Смерть бизнес модели агрегатор для Автомоек

Запуская наш проект Кармен, за 4 года мы сделали несколько пивотов. Оглядываясь назад и имея сегодняшний опыт мы понимаем, что многое можно было сделать быстрее и дешевле, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Развивая проект мы наблюдали рождение и смерть десятка проектов с аналогичной бизнес моделью Агрегатор для Автомоек. И продолжаем наблюдать запуск новых аналогичных проектов. Хотелось бы рассмотреть несколько из них и понять причину "смерти" - сделать заключение "патологоанатома", возможно, для стартующих проектов будет полезно не повторять чужих ошибок.

На что тратит и на чем зарабатывает агрегатор? Яндекс Такси "покупает" трафик и продает его таксопаркам. Деливери клаб покупает трафик и "продает" его производителям еды. Модели похожие, но в случае Яндекса таксопарку не выгодно уводить клиента в свое приложение или просить клиента, чтобы он в следующий раз звонил напрямую в таксопарк. А в случае Деливери клаб, производителю еды, выгодно, чтобы клиент в следующий раз делал заказ напрямую у него, в обход агрегатора Деливери клаб. Именно поэтому в такси использующем агрегатор Яндекс такси, спокойно лежат визитки яндекса или есть наклейки Яндекса. Но в производителе еды Вы не найдете визитки Деливери клаб, или упоминания на сайте об Агрегаторе.

Это происходит из за разной доступности ресурсов для удовлетворения потребности клиентов. У таксопарка ограниченный ресурс машин и в случае роста спроса и отсутствия возможности удовлетворить его, будет отток клиентов. Поэтому для них проще работать через Яндекс. Для производителя еды рост прямого спроса в обход агрегатора, это уменьшение затрат на повторный заказ.

Первые агрегаторы для Автомоек пытались строить, что то среднее между Яндексом и Деливери. Идея была хорошая, автолюбитель может выбрать любую автомойку в агрегаторе и записаться на нее. А Автомойка с радостью обслужит клиента и заплатит % с заказа агрегатору. Реальность же оказалась немного другой. Работу 90% автомоек, сложно назвать бизнесом, их доходы имеют сезонность и зависят от погоды. Т.е. когда на улице дождь, автомойка пустая, когда выглянуло солнце автолюбители поехали мыть машины. И заказы из агрегатора поступают на автомойку по аналогичной закономерности. Т.е. когда на автомойке пусто, на нее никто не едет и через агрегатор, а когда на автомойке очередь, через агрегатор поступают заказы, за которые нужно еще заплатить %. Естественно, что все договоренности с Агрегатором начинают нарушаться и Автомойка обслуживает клиентов из очереди, а клиентам из Агрегатора указывают на конец очереди.

Этот конфликт интересов не дает развиваться ни Агрегатору, ни владельцам автомоек получать дополнительный доход. Т.к. привычка пользоваться Мобильным приложением у Автолюбителя вырабатывается в момент наличия потребности, т.е. в хорошую погоду, а уже в плохую погоду можно стимулировать клиента различными акциями и мероприятиями.

Агрегатор Мойка Мойка - были одни из первых, запускались в Москве. Раздавали планшеты своим бизнес партнерам Автомойкам. Идеология, ставить статус занято, когда мойка не может принять клиента. Естественно в часы пик, никто из клиентов не мог записаться, а если записывался и приезжал его просто игнорировали. Последнее обновление декабрь 2016 года, количество скачиваний 50-100т. Отзывы: 50% положительные, 50% отрицательные. Подробнее ниже:

Автомойки Онлайн. Одни из самых активных. Запускались в Уфе, Санкт-Петербурге. Модель: привлечение клиентов и получение % с каждого заказа. Скачиваний 50-100т., отзывы 50% положительных, 50% отрицательных. Обновляли последний раз в августе 2017 года. Подробнее ниже:

АвтомойкиРу - пытающийся, развиваться проект. Начали выходить на рынок СНГ. Пытаются продавать бизнес, как франшизу. Количество скачиваний 50-100т. Отзывы 50% положительных, 50% отрицательных. Обновление сентябрь 2017.

Есть еще с десяток более мелких проектов, есть такие кто находится на самом старте. Мы сами около года шли по модели агрегатора, но поняв, что эта модель не работает, мы начали делать персональные мобильные приложения Кармен для каждого автокомплекса. И помогаем Автобизнесам увеличить доход в 2 раза. И уже на базе персональных мобильных приложений строим экосистему, в которой есть возможность заработка для владельцев Автомоек, Автосервисов и других Автобизнесов (Эвакуаторов, Аваркомов и др.)

Есть еще агрегаторы для Автосервисов, и среди них есть работающие модели, но о них в следующей статье.

77
77 комментариев

Вопрос такой, у вас человек на автомойку как записывался, что приезжая ко времени записи его стивили в хвост? Это как в парикмахерскую записаться на стрижку на 10 утра, потому что на свадьбу к другу к 12, а тебя в общую очередь ... Смысл записи тогда пропадает. Мне кажется в описанной прблеме явно недоработка агрегатора.

4
Ответить

Это конфликт интересов. Логично, что первое время автолюбители записываются в часы пик (например хороша погода, после плохой). А в это время на автомойке и так наплыв заказов. Так зачем им пропускать, кого то вперёд и ещё делиться доходом. Поэтому и возникает ощущение, что агрегатор не работает - это видно из отзывов.

1
Ответить

В описанной вами модели взаимоотношений, как мне кажется, не хватает полноты. Такси - это рынок таксопарков, влияние потребителя минимальное. Еда в ресторане/автомойка/стрижка/автосервис/ветлечебница - рынки локальных бизнесов с большим влиянием потребителя, то есть это в принципе рынок местного жителя. Приложение не создаёт дополнительной ценности для локального бизнеса, и от агрегации 3.5 ресторанов или 2.5 автосервисов толку никакого. Я пока просто пытаюсь суммировать опыт работы с такими бизнесами, возможно, я не прав.

4
Ответить

Спасибо за комментарий. А с каким бизнесом у Вас опыт работы? По таксопаркам Вы правы. Про производителей еды, имелась ввиду доставка еды. А по поводу локальных автосервисов и автомоек, ценность им отлично придаёт персональное мобильное приложение. Бизнес имеет возможность контактировать со своими клиентами, клиенты имеют возможность записываться заранее.

Ответить

"Агрегатор" простых услуг, типа мойка или шиномонтаж малополезен. Воспринимается как попытка присосаться к чужому бизнесу, без очевидной пользы клиенту или мойке. Есть масса попыток создать агрегатор автосервисов. Пока существенных успехов не наблюдается. Яндекс анонсировал подобный проект давно. Заявляли "мы будем букингом для автосервисов". Упустили из вида очевидную вещь, а именно необходимость классифицировать услуги и дистанционно определить потребность клиента. В этом и увязли. Еще не решенный момент - отзывы. Если букинг гостиниц не позволяет делать фейковые отзывы, то агрегатор автосервисов - пожалуйста. Поскольку оплата идет через кассу сервиса а не через сайт агрегатора. Замочить соседа-конкурента не проблема. Некоторые усилия в этой области предприняла компания Оскара Хартмана "КарФикс", но уперлась в невозможность выявить реальные потребности клиента при заказе, следовательно невозможно адекватно подобрать автосервис. Я даже вызвался помочь составить классификатор услуг, не всех, но тех, которые можно удаленно класифицировать. Пока не приступал, КарФикс думают. Есть пример ВилГуда. Они предлагают услугу единой СРМ для своей сети, но штука кабальная, автосервис попадает в зависимость. В "европах" то же самое. Много громких заявлений от стартующих агрегаторов, но пока не видно успехов. Вот когда ремонт будет машина заказывать сама, через автодиагностику, без воли хозяина, тогда рынок поменяется. Если такое вообще когда то произойдет. Большинство сервисов в Германии не только с агрегаторами не работают, но и вообще рекламы не дают. Они короли района, к ним ездят годами, и пока ситуация меняться не торопится. Лично я этому рад.

3
Ответить

Дмитрий, спасибо за комментарий! Вы прямо в точку попали про автосервисы! Хотел об этом написать в следующей статье. Агрегатор для автосервисов на основе демпинга цены - утопия. У нас другая идеология мы даём приложение непосредственно конкретному автосервису. И в наших приложениях клиенту не нужно глубоко разбираться в проблеме, что именно у него не работает. Как правило в наших приложениях клиент уже знает свой сервис и ему лишь надо быстро и легко оставить заявку. Приведу пример: раньше с перегоревшей лампочкой я ездил до того пока не перегорит вторая ) сейчас я оставляю заявку и еду ко времени. Если в это время меня принять не могут мне перезванивают и перезаписывают. Таким образом у клиента вырабатывается рефлекс: есть вопрос? Запишись в 2 клика. Карфикс не работает так, как это планировалось. Это видел из количества скачиваний. Я тоже писал Оскару о возможном партнёрстве, но естественно ответа не получил. Карфикс сейчас делают ico уже собрали несколько миллионов, надеюсь денег хватит, чтобы найти работающую модель

Ответить

На районе есть несколько моек, которые я все уже знаю. Все испытал. Есть любимая.

Зачем мне приложение или сайт или агрегатор мойки. Даже если там очередь, то я к этому готов и планирую мойку в конце дня. Это как визит в супермаркет. Там бывают очереди и это просто надо пройти, чтобы купить продукты.

2
Ответить