Бесплатный транспорт и платные дороги — обсудим, «взлетит» ли такой подход в России

Минтранс может предложить дополнительный стимул для отказа от личных автомобилей. Расскажу о ситуации с точки зрения страхового эксперта.

Red John / Unsplash.com
Red John / Unsplash.com

В чем суть инициативы

У нас в стране есть только одна полностью платная трасса — M11, соединяющая две столицы. Остальные федеральные направления включают лишь отдельные платные участки. Однако Министерство транспорта предложило ввести «покилометровую» плату за перемещение по всем дорогам: к 2025 году — по трассам регионального значения, а к 2035 — по городским дорожным сетям.

Взамен в правительстве хотят сделать бесплатным проезд на общественном транспорте. Такой подход позволит сократить нагрузку на дорожную сеть (особенно в крупных городах) и стимулировать жителей чаще ездить на метро, автобусах, троллейбусах и трамваях.

Новый законопроект также позволит решить потенциальную проблему, связанную с обслуживанием дорожной инфраструктуры. Сегодня часть этих затрат покрывают акцизами на бензин. Платная модель позволит сгладить переход на транспорт с альтернативными источниками энергии — в частности, электромобили.

Кто за, кто против

Инициативу поддержал «Союз пассажиров России». В организации убеждены, что водители не будут платить больше, но только если акциз на топливо будет отменен. Однако инициатива не нашла поддержки среди автолюбителей и связанных с ними общественных организаций. Представители «Движения автомобилистов России» уже давно говорят, что платные дороги ограничивают право на свободное перемещение. Кроме того, инициатива приведет к росту стоимости товаров и услуг, требующих грузоперевозок.

С критикой законопроекта также выступили координаторы движения «Синие ведерки». Они считают несправедливым потенциальное повышение финансовой нагрузки на водителей. Им уже приходится платить за въезд в отдельные населенные пункты, парковку и оплачивать транспортный налог. Кстати, с принятием законопроекта не исключено, что автолюбителям придется приобретать и специализированное оборудование — транспондеры.

Egor Myznik / Unsplash.com
Egor Myznik / Unsplash.com

Хотя законопроект пока не принят, и работа над ним продолжается. К 2025 году регулятор может отказаться от проблемных позиций и добавить уточнения. Вполне возможно, что некоторые из них будут связаны с работой страховых компаний.

К вопросу о страховании

Страховые компании могут проработать новые модели страхования — не исключено, что они будут ориентироваться на опыт зарубежных коллег, как в случае с внедрением электронных документов.

Так, в Мексике уже страхуют ответственность автомобилистов за проезд по платным участкам дорог. Соответствующий чек представляет собой полис, который покрывает расходы на восстановление дорожного полотна, «отбойников» и столбов освещения при аварии.

Можно предположить, что страховые компании начнут плотнее работать и с имуществом автомобилистов. Уже сейчас некоторые из них предлагают услугу страхования транспондеров. Постепенно сервис становится все более востребованным, и с принятием нового законопроекта он получит еще большее распространение.

Другие мои материалы на vc.ru:

99
44 комментария

Опять всех пытаются пересадить на ОТ. С текущей организацией оного, это 100% не возможно. Я например не хочу в ливень идти километр до остановки ОТ, там ждать 10-15 минут автобус и потом пытаться втиснуться в него. При этом на машине мне 10-15 минут ехать этот же маршрут.

10
Ответить

Нужно просто отделить Москву от России, где это хотя бы теоретически возможно и не мучать остальных жителей бескрайней такими предложениями, где без личного автомобиля жизнь быстро превратится в ад.
Вот что бывает в сверхцентрализованной стране, когда проблемы Москвы совершенно не совпадают с проблемами остальной страны, а так как все реально принимающие решения чинуши сидят в Москве, вот и получаем текущий концептуальный бред

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Когда транспортный налог отменят? Помните, нам обещали его отмену, когда вводили акциза на топливо. Вот такой же вам будет бесплатный общественный транспорт.

8
Ответить

Не вводили акциз, он был всегда, а крепко повышали текущий.

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

В чем смысл замены буквы о на е? Это какой-то шифр сектантов?

Ответить