{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Смерть бизнес модели агрегатор для Автомоек

Запуская наш проект Кармен, за 4 года мы сделали несколько пивотов. Оглядываясь назад и имея сегодняшний опыт мы понимаем, что многое можно было сделать быстрее и дешевле, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

Развивая проект мы наблюдали рождение и смерть десятка проектов с аналогичной бизнес моделью Агрегатор для Автомоек. И продолжаем наблюдать запуск новых аналогичных проектов. Хотелось бы рассмотреть несколько из них и понять причину "смерти" - сделать заключение "патологоанатома", возможно, для стартующих проектов будет полезно не повторять чужих ошибок.

На что тратит и на чем зарабатывает агрегатор? Яндекс Такси "покупает" трафик и продает его таксопаркам. Деливери клаб покупает трафик и "продает" его производителям еды. Модели похожие, но в случае Яндекса таксопарку не выгодно уводить клиента в свое приложение или просить клиента, чтобы он в следующий раз звонил напрямую в таксопарк. А в случае Деливери клаб, производителю еды, выгодно, чтобы клиент в следующий раз делал заказ напрямую у него, в обход агрегатора Деливери клаб. Именно поэтому в такси использующем агрегатор Яндекс такси, спокойно лежат визитки яндекса или есть наклейки Яндекса. Но в производителе еды Вы не найдете визитки Деливери клаб, или упоминания на сайте об Агрегаторе.

Это происходит из за разной доступности ресурсов для удовлетворения потребности клиентов. У таксопарка ограниченный ресурс машин и в случае роста спроса и отсутствия возможности удовлетворить его, будет отток клиентов. Поэтому для них проще работать через Яндекс. Для производителя еды рост прямого спроса в обход агрегатора, это уменьшение затрат на повторный заказ.

Первые агрегаторы для Автомоек пытались строить, что то среднее между Яндексом и Деливери. Идея была хорошая, автолюбитель может выбрать любую автомойку в агрегаторе и записаться на нее. А Автомойка с радостью обслужит клиента и заплатит % с заказа агрегатору. Реальность же оказалась немного другой. Работу 90% автомоек, сложно назвать бизнесом, их доходы имеют сезонность и зависят от погоды. Т.е. когда на улице дождь, автомойка пустая, когда выглянуло солнце автолюбители поехали мыть машины. И заказы из агрегатора поступают на автомойку по аналогичной закономерности. Т.е. когда на автомойке пусто, на нее никто не едет и через агрегатор, а когда на автомойке очередь, через агрегатор поступают заказы, за которые нужно еще заплатить %. Естественно, что все договоренности с Агрегатором начинают нарушаться и Автомойка обслуживает клиентов из очереди, а клиентам из Агрегатора указывают на конец очереди.

Этот конфликт интересов не дает развиваться ни Агрегатору, ни владельцам автомоек получать дополнительный доход. Т.к. привычка пользоваться Мобильным приложением у Автолюбителя вырабатывается в момент наличия потребности, т.е. в хорошую погоду, а уже в плохую погоду можно стимулировать клиента различными акциями и мероприятиями.

Агрегатор Мойка Мойка - были одни из первых, запускались в Москве. Раздавали планшеты своим бизнес партнерам Автомойкам. Идеология, ставить статус занято, когда мойка не может принять клиента. Естественно в часы пик, никто из клиентов не мог записаться, а если записывался и приезжал его просто игнорировали. Последнее обновление декабрь 2016 года, количество скачиваний 50-100т. Отзывы: 50% положительные, 50% отрицательные. Подробнее ниже:

Автомойки Онлайн. Одни из самых активных. Запускались в Уфе, Санкт-Петербурге. Модель: привлечение клиентов и получение % с каждого заказа. Скачиваний 50-100т., отзывы 50% положительных, 50% отрицательных. Обновляли последний раз в августе 2017 года. Подробнее ниже:

АвтомойкиРу - пытающийся, развиваться проект. Начали выходить на рынок СНГ. Пытаются продавать бизнес, как франшизу. Количество скачиваний 50-100т. Отзывы 50% положительных, 50% отрицательных. Обновление сентябрь 2017.

Есть еще с десяток более мелких проектов, есть такие кто находится на самом старте. Мы сами около года шли по модели агрегатора, но поняв, что эта модель не работает, мы начали делать персональные мобильные приложения Кармен для каждого автокомплекса. И помогаем Автобизнесам увеличить доход в 2 раза. И уже на базе персональных мобильных приложений строим экосистему, в которой есть возможность заработка для владельцев Автомоек, Автосервисов и других Автобизнесов (Эвакуаторов, Аваркомов и др.)

Есть еще агрегаторы для Автосервисов, и среди них есть работающие модели, но о них в следующей статье.

0
77 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Дмитриев

"Агрегатор" простых услуг, типа мойка или шиномонтаж малополезен. Воспринимается как попытка присосаться к чужому бизнесу, без очевидной пользы клиенту или мойке. Есть масса попыток создать агрегатор автосервисов. Пока существенных успехов не наблюдается. Яндекс анонсировал подобный проект давно. Заявляли "мы будем букингом для автосервисов". Упустили из вида очевидную вещь, а именно необходимость классифицировать услуги и дистанционно определить потребность клиента. В этом и увязли. Еще не решенный момент - отзывы. Если букинг гостиниц не позволяет делать фейковые отзывы, то агрегатор автосервисов - пожалуйста. Поскольку оплата идет через кассу сервиса а не через сайт агрегатора. Замочить соседа-конкурента не проблема. Некоторые усилия в этой области предприняла компания Оскара Хартмана "КарФикс", но уперлась в невозможность выявить реальные потребности клиента при заказе, следовательно невозможно адекватно подобрать автосервис. Я даже вызвался помочь составить классификатор услуг, не всех, но тех, которые можно удаленно класифицировать. Пока не приступал, КарФикс думают. Есть пример ВилГуда. Они предлагают услугу единой СРМ для своей сети, но штука кабальная, автосервис попадает в зависимость. В "европах" то же самое. Много громких заявлений от стартующих агрегаторов, но пока не видно успехов. Вот когда ремонт будет машина заказывать сама, через автодиагностику, без воли хозяина, тогда рынок поменяется. Если такое вообще когда то произойдет. Большинство сервисов в Германии не только с агрегаторами не работают, но и вообще рекламы не дают. Они короли района, к ним ездят годами, и пока ситуация меняться не торопится. Лично я этому рад.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Дмитрий, спасибо за комментарий! Вы прямо в точку попали про автосервисы! Хотел об этом написать в следующей статье. Агрегатор для автосервисов на основе демпинга цены - утопия. У нас другая идеология мы даём приложение непосредственно конкретному автосервису. И в наших приложениях клиенту не нужно глубоко разбираться в проблеме, что именно у него не работает. Как правило в наших приложениях клиент уже знает свой сервис и ему лишь надо быстро и легко оставить заявку. Приведу пример: раньше с перегоревшей лампочкой я ездил до того пока не перегорит вторая ) сейчас я оставляю заявку и еду ко времени. Если в это время меня принять не могут мне перезванивают и перезаписывают. Таким образом у клиента вырабатывается рефлекс: есть вопрос? Запишись в 2 клика. Карфикс не работает так, как это планировалось. Это видел из количества скачиваний. Я тоже писал Оскару о возможном партнёрстве, но естественно ответа не получил. Карфикс сейчас делают ico уже собрали несколько миллионов, надеюсь денег хватит, чтобы найти работающую модель

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Даньшов

А зачем автосервису это приложение? Как я запишу человека на ремонт, если я не понимаю, что ему нужно делать? Сколько времени под него резервировать? Сход-развал ему нужен? Диагност? Какие запчасти держать на готове? Может это вообще не мой клиент? Это не всегда может определить оператор кол центра, тк ему не хватает квалификации. Вы считаете, если вы не можете решить задачу, то её проще проигнорировать. Проще, но работать не будет.
Какую ценность вы создаете? Мне кажется, иногда программисты и маркетологи стремятся выдумать несуществующие потребности, надеясь их удовлетворить привычным для них способом - приложением. Это очевидно тупиковый путь.
Вникайте в специфику, чего обычно програмисты делать не любят. Иначе придется описывать очередной крах очередного агрегатора. Быть агрегатором замены лампочек, мойки или шиномонтажа - бессмысленно. Быть универсальным агрегатором сложных ремонтов тяжело, нужно быть экспертом, торчать на форумах, быть в теме, и адресно рекомендовать дорогой ремонт к соответствующиму мастеру. Приложением здесь не обойдешься. Можно попробовать выбрать узкие, специализированные виды ремонта: аэрографию, чип тюнинг по моделям, ремонт\замену пневмобалонов подвески, балансировку и ремонт карданных передач. Нужно будет подбирать, аттестовывать сервисы, искать нужных клиенту специалистов. Это сложно и муторно. Но по другому пока ни у кого не получилось.

Ответить
Развернуть ветку
Salavat Suleymanov
Автор

Дмитрий, спасибо за подробный комментарий. А у Вас автосервис? Мы почти 4 года разбирались в специфике автосервисов и автомоек. Когда клиент записывается по телефону в 90% случаев он описывает ситуацию: стучит, гремит и тд. Ему говорят приезжайте, привозите посмотрим и уже в сервисе определяют проблему и дальнейшие действия. Есть большое количество приложений для автосервисов, которые предполагают, что автолюбитель обладает навыками автомеханика и может в приложении выбрать необходимый ему ремонт. Как правило это не так. 90% водителей не понимают в машинах. И записываясь через приложение в 2 клика клиент лишь обозначает проблему и автосервис, если свободно принимает его, если нет перезванивает и перезаписывает. Мы видим статистику, что у клиента вырабатывается привычка: стучит? Запишись. Мы делаем ставку не на агрегатор, а на персональное мобильное приложение. Но Ваше скептицизм нас знаком и мы часто с этим сталкиваемся. Тк всех владельцев автобизнесов неоднократно атаковали различные агрегаторы, единственной ценностью этих агрегаторов был демпинг по цене для клиентов. Вообще, если у Вас действительно автосервис, давайте попробуем и здесь же отпишетесь р результатах.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Bolotov

Пишите про автосервисы. Интересно почитать.

Ответить
Развернуть ветку
74 комментария
Раскрывать всегда