Что не так с отчетностью Яндекса: разбираемся, что происходит c компанией + апдейт
Полагаю, Греф недоволен направлением — ему нужно лидерство, а не жалкое пятое место, а Сбер, как бы ни старался, отстает в разы даже от Яндекс Маркета. Их GMV — каким бы он ни был — достигнуто грубыми субсидиями.
Я активный пользователь Сбермегамаркета и как-то получил кэшбек 10% при покупке шин, хотя купил их по нижней цене на рынке. Как клиент — я в восторге, сэкономил кучу денег. Как человек, который занимается бизнесом, я в ужасе от того, сколько они сжигают денег. Купил сушильный аппарат — получил кэшбек 13% от стоимости, лекарство родителям — начислялся кэшбек 25% от стоимости. Вертолетная раздача денег.
В какой-то момент они начислили всем сотрудникам кругленькую сумму баллов «Спасибо» и разрешили до 99% покупки оплачивать с помощью этих баллов — это примерно 8,5 млрд ₽ на весь штат Сбера, которые сгорели за несколько недель.
Более того, этими баллами они разрешили оплачивать технику Apple, Dyson и другие премиальные бренды. Уверен, продажи Apple на платформе подскочили в 2021 году в десяток раз. Сбер как слон в посудной лавке со своими движениями. Но под руководством мудрого Льва Хасиса они должны ускориться — начнут тратить еще больше денег, и Яндексу станет тяжелее.
Такси
Яндекс пожинает лавры монополиста на рынке Такси. Хотя я, например, перестал им пользоваться, потому что он почти все время дороже в 2 раза, чем Ситимобил (примечание автора: Ситимобил объявил о прекращении работы 11 марта 2022 года).
Глобально им теперь не нужно демпинговать и держать низкие цены, поэтому они начали зарабатывать существенные деньги. Эта вертикаль у Яндекса действительно стала успешной — Яндекс съел российский Убер, а это многого стоит.
Кинотеатр
Озон не стал делать свой кинотеатр, они договорились о партнерстве с Megogo (приостановил свою деятельность в России 2 марта 2022 года), Kion, а Яндекс тратит сумасшедшие деньги на создание контента, лицензии и т. д. — они бьются против ivi.ru, но зачем? Кого Яндекс пытается купить?
Все эти деньги, по сути, идут в трубу, потому что Кинопоиск HD доступен для пользователей Плюса, которые изначально про кино не думали, но оно им достается бесплатно.
Противостояние Яндекса с видео-сервисами — еще одна интересная тема. В Озоне решили не вступать в эту борьбу, и, на мой взгляд, это правильно — на этом рынке много компаний, которые вкладывают огромные деньги в производство и покупку контента. И Яндекс среди них. При этом бьются все за небольшой российский рынок.
Банк
Недавно Яндекс купил банк «Акрополь». Это еще один потенциально проблемный актив. Полагаю, банк нужен Яндексу для обеспечения процессинга миллионов платежей в сервисах компании — в первую очередь мобильности и для развития e-commerce. Банк со временем должен стать инструментом развития селлеров на платформе Яндекс Маркет, но для этого его нужно капитилизировать — вкладывать реальные деньги в капитал компании, чтобы из этого капитала выдавать займы партнерам. Я не знаю о планах компании Яндекс по использованию банка, но банк как сущность — крайне затратный бизнес.
Выводы
У Яндекса намечается тяжелый 2022 год в условиях жестокой конкуренции с другими корпорациями. У них есть проблемные направления: Онлайн-кинотеатр Кинопоиск HD и Е-commerce. Есть проблема бюрократизации — могу ошибаться, но на мой взгляд, юристы у них победили здравый смысл.
Яндекс замедляется как организация, и это плохо, потому что они не могут быстро нажать стоп-кран: если они "улетают в трубу" с Е-commerce сервисами, они не могут этого отменить — взять и перестать тратить на эти сервисы деньги. И их расходы на эти сервисы будут только расти — по собственным планам как минимум вдвое, при этом денег у них осталось на 2,5 года.
Единственное, что может спасти Яндекс — вывод отдельных направлений на IPO. Но я лично жду глобального финансового кризиса в ближайшие 3-5 лет, когда схлопнется S&P500 и топ-500 американских IT-компаний. Не знаю, сколько продлится "финансовая зима", но явно не один год. Ключевой вопрос — успеет ли Яндекс хотя бы один из сервисов вывести на IPO до этого момента.
Что изменилось 24 февраля
На мой взгляд события 24 февраля спасли Яндекс он неминуемого банкротства. Компанию отрезали от фондовых рынков и лишили возможности выпуска международных долговых обязательств. Планы по экспансии в Евросоюзе и на рынке США и выводу вертикалей на IPO поставлены на паузу или отменены. Гендиректор Яндекса, Тигран Худавердян, попал под персональные санкции ЕС.
Топ-менеджмент Яндекса, начавший терять связь с реальностью и заигрывающий со "шмузингом" в отчетности, произвёл жесткое приземление в реальность.
Свежие новости о компании:
Произошедшие события значительно развернули Яндекс в сторону государства. Это хорошо, так как компания получит финансовую и административную поддержку.
Яндексу придется пересмотреть среднесрочную стратегию развития сервисов. Планы по накачиванию капитализации и работа в убыток на протяжении нескольких лет, в текущих реалиях невозможны.
Пока нет новостей о спин-офф проектах Яндекса — такси Yango в Финляндии и сервисе экспресс-доставки продуктов Yango Deli во Франции, но коррекция планов неизбежна.
Допускаю, что Яндекс отложит строительство новой штаб-квартиры и пересмотрит планы по развития сервисов Яндекс Маркет, Яндекс Лавка и Кинопоиск.
При этом есть и хорошие для Яндекса новости. Например, уход с рынка компании «Ситимобил». Adjusted EBITDA бизнеса мобильности в 2021 году составила 3.9 %. В 2022 году у нее есть все шансы подрасти.
Вероятно, под воздействием внешних обстоятельств, Яндекс разделится на две компании - международный Yango и отечественный Яндекс. Один с потенциалом привлечения денег на международном рынке и второй - направленный внутрь России.
Считаю, что несмотря на почти полное «обнуление» опционов сотрудников, беспрецедентное падение капитализации и невозможность в ближайшем будущем привлекать деньги через SPO и международные займы, российский Яндекс получил путевку в будущее. Речь о том, что очевидно проигрышные стратегии будут пересмотрены и компания перестанет бездумно сжигать десятки миллиардов рублей.
В моменте огромное число сотрудников Яндекса потеряли свои сбережения, выраженные в акциях компании. С этим ничего не поделать, сочувствую.
Всем сотрудникам Яндекса желаю терпения и веры в свои силы и команду.
Если вам понравилась колонка, подписывайтесь на мой блог здесь на vc.ru или на телеграм канал «Репродуктор Белоусова».
Автор: проблемный сервис — Кинопоиск.
Фактчекинг: Кинопоиск — лидер по подписчикам среди российских онлайн-кинотеатров: https://vc.ru/media/349054-kinopoisk-stal-liderom-po-kolichestvu-podpischikov-sredi-onlayn-kinoteatrov-v-2021-godu-gfk
Бонусом у Плюса: 12 млн подписчиков, из которых 80% платят за подписку. https://vc.ru/finance/365612-otchet-yandeksa-za-god-bolshe-poloviny-vyruchki-ne-ot-reklamy-pribyl-upala-iz-za-investiciy-v-elektronnuyu-torgovlyu
Автор: Yango «недавно» запустился в Хельсинки.
На самом деле это случилось ещё в 2018 году: https://vc.ru/transport/50455-yandeks-taksi-zapustitsya-v-helsinki-pod-novym-brendom-yango
А еще оно работает в Эстонии, Норвегии, Румынии, Гане и в Израиле: https://vc.ru/search/v2/content/relevant?query=yango&editorial=1
Автор: Яндекс Банк не капитализирован и будет спонсировать селлеров.
Фактчекинг:
https://vc.ru/finance/328019-ozon-i-yandeks-uvelichili-kapitaly-sobstvennyh-bankov-v-1-6-2-raza-za-tri-mesyaca
https://vc.ru/finance/336632-yandeks-bank-zaplaniroval-vydavat-kredity-voditelyam-i-kureram-s-2022-goda
Подписка у Плюса и Кинопоиска одна и та же
Автор: я не проф аналитик
Аналитика: "читаем между строк", я пользуюсь/я не пользуюсь
Ну абсолютно не согласен по некоторым моментам. Рынок онлайн Кинотеатров растет. Если Яндекс откроет банк, он сможет как экономить на комиссиях, так и получать % за операции по картам, инвестициям итд, так что вложения могут быть оправданы. Зачем конкурировать с Ivi? Да потому что Ivi дичь и как сервис Кинопоиск в разы лучше и долю сможет отжать хорошую. Так что в этих моментах уверен, что в будущем будет все в Ажуре
Рынок онлайн Кинотеатров растет
Ага, особенно дальше он в РФ будет расти с падением доходов людей и проблемами с продлением и закупкой лицензий на фильмы и сериалы.
у них давно есть банк, только это не так просто - открыть банк... запустить сервисы которые хотя бы в два раза будут хуже чем у Тинькофа это несколько лет тяжелого труда и сотни млн. долларов/евро инвестиций... в текущей ситуации об этом уже можно забыть, НО у Компании есть "свои" сервисы, которые есть куда развивать...
Интрестинг, однако Вы забыли уточнить, что Хасис уже ушёл из Сбера.
Ну и немного неточно про Кинопоиск — там есть то, что не входит в подписку и за что надо доплачивать.
Нынешние события скорей всего подстегнут развитие IT-сервисов типа Яндекс.Облака, а мы все знаем, на чём сейчас зарабатывает 40% выручки некогда бывший исключительно торговой площадкой Амазон.
Кажется, что сила Яндекса — как раз в диверсификации и возможностях перераспределения ресурсов с одного направления на другое. Подобную историю пытается строить Сбер, но ему не хватает «айтишного ДНК», на мой взгляд.