллельную подработку аналогичного масштаба (а, например, торговля чем-либо в инсте это вполне себе большой проект), то возникает резкий дефицит пропускной способности мозга и страдать будут оба проекта. 

Подобная расфокусировка хорошо заметна, когда компания или отдел пытается, не имея ресурсов, угнаться за двумя разными гипотезами. 

26

Александр, спасибо за развернутый комментарий и за рассказ про опыт Amazon.

В статье скорее речь идет о подработках не в менеджерских отраслях (например, дизайн). Менеджер, который подрабатывает сразу в нескольких местах — птица редкая. Работа слишком сильно требует концентрации на процессе, который происходит с участием других людей. 

4

Всё действительно так.
Но я по себе помню, когда у меня, как у руководителя команды, было (в рамках одной компании) несколько проектов. 
Где ты по сути не можешь 24/7 быть в рамках одного проекта, если не пишешь код — это будет просто мешать другим работать. 

И окей, там ты переключался между 2 – 5 проектами (зависит от контекста), но если в рамках компании у тебя есть задачи на 4 часа и дальше либо надо высасывать их из пальца, либо имитировать бурную деятельность, то почему нет?
Понятно, что это должно не мешать ни одному из проектов, понятно, что надо согласовать. Но в некоторых кейсах это возможно.

1