Как вносить правки, чтобы не было стыдно за проект

Отношения с клиентом, пожалуй, самая важная вещь в бизнесе. Но как бы вы ни старались узнать у клиента все детали проекта, показать себя с лучшей стороны и настроить его на правильный процесс, рано или поздно попадётся клиент, который неизбежно захочет внести правки.

Этот момент в дизайне особенно болезненный, думаем, дизайнеры согласятся. От него никуда не денешься, и если хочешь дойти с клиентом до конца и сохранить отношения, придётся решать этот вопрос.

Как вносить правки, чтобы не было стыдно за проект

Перечислим ошибки:

  • Вы хотите угодить клиенту и соглашаетесь на правки безоговорочно;
  • Вы не договорились заранее о процессе внесения правок и что вообще понимается под «правками»;
  • Вы воспринимаете все правки как бык красную тряпку: позволяете эмоциям взять верх и продолжаете работать с меньшим энтузиазмом.

А как тогда правильно?

Отделяем вкусовщину от конструктива

Иногда просьба внести правки бывает вполне разумной. Чувствуем возгласы несогласных: «Разве бывают разумные правки? Клиент обычно всё портит своими правками!»

Спешим внести ясность: клиент не хочет ничего специально портить. Но нам нужно достучаться до его истинных намерений.

Ловите примеры вопросов, которые помогут получить ценную информацию. Для удобства восприятия разберём пример «Давайте сделаем зелёный не таким ярким»:

  • Скажите, а чем вызвано опасение, что этот оттенок как-то негативно повлияет?
  • Вам просто эстетически не нравится этот зелёный? Или есть какая-то причина, почему такой цвет не будет работать?
  • Как вы поняли, что этот цвет не будет работать? Как вы поняли, что предлагаемое вами решение будет работать лучше?
  • Как вы думаете, какая цель нашего проекта по дизайну? Нравиться вам или помочь продать ваш продукт?

Вам может показаться, что звучит жёстко или занудно. Так и есть, если написать сообщение клиенту в телеге и ждать ответа.

Мы советуем это спрашивать лично, с доброжелательной интонацией и искренним интересом. Тогда вы гарантированно получите одну из двух ситуаций:

1. Вкусовщина

Клиент не сможет дать логическое объяснение и всё сведётся к тому, что ему просто кажется. Или лично ему не нравится. Сделайте всё, чтобы он это понял. Объясните, что он не является целевой аудиторией этого дизайна. Простыми словами, не ему покупать свой товар. Его личный вкус — это последнее, на что нужно опираться.

2. Конструктив

Клиент предоставит весомую аргументацию. Чаще всего клиент разбирается в своём бизнесе хорошо, как минимум, лучше вас. Ему может быть известно что-то специфическое, например, свойства материала упаковки или способ вышивки лого на одежде. Другими словами, звучит конкретика. Это может означать, что вы не учли какой-то нюанс, не спросив об этом на брифе. Такое бывает и у нас, будем честны. Это не страшно. Главное — нужно сделать себе пометку, чтобы стать лучше и учитывать такие моменты в будущем.

Стратегия внесения правок

Ну и напоследок, если вы всё-таки осознали, что правок не избежать, вот несколько полезностей:

  • Отстаивайте свое решение. Клиент вряд ли оценит беспрекословное внесение правок по любому его запросу. Это выдаёт вашу неуверенность как в результате, так и в себе. Не давайте слабину, и обозначайте своё мнение, даже если всё равно придётся вносить исправления.
  • Постарайтесь выиграть время. Предложите взять клиенту паузу в один-два дня. Дайте пожить с проектом, посмотреть на результат свежим взглядом. Аргументируйте тем, что это поможет ему точно сформировать финальный фидбек, с которым будет проще работать. Часто у людей проходит «первый шок», они привыкают к новому решению и часть правок отпадает за ненадобностью.
  • Заранее проговаривайте, сколько раз можно бесплатно вносить правки и что входит в одну итерацию правок. Это заставляет клиента бережнее относится к итерациям. Если сейчас сгорит бесплатная итерация, то ему придётся лучше подумать, чтобы потом не переходить к платным правкам. Это экономия денег для него и времени для вас.

А как вы работаете с правками? С удовольствием пообщаемся в комментах!

А еще мы делимся кейсами и шутим в сторис в Инстаграме, подписывайтесь :)

Как вносить правки, чтобы не было стыдно за проект
4141
23 комментария

Работал с разными клиентами, и заметил одну вещь. С самого начала понятно уже что это за клиент.

И если он относится к тебе только как к исполнителю, а не специалисту, то ни один из этих вопросов не поможет.

11
Ответить

Это правда, тут уже вопрос про работу и договорённости на старте. Иногда получается такого клиента настроить и "обучить" правильно с вами работать. Но и ваша правда в том, что бывают безысходные случаи. Вы, кстати, что делаете, отказываете в работе?
Мы готовим статью на эту тему, будет интересно ваше мнение, насколько полезные советы будут в ней!

Ответить

Золотые слова

Ответить

господи открыл ленту 10 января и увидел слово правки. глаз до сих пор трясется.

5
Ответить

Хорошая статья. Я лично считаю, что нужно один раз досконально объяснить клиенту свое решение. Как правило это работает. А если нет, то просто лучше сделать как говорят, но при условии, что вы работаете по часовой ставке. Хотелки клиента за его счет, вот так.

4
Ответить

Спасибо!
Да, всё верно) И работает, когда сам уверен в результате. А то бывают рассказы, когда аккаунт презентует и защищает дизайн, думая про себя "так-то я с вами согласен, это дерьмо")) Тогда шансов мало)

Ответить

Согласен с высказанной выше мыслью: «В графическом дизайне очень много субъективного». Бывает, что попытки достучаться до заказчика не приводят ни к чему.

В свое время расстался с одним из своих фриланс-клиентов, когда после очередной попытки докопаться до реальной задачи, стоящей перед их компанией, услышал: «Ты не рассуждай давай, делай, что я тебе говорю».

3
Ответить